Автомобили.ру
Жила себе полтора десятка лет после выпуска своего первого SUV компания Volvo, поживала и как-то обходилась без компактного кроссовера в линейке, а теперь баста – невмоготу. И то сказать,  2001-й, год дебюта в виде концепта габаритного ХС90, – это же почти прошлый век! Только-только появился Ericsson R380, мобильник и КПК в одном флаконе, впервые официально названный смартфоном. Сколько воды с тех пор утекло – не счесть. И вместе с той Н2О поменялись вкусы на автомобильном рынке. Российском в том числе. Какой сегмент из значимых у нас в лидерах по темпам прироста в первом квартале 2018-го? Компактные SUV. Тут мы идем в ногу с остальной планетой. Теперь дело выглядит так, что через пару лет объемы продаж в этом сегменте «паркетников» достигнут миллиона авто в год – на порядок больше, чем в 2010-м! И вы хотите, чтобы Volvo изошла желчью, глядя на то, как другие уминают столь вкусный пирог? Возможно, в былые времена так бы и случилось, но Ли Шуфу слишком амбициозен, чтобы играть в поддавки с конкурентами. Собственно, боссу холдинга Geely Automobile, куда с 2009 года входит Volvo Cars, мало одного представителя в сегменте компактных SUV. Даешь двойню! «Швед» XC40 и его гетерозиготный брат-близнец «китаец» Lynk & Cо 01 произросли от общей платформы СМА (compact modular architecture) разработки Volvo и Geely. Последняя скрепа, связывавшая компанию из Гетеборга с ее прежним владельцем, Ford Motor, оборвана.

Volvo XC40

ХС40 получился с выраженной драйверской жилкой. На таком автомобиле был бы к месту доступный для других SUV Volvo проектор информации на ветровое стекло, позволяющий целиком сконцентрироваться на вождении


Но в кого же уродился первенец Volvo в сегменте компакт-кроссоверов? Под подозрением Иан Кеттле. Едва закончив знаменитый лондонский Royal College of Art, молодой британец, видимо, ощутил себя реинкарнацией Юлия Цезаря: пришел в дизайн-подразделение Volvo Cars, выполнил скетч на заданную тему и победил. Не без озорства. Невысокий крепыш Кеттле превратил ХС40 в «автопортрет» и называет свое творение не иначе как «плотным небольшим роботом». Хоть бы и так! Главное – Volvo показала нос множеству конкурентов, сказав внешним видом ХС40: «Вы масштабируете свои модели, а наш кроссовер при сохранении фамильных черт не мини-клон ХС90 или ХС60. Вы стилизуете SUV под купе, жертвуя высотой салона, а мы верны своим традициям практичности. И разве вышло скучно?» Да уж, от вида ХС40 не тянет зевать. Вот челюсть может отвиснуть при виде лихо заломленной подоконной линии задних дверей. И как только начальники Иана Кеттле одобрили такое решение? С другой стороны, маленькие пассажиры ХС40 сами затребуют от родителей усадить их в спецкресла, чтобы видеть происходящее за окном. А безопасность, если кто не в курсе, – конек Volvo. И распрягать его по случаю прихода в сегмент компакт-кроссоверов шведы не намерены.

Volvo XC40
Блюститель рядности движения действительно активно – и не от случая к случаю – противодействует сходу с занимаемой полосы без включенного поворотника, пропуская лишь сплошные, отграничивающие обочины. Для иных именитых немецких марок такая эффективность подобных устройств – предел мечтаний. И что мешает использовать множеству компаний в системе контроля слепых зон вместо крошечных символов на периферии наружных зеркал размашистую оранжевую дугу, как на ХС40? Такой «аларм» не хочешь – заметишь. А вот почему компакт-кроссовер Volvo сторонится моды на все более широкое применение алюминия (из него выполнены лишь передние краш-боксы с перемычкой между ними) в конструкции кузова, понятно. Сталь не просто дешевле в производстве и легче поддается правке, но и куда лучше «крылатого» металла гасит всяческие шумы. В салоне ХС40 образцовый акустический комфорт, не считая проступающего на общем благостном фоне гула шин Pirelli P Zero. Зато дробь камешков в колесных арках заглушена. Кто-кто, а шведы не понаслышке знакомы с гравийками...

