Ломая стереотипы
Большинство из нас является заложником собственных стереотипов. Так, «спорткар» — это приземистое купе или родстер, а «экологически чистый автомобиль» — компактный автомобильчик, который может назвать крутым только повернутая на защите дикой природы наша потен-циальная соотечественница Брижит Бардо. Karma вдребезги разбивает оба стереотипа. Во-первых, она невероятно красива. Причем не только когда смотришь на нее снаружи, но и изнутри. «Бедра» задних крыльев, плавные изгибы капота, переходящего от небольших впадин ближе к центру к резко вздыбленным крыльям, поджарый багажник, крохотное заднее стекло — броско, спортивно и сексуально.
Во-вторых, Karma действительно здорово едет. В компании Fisker и не пытались создать максимально экономичную машину. Karma — спортивный седан, который покупают успешные и богатые люди, для которых езда за рулем — не рутина, а радость. Просто вся их жизнь проходит в согласии с окружающей средой. При этом, заметьте, они не отказывают себе в комфорте или удовольствии, так почему же их green car должен быть скучным и унылым?! Вот Karma и не уныла.
Электрокайф
Водить эту машину действительно очень и очень приятно! Тяги, как и в любом другом электромобиле, очень, очень, очень много. 1330 Нм! Вдумайтесь в эту цифру — у Bugatti Veyron и то меньше. Стоит слегка нажать на педаль, и автомобиль буквально бросается вперед с легким, едва заметным подвыванием. Я ездил на многих электромобилях, и всех их отличал впечатляющий разгон до 30-40 км/ч, но затем темп ускорения снижался, и первую сотню «электрички» разменивали подчас даже позже своих бензиновых собратьев той же мощности. Но Karma не из таких! Она продолжает без устали набирать скорость вплоть до предельных в США 70 миль в час (112 км/ч). Так как штраф за превышение даже на 10 миль — $ 200, то сильно нарушать правила я не стал. И, тем не менее, возможности Karma завораживают — эластичность двигателя, как у большеобъемного V8.
Самый кайф наступает в момент, когда нужно съехать с одного хайвея на другой. Вы на полном ходу влетаете в профилированную развязку и в последний момент жестко оттормаживаетесь, рекуперируя энергию. Karma щеголяет тормозными механизмами Brembo, так что динамика замедления удивляет не меньше динамики разгона. Тяжелый и острый руль позволяет одним движением заправлять седан в поворот, а крены практически отсутствуют. Все дело в том, что блок аккумуляторов расположен низко к центру машины и работает, как киль. Развесовка при этом близка к идеальной — на заднюю ось приходится 53% массы. Вкупе с низкой посадкой это создает ощущение настоящего суперкара. Пролетаете развязку на ровном газу, но только чтобы не нарваться на штраф, ведь ограничение — 45 м/ч, а затем — левый подрулевой лепесток на себя и снова в пол. Ускорение с 50 до 80 м/ч (80-120 км/ч) впечатляет не меньше, чем упражнение 0-60 м/ч (0-96 км/ч), которое занимает у Karma 6,3 (по другим данным 5,9) секунды. Я никогда не ездил на столь динамичном электромобиле!
Karma дарит истино суперкаровские ощущения. Именно этого мне так не хватало за рулем Maserati Quattroporte. Творение Fisker — вовсе не седан представительского или хотя бы бизнес-класса, это просто четырехдверная спортивная машина. По-настоящему спортивная. Подвеска достаточно жесткая, что особенно заметно на стыках многочисленных эстакад. Что же будет на ТТК? Хотя, буду откровенен, американские «интерстейты» — федеральные трассы — качеством дорожного покрытия не слишком превосходят московские дороги. Но дело даже не в пружинах и амортизаторах — на Karma устанавливаются… 22-дюймовые колесные диски! Фискер изначально рисовал машину с такими большими колесами и не был готов отдать технологам ни одного дюйма.
А что за загадочный подрулевой лепесток? На первый взгляд, два алюминиевых «весла» на руле Karma призваны переключать передачи, но ведь передач тут вовсе нет! Левый рычаг ведает спортивным режимом, а правый — помогает при спуске с горы (HDM — Hill Decent Mode). Спортивный режим обостряет отклики на газ, а HDM просто усиливает рекуперацию настолько, что на спусках можно не тормозить. Стоит только отпустить педаль газа — и машина будто упирается в стену.
Итак, Karma совершенно не скучна. Более того, она восхитительна, если считать ее обычным автомобилем. Но насколько она «зеленая»?
