И мы сейчас проедем мимо «Сайгона». Это то место, где собирались свободные люди. На самом деле это заведение «Сайгоном» никогда не было, в плане вьетнамцев. Это кофейня, где варили настоящий кофе и как раз во времена вьетнамской войны. Сайгон — это же оплот контрреволюции. И соответственно, вся модная и продвинутая молодежь собиралась именно в этом месте, которое официально называлось «Кафе-автомат». Сначала там стали кучковаться хиппи.
Потом художники, рок-н-ролльщики, писатели, поэты. Это был стояк, в котором кофе пили стоя. И это был не обычный бочковой кофе, по выпуску которого наша страна была впереди планеты всей, не считая Америки. Мы ж не знали тогда, когда говорили «вот, мол, в Америке», что и там кофе такой же говеный. Нет, в «Сайгоне» кофе был похож на итальянский. И там был настоящий воздух свободы, там пахло диссидентством и именно там можно было повстречать всех знаменитых питерских людей андеграунда.
Сейчас мы встанем в пробочку и будем стоять. Конечно, немало хлопот доставляет мне эта машина в чемпионате FIA GT. Бывают трассы, на которых автомобиль Porsche, на котором я выступаю, страшно уступает автомобилю Ferrari 550 Maranello. Но тот Ferrari не имеет ничего общего с этим, из автосалона. Не о чем даже разговаривать! Частный автомобиль GT является надувательством. Потому что возможности гоночного GT в сто раз больше, чем у частного.
Рубинштейна, 13. В ту пору — Ленинградский рок-клуб. Вдумайся! Вообще, тогда в рок-клубе и представления не было, что такое Ferrari. А что происходит сейчас? Любой подросток, берущий в руки гитару, прежде всего, думает о том, как разбогатеть и купить себе Ferrari. Раньше же никому в голову не приходило, что стать Миком Джаггером — это, значит, иметь возможность приобрести Ferrari! А это и есть то самое главное, а не бунтарский дух и т. д. и т. п. Конечно же, у ленинградского рок-андеграунда был в целом советский характер. Выпустить пластинку, продать 10 миллионов копий, заработать на этом 100 миллионов и купить тысячу Ferrari — это считалось пошлость. Считалось, что если ты заработал рок-н-роллом много денег, то ты продался. Выпустил альбом — продался. Выступил по телевизору — продался. Такой чисто русский пролетарский подход. Поэтому Ferrari этим бойцам не грозило и не грозит до сих пор. Что там Элвис Пресли? Буржуазная свинья! Что там Павел Маккартни и друг его Иван Леннон? Нет, настоящие рокеры — они не те! Настоящие рокеры — это трамвай, «Жигули»... Вру! Это ЗАЗ-968, полный барабанов и электрических гитар, сделанных на фабрике Луначарского, с усилителем УЭМИ на двух лампах. Вот это все — настоящий рок!
Автомобиль Ferrari 550 Maranello в частной версии используется мной впервые. Но могу заранее сказать, что не нужно иметь семи пядей во лбу, чтобы такой аппарат водить. Здесь нет ничего экстремального, все очень цивильно, удобно, домотканно, я бы даже сказал интимно, и одновременно чувствуется огромное количество лошадиных сил под капотом. Что не нравится — так эта механическая шестиступенчатая коробка. Широкий ход рычага и необходимость попадать в узкие пазы, которые, скорее, дань традициям GT 60-х гг., хотя и призваны синхронизировать работу правой руки с левой ногой, чтобы не поломать шестеренки.
Так что если уж говорить о 550-м Maranello, то я бы взял ее с гидроэлектрическим переключением на руле, как в F1. Автомобиль с кондиционером, что свидетельствует об идейной свежести этой модели. Потому что раньше, до начала 90-х, считалось, что не за тем мы покупаем себе такие машины, чтобы комфортно в них себя чувствовать. Наоборот, мы покупаем Ferrari, чтобы чувствовать себя жестко, потеть и терять сознание от страха. Автомобиль комфортен даже за те деньги, что за него просят. Он даже позволяет слушать компакт-диски, что говорит о том, что подвеска все-таки есть, и она работает на удивление плавно. Я еду и, не корячась, втыкаю передачи, фары, дворники, смотрю в зеркальце. И все это не вызывает никакой судороги, мозолей или геморроя.
Чувствуется, что это не просто Ferrari, а большой Ferrari, с объемным двигателем, моментным, длинным и устойчивым на низах. Кстати, раньше особым шиком считалось забыть в поддоне картера Ferrari плоскогубцы или моток проволоки. Это подчеркивало, что автомобиль, действительно, ручной сборки. Достаточно мягкая машина, и свой боевой характер она может проявить на многокилометровых прямых. Она комфортно разгонит до трехсот и комфортно же остановит. На этом Ferrari 550 можно ездить медленно, как мы, по трамвайным путям, что здорово!