Volvo XC40

«Скандинавский дизайн решает сложные проблемы так, чтобы в итоге все элементы казались простыми»

Конни Бломме, старший менеджер по дизайну интерьера


Шутить с качеством сборки интерьера компакт-кроссовера его создатели тоже явно не намеревались, и все же на тестовом экземпляре созорничать решила неплотно подогнанная пластиковая панель слева от педали тормоза. Так и норовила меня разуть! Впрочем, куда больше зацепило другое. Volvo, всегда делавшая ставку на функциональность, превзошла себя и даже Skoda, признанного авторитета по части придумки всяких полезных мелочей. Салон и грузовой отсек ХС40 обросли емкостями, держателями, кажется, для всего на свете – даже для ключика запираемого перчаточного ящика! Но новорожденный – дитя IT-эпохи, и электронные гаджеты тоже не путешествуют третьим классом. Площадка для индукционной зарядки смартфона – это само собой, однако инженеры Volvo первыми догадались встроить низкочастотные динамики аудиосистемы... в дефлекторы климатической установки, а освободившуюся на передних дверях площадь отдали под карманы-гиганты. Грузите планшеты пачками, и еще место останется для пары бутылок!

Volvo XC40

ХС40 с его коэффициентом аэродинамического сопротивления 0,34-0,37 – не самый обтекаемый среди компакт-кроссоверов, но «шведу» не откажешь в запоминаемости профиля

Да, по случаю прибавления в семействе шведы пустились во все тяжкие и взглянули новыми глазами на мир, обнаружив в нем помимо холодных, северных красок еще и яркие. Так «салонная» палитра ХС40 обогатилась оттенками с «говорящими» названиями, Lava Orange и Oxide Red. И все же скандинавы удержались от откровенного, по их мнению, хулиганства. Подумали было сделать потайные наружные ручки на задних дверях и завернули эту идею. Volvo – не Alfa Romeo. Темперамент не афиширует.

Изюминка XC40 в Европе –

абонентский сервис Care by Volvo, единая ежемесячная плата и замена автомобиля на новый через каждые два года. В нее входит пакет таких услуг, как заправка, мойка, ТО или доставка товаров в автомобиль. Владелец сможет передавать машину друзьям или родственникам с использованием цифрового ключа. В России, увы, пока такой услуги не будет

А он есть! Уж у версии Т5 с 2-литровой 249-сильной турбо-«четверкой» – точно. Конечно, это шведская мощь. Без дела наружу не рвется, но в нужный момент она всегда к вашим услугам, особенно если выбран режим силового агрегата Dynamic. Разгон 0-100 км/ч за 6,5 с и максималка в 230 км/ч говорят сами за себя. Озорства добавила и иная, чем на «старших» SUV марки, настройка АКП8 (стандарт для всех ХС40 в России): в ручном режиме переход с 3-й передачи на 2-ю блокируется менее жестко, и сбросить скорость перед входом в вираж за счет торможения двигателем, а затем резко ускориться на выходе уже не проблема. Правда, атакующий стиль вождения мигом приведет вас на АЗС, да и при аккуратном обхождении с педалью газа получить средний расход 95-го бензина <11 л/100 км – большая удача. Похоже, 54-литровый топливный бак рассчитан на дизельный аппетит. Из «соляроядных» ХС40 у нас пока доступна 190-сильная версия D4 (от 2 435 000 руб.), а во втором полугодии появится 150-сильная D3, в том числе в переднеприводном исполнении (от 2 160 000). Более экономичная легкотопливная альтернатива Т5 – 190-сильная Т4 (от 2 325 000 руб.).