Зеленее зеленого
Трудно в это поверить, но все удовольствие от Karma заканчивается, как только аккумуляторы емкостью 20 квт•ч пустеют. Тогда вместо пары электромоторов китайской компании AС суммарной мощностью 402 л.с. в вашем распоряжении остается лишь двухлитровый турбомотор компании GM мощностью 260 л.с. С ним разгон занимает уже 7,9 секунды. Более того, так как двигатель выступает в роли генератора и постоянно работает на оптимальных оборотах, то вместо веселого роста оборотов вы все время слышите унылый гул. Причем справиться с этим гулом не может даже неплохая шумоизоляция. Приходится делать громче музыку. Скорее всего, звук не такой уж и громкий, но после 80 км в полной тишине машина кажется непривычно громкой.
Как этого можно было избежать, ведь у Chevrolet Volt такой проблемы нет? Так Volt и не электромобиль, а банальный plug-in гибрид. настоящий EVer (Electric Vehicle with extended range) — электромобиль с увеличенным запасом хода. Прямой механической связи между ДВС и колесами нет, бензиновый мотор всегда выступает в роли генератора, который работает на оптимальных оборотах, как у тепловоза или карьерного самосвала.
Но Karma — это не только дизайн, управляемость и гибридная силовая установка, но и… интерьер из вторсырья! «Мы не хотим, чтобы вся экологичность нашего автомобиля сводилась лишь к типу силовой установки, мы идем дальше, — рассказывал мне вице-президент компании Fisker по вопросам дизайна Александер Клатт во время экскурсии по дизайн-студии Fisker в Анахайме. — Наш подход к eco-friendly автомобилю более глубокий. Выбросы CO2 происходят не только в процессе эксплуатации, но и во время создания машины. Например, кожаный салон. Скотобойни, окраска кожи — все это, с одной стороны, колоссальные затраты энергии, а с другой — вредные выбросы. То же самое касается и пластиков. Химическая промышленность — одна из самых грязных в мире. Поэтому в топ-версии Karma весь салон обшит… соевой замшей! То же самое касается и деревянной отделки. В наших машинах дерева совсем немного, но даже для этих панелей деревья не рубили. Мы поднимаем затонувшие деревья со дна озера Мичиган, мы также закупили древесину в лесничествах, пострадавших от пожаров в штате Калифорния, а часть деревьев были повалены в результате торнадо».
Неплохо, не правда ли? Соевый салон, дерево со дна Мичигана — на этом фоне солнечная батарея во всю крышу выглядит банально. А ведь крыша питает основной аккумулятор, энергия которого используется электромоторами. Так что в солнечной Калифорнии проехать в режиме Stealth, без включения бензинового двигателя, можно явно больше, чем в облачной Москве.
А теперь о грустном
Karma впечатляет, не так ли? Но разве кучка мечтателей может создать идеальный автомобиль? Как могло получиться, что маленькая частная компания из пригорода Лос-Анджелеса обставила монстров Детройта? В том-то и дело, что не обставила. Да, Karma красива, быстра и прекрасно управляется, а соевый салон — это прикольно. Но прикольно не значит хорошо. Четырехместный салон невероятно тесен для столь большого автомобиля, багажника практически нет, кнопки на руле и подрулевые рычажки взяты у Opel Astra, большой сенсорный дисплей, на который выведены все вспомогательные функции, отчаянно бликует на солнце, процессор тормозит, а навигация зависла и так и не пришла в себя. Да и цена в $ 100 000 в США — это очень, очень много. Вы скажете, что Karma — нишевый продукт, у которого просто нет конкурентов? Так было раньше. А теперь появилась Tesla Model S…
Откровенно говоря, во время своих калифорнийских каникул я планировал посетить штаб-квартиру Tesla и опробовать электрический хэтчбек, но мне отказали. Model S вызвала такой ажиотаж за океаном, что обе тестовые машины из пресс-парка расписаны до конца весны! Вот и на улицах Лос-Анджелеса и Сан-Франциско Model S встречается куда чаще Karma. Еще бы! Models S — полноценный электромобиль с невероятным запасом хода в 258-420 км в зависимости от исполнения. Karma же воспринимается общественностью, как гибрид, способный на электротяге преодолеть не более 80 км. Цена Tesla — $ 58 000. Karma вдвое дороже. Багажник Tesla больше, на заднем сиденье просторнее, а мультимедиасистема куда более продвинутая. Конечно, говорить что-то определенное о ездовом характере Model S без полноценного тест-драйва нельзя, но очередь на Tesla растянулась до горизонта, а вот конвейер Fisker стоит.
Так что же, несчастливая карма у Fisker Karma? Возможно, у Fisker ничего и не получится. Возможно, ни один Atlantic так никогда и не сойдет с конвейера в Делавэре. Возможно, Хенрик пополнит список неудачников от автоиндустрии. Но у него была мечта, и он попробовал ее осуществить. Джон Захария де Лориан, Престон Таккер — им так и не удалось создать машину мечты, но их пример вдохновил других. Горацио Пагани, барон фон Кенигсегг — есть и те, чьи мечты стали реальностью. Мечтать не вредно! Ведь никогда не знаешь, куда приведут тебя мечты.
Журнал «Автомобили», март 2013 года