Сергей Арбузов: На прошлой неделе Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров сообщил «Автомобилям», что Hyundai собирается строить в России завод по выпуску двигателей и что официально Hyundai может сообщить об этом Минпромторгу весной, когда будет подписывать специнвестконтракт (СПИК).
Алексей Калицев: Денис Мантуров – молодец! Давайте я так скажу: мы серьезно рассуждаем на эту тему и изучаем вопрос, но пока не понятно, где будет стройка и, самое главное, когда она начнется, то есть, Питерскую площадку я не подтверждаю. Понятно, что впереди – окончание льготного периода по вступлению РФ в ВТО, а, значит, прекращение скидки на таможенные пошлины, и мы готовимся к этому. У нас с правительством было несколько консультаций как раз на предмет усиления степени локализации. Однако финального решения о строительстве двигательного завода пока нет.
С.А.: Давайте предположим, что решение всё же есть. Логично ли прогнозировать, что локализован будет именно мотор 1.6, который поставляется к нам из Китая, а не 1.4, который идет из Европы – на логистике агрегата 1.6 можно больше сэкономить. Кроме того, по тому же Solaris, на 1.6 у него приходится около 65% продаж.
А.К.: Да, все верно, а еще на этом моторе «сидит» и «Крета», по которой, кстати, доля модификаций 1.6 относительно 2,0-литровых, возросла ещё сильнее после того, как весной мы предложили полноприводную версию с базовым мотором 1.6. Но, опять же, вопрос по мотору не я буду решать – это дело производственников и штаб-квартиры.
С.А.: Если одна из компаний, представленных на российском рынке предложит контракт на закупку моторов Hyundai– согласитесь?
А.К.: Это решение тоже на 100% остается за штаб-квартирой.
С.А.: Тогда другой вариант: а если кто-то из автопроизводителей предложит вам кооперацию в производстве мотора 1.6, скажем, чтобы было легче выполнить условия специнвестконтракта, тогда что скажете?
А.К.: А мы рассматриваем такую возможность, точнее, не исключаем ее.
С.А.: Может быть, уже есть наметки по партнерам?
А.К.: Не хочу комментировать, но, повторюсь, мы не исключаем кооперации с другими автопроизводителями по локализации двигателя.
С.А.: Опять сошлюсь на министра Мантурова: есть вероятность, что автопроизводителей обяжут как минимум 20% автомобилей российского производства отгружать на экспорт. Для Hyundai-Kia это более 40 тыс. машин, притом, что в прошлом году вы поставили за границу около 6,7 тыс. экземпляров. Предположим, что Минпромторг выставит такие условия, как это скажется на внутреннем сбыте? У вас же около 180 дилеров и не всем вы поставляете требуемое количество «Солярисов» и «Крет». Не возникнет ли дефицита и, как следствие, подъема цен?
А.К.: Начну с цен. Пока мы в принципе не планируем повышение, правда, и скидок тоже не ждите. С дисконтом можно будет приобрести только Santa Fe. Это последняя партия, больше машин этого поколения не будет – в середине года ждем новинку. Что касается экспорта, тут для нас приоритет – российский рынок. Кроме того, рынки стран СНГ, куда шли наши машины, сейчас просели очень сильно, скажем, Украина в 12 раз просела. Зачем туда отгружать, если нет спроса?
С.А.: Как можно интерпретировать скромные продажи хэтчбека i30 – он останется на рынке?
А.К.: А он и не приходил. Мы завезли лишь одну пробную партию в нынешнем исполнении и больше завоза не будет. На сегодняшний день мы продали все экземпляры – модели в России больше нет.
С.А.: Неоднозначно была воспринята смена i40 на Sonata, которая произошла в начале осени. i40 проектировали для Европы, и в России она должна была стать эдаким флагманом Hyundai с западных рынков, должна была показать, что Hyundai живет не только Азией и Америкой. Вы вложили в продвижение i40 большие средства, а продавалась машина – в скромных объемах.
А.К.: Все правильно, но i40 свое отработала, мы «отбили» все затраты. Кроме того, следующего поколения у i40 не будет, модель закрывают, поэтому лучше произвести замену загодя.
С.А.: Вы сказали, что к 2020 году с новой Sonata вы собираетесь стать лидерами сегмента. При этом, очевидно, бороться с Toyota Camry можно только: А – обеспечив глубокую местную локализацию, Б – большие контракты на корпоративные продажи. Без этого бороться с Camry нереально.
А.К.: Camry мы нагоним, мы вот уже Mazda6 оставили позади! На очереди – Kia Optima.
С.А.: За счет чего догоните Camry?
А.К.: Во-первых, сейчас в Россию придет новая Camry, как ее примут – не ясно, кроме того, ориентировочно к 2020 году появится и новое поколение Sonata. Мы пока не знаем, что это будет за автомобиль, но именно с ним связываем рывок. Однако этот рывок надо готовить с текущей моделью.
С.А.: Все-таки, эти аргументы – не слишком сильные. Ответьте, пожалуйста, по флитам и локализации: означают ли ваши слова, что Hyundai готовится к глубокой локализации Sonata, может быть, в следующем поколении модели?
А.К.: Все возможно!
С.А.: А где?
А.К.: Бог его знает!
С.А.: Имеет ли смысл подумать над запуском в Россию субкомпактного кроссовера Hyundai Kona, поймет ли наш народ кроссовер с двигателем в один литр рабочего объема?
А.К.: Нет-нет, что вы, не имеет никакого смысла его заводить к нам. У нас есть «Крета» и других аргументов не нужно. Проку от европейских моделей в России мало. Если только будет рынок хороший, можно будет поиграться – вот разве только для этого.