А теперь вопрос ребром: дифирамбы петь будем? Без них сложно обойтись, говоря об уже упомянутой платформе СМА, дебютирующей на ХС40. Этому шасси ни к чему украшательства в виде активных амортизаторов. Потратить 67 900 руб. можно с бОльшим толком. Опционные пакеты и так утяжелили цену тестового Т5 в комплектации Momentum на 652 000 руб., и это не предел. Да, Volvo по общему premium-правилу не делает скидок на компактные габариты своего кроссовера. Но предоставляет выбор. Доплачиваете 325 000 руб. и получаете Т5 R-Design, в частности, с более спортивными настройками подвески. Оптимальное ли это решение для наших условий – вопрос другой. Уже базовый вариант подвески не настолько мягок, чтобы горевать из-за отсутствия в списке опций передних сидений с функцией массажа, но и не докучливо жесткий. При этом автомобиль исключительно устойчив, в том числе в асфальтовой колее, и не в ущерб живости реакций. А еще на таком ХС40 можно мчать на 100 км/ч по кочковатой, мокрой грунтовке без раскачки кузова, пробоев подвески и боязни повредить легкосплавные диски. Спасибо высокому, 55-му, профилю шин! Бьющийся на неровностях в конвульсиях руль? Не знаю. Не ощутил.

У ХС40 есть практически все, что нужно, чтобы уверенно чувствовать себя на русских дорогах

Volvo XC40

Дизайнерам Volvo удалось сделать не типовым даже задний фасад ХС40. Хотите более агрессивный вариант? Кроссовер в комплектации R-Design получает выставленные напоказ сдвоенные выхлопные патрубки

Что еще нужно, чтобы уверенно чувствовать себя на российских дорогах? Докатка вместо баллончика с герметиком? Нежится в подполе грузового отсека. Понятно работающий привод 4х4? Его ХС40 получил от старших братьев по SUV-линейке. При старте и пробуксовке на скоростях до ≈110 км/ч многодисковая муфта BorgWarner с электрогидравлическим управлением перекидывает на заднюю ось 50% крутящего момента, а тормозные механизмы имитируют межколесные самоблоки не сильнее проскальзывающей оси. Автоматическое подтормаживание на спуске? Такая функция активируется при выборе режима Off-road. И эти бонусы не повисают в воздухе. ХС40 – с какой стороны ни взгляни – подготовлен к встрече с грунтовками. Короткие свесы позволяют кроссоверу Volvo в отличие от многих конкурентов не секретить углы въезда/съезда, а солидный клиренс в 211 мм и продуманная компоновка механической начинки – глубину преодолеваемого брода. 450 мм – это вам не 250 мм BMW X1 или 300 мм более крупного M-B GLC! В списке аксессуаров ХС40 отыщется и мощная алюминиевая защита картера, которая устанавливается вместо штатной пластиковой. Наконец, после принятия грязевых ванн вас приятно удивит чистота порогов, прикрытых нижней частью дверей. В Volvo точно созорничали, заявив свой первый компакт-кроссовер записным горожанином!

Коротко о главном

Двигатель
Тип
4-цилиндровый рядный с турбонаддувом (дизель)
Рабочий объем, см3
1969
Мощность, л.с./об./мин.
249/5500 (150/3750)
Крутящий момент, Нм/об./мин.
350/4800 (320/1750-3000)
Трансмиссия
Привод подключаемый полный (передний)
Коробка передач 8-ступенчатая АКП
Размеры/масса
Длина/ширина/высота, мм 4425/1863/1652
Колесная база, мм 2702
Клиренс/глубина брода, мм 211/450
Углы въезда/съезда/рампы,° 21,7/30,4/21,9
Снаряженная масса, кг 1733 (1568)
Динамика/экономичность
Скорость, км/ч 230 (200)
Разгон 0-100 км/ч, с 6,5 (10,2)
Средний расход топлива, л/100 км 7,2 (–)
Коротко о главном

Много разного говорят о том, как присуждаются титулы «Автомобиль года» на всяческих конкурсах, но главный европейский трофей 2018 года достался Volvo XC40 по праву. В состязании множества премиальных компакт-кроссоверов «швед» точно не будет аутсайдером...

18+