Атмосфера на Рубинштейна, 13 была странная. Это была такая официальная площадка, где можно было играть. Все это находилось под контролем комсомола. Раз в год проводился фестиваль, который шел по две недели с 10 утра до 8 вечера. Колбасились группы, сидело жюри, в которое входили ра ботники райкомов, корреспонденты газет, какой-то писатель... Там играли все. Как бы то ни было, рок-клуб давал официальную платформу и возможность гастролировать. Ездили с бумагой «Ленинградский рок-клуб направляет к вам группу Михаила Науменко «Зоопарк». Печать, подпись... Все это существовало пока было «можно, когда нельзя». В конце 80-х все закончилось.
В таком количестве, в каком дырки в асфальте встречаются в Санкт-Петербурге, они больше не встречаются нигде. Хотя к 300-летию многое подзалатали, но это все происходило до июля, а сейчас октябрь. Конечно же, прошло уже много времени, многое успело состариться. Моя школа 222 на Софьи Перовской. «Петришуле» называется. Здесь я впервые попробовал портвейн. Седьмого ноября. В восьмом классе. Ничего не изменилось. Фантастика!
Пили за котельной на троих: Теплюков, Барчуков — два ватерполиста — и Коля Фоменко — маленький по сравнению с ними, как журнальный столик. Пили «Приморский» за рубль семьдесят две из бутылки «Сабонис». Огромная такая бутыль. Барчуков отличался тем, что пил без глотания — он умел задержать кадык и просто вливал стакан внутрь. Надо понимать, что портвейн пился тогда, соответственно, «Кавказ», «Приморский» и «Иверия» — «смотрю, глазам не верю я»— 2-42 «Иверия». Ну и я — тресь стакан и заел четвертинкой ржаного хлеба. И через две минуты понял, что улетаю. Было 4 часа дня.
Следующие часов пять не помню. Знаю, меня носили смотреть салют. Седьмое ноября все-таки, не забывай! Данилов, одноклассник мой, принес меня домой, вставил в двери подъезда и ушел от греха подальше. И я в бессознанке пошел вверх на третий этаж. Большая парадная, центр города, колыбель революции, Невский проспект (мы туда сейчас поедем). И я чувству, что улетаю. Так херово мне было только в 2000-м году, когда я разбился на «Хонде» на «Невском Кольце» (туда мы не поедем). И я начинаю прям на лестнице... отдавать. Первый пролет, площадка, мимо почтового ящика, второй этаж, третий... и все отдаю, отдаю, отдаю... 12 часов ночи.
Я выпил всего стакан, а ощущение такое, что отдал всю жизнь. Открыл квартиру, собрался духом, взял швабру и уничтожил все следы «Приморского» и, замечу, четвертинки ржаного хлеба. Всю лестницу до первого этажа! Идеально чисто! Но башку крутило потом до утра. Космонавты приходили и уходили, приходили и уходили. И орбита была уже, не как эллипс, а как конгруэнтный треугольник! Во как! А мы почти уже приехали: Невский, дом 3.
Это дом, в котором я родился. Во времена «Секрета» здесь, на лестнице, жили фанатки. Их высиживало там человек по двадцать девчонок. Разные, смешные: «Сусанина», «Лена-Лошадь»... Спали на лестницах. У них не было секса в голове, жениться они не хотели, расписывали стены, рисовали фрески. Здесь все стены были испещрены разными словами. Некоторые остались после ремонта и до сих пор.
Если говорить о Ferrari конкретно, то сейчас на гонке в Монце команда JMB — одна из трех команд Ferrari в нашем чемпионате — уже выставила новую Maranello 575. Она уже омологирована и, более того, они уже выиграли на ней «Португалию». Едут они очень быстро, быстрее, чем сама Scuderia на 550-х. Еще сыровата, это видно, но в следующем сезоне она будет мчать. Единственное, что им можно будет противопоставить, по моим ощущениям, та это Lamborghini Murcielago от AudiSport.
И еще мы ожидаем заход в чемпионат Ferrari Enzo. Эта машина адской красоты, максимально приближенная к F1. Человек же, приобретающий такие машины в частной версии для езды по дорогам общего пользования, я уверен, он и десятой доли возможностей машины, тех скоростей, тех виражей не ощутит. Для того чтобы почувствовать Ferrari, надо выезжать на закрытые автодромы, и там за первые тридцать секунд понять, что ты не можешь ей управлять. Тo есть нужно сначала заплатить 250-300-350 тысяч у. е., чтобы понять, что ты не можешь!
А городу ничего не делается. Даже, когда он осыпeтся полностью, ничего не произойдет. Питер же остается только в голове. Настоящий Питер.
Журнал "Автомобили", ноябрь 2003 года