13 Декабря 2017, 23:22

В 2018 году заканчивается шестилетний льготный период после вступления России в ВТО, что вызывает острую необходимость скорейшего запуска нового механизма поддержки автомобильных компаний. Напомним, что сейчас автопроизводители получают поддержку от правительства в том случае, если в свое время они подписали с Минэкономразвития договоры «Промсборка-1» или «Промсборка-2». Кроме того, калининградский завод «Автотор» работает в рамках специально разработанного  Федерального закона, предполагающего скидки на ввоз комплектующих, если не менее трети стоимости автомобиля будет добавлено на самом «Автоторе». Именно поэтому калининградцы в свое время перешли с крупноузловой сборки (SKD) на сборку SKD-4: на предприятие поступает не машинокомплект, а сваренный кузов и около трех тысяч комплектующих к нему. Кроме того, у совместного завода Mazda-Sollers во Владивостоке, и у Daimler, который строит завод в Московской области, заключены специнвестконтракты (СПИК).

Сегодня поддержка Правительства заключается в первую очередь в уменьшении таможенной пошлины на ввозимые комплектующие: вместо 25% автопроизводитель платит только 5%. Однако эта мера входит в прямое противоречие с обязательствами, которые Россия взяла на себя перед ВТО: после окончания льготного периода скидки на пошлины должны быть отменены. Обойти это положение можно как раз через СПИК. С каждым автопроизводителем (или консорциумом производителей) соглашение будет индивидуальным, его подготовка займет от 3 до 6 месяцев, работу над первыми СПИКами начнут уже весной.

Mercedes-Benz GLC Coupe    Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров приветствует журналистов

Специнвестконтракт будет включать механизм компенсации затрат на выплату пошлин через выдачу промышленных субсидий (ПС). Кто сможет претендовать на такие субсидии и по какой схеме их будут начислять? Сегодня все детали еще находятся на стадии заключительного обсуждения, однако уже известны некоторые подробности: например, предприятие, претендующее на ПС, должно поставлять за рубеж часть продукции – речь идет о довольно высокой доле, возможно, до 20%.

Объем ПС для конкретного подписанта будет определяться исходя из суммы баллов, начисленных в зависимости от объема взятых им на себя обязательств по локализации компонентов. Компоненты разбиты на 9 групп, среди них такие, как: двигатель, трансмиссия, системы помощи водителю, мотор-колеса и редукторы для мотор-колес, элементы гибридного и электропривода, аккумуляторные ячейки. Автопроизводителю совсем не обязательно локализовывать производство компонентов всех девяти групп, можно обойтись и одной.

Денис Мантуров подчеркнул, что если даже подписант сможет выполнить возложенные на себя обязательства в полном объеме только через несколько лет, к примеру, через пять-восемь, то льготы от государства он получает уже с первого дня действия контракта. Именно этот факт позволяет с оптимизмом посмотреть на будущее компаний с низкой степенью локализации. Скажем, уже сейчас это позволяет Mazda удерживать цены на собираемые во Владивостоке по крупноузловому методуCX-5 и Mazda6. Одно время СП во Владивостоке перестало выполнять обязательства по промсборке, не усилив локализацию, и лишилось льгот. Но в августе прошлого года завод заключил СПИК и вернул льготы в обмен на открытие в будущем производства двигателей. К слову, механизм промышленных субсидий используется уже сегодня, но пока Правительство РФ с его помощью компенсирует не налоговые пошлины, а затраты на НИОКР, энергообеспечение предприятие и другие платежи.

Еще одно важное изменение: по новым правилам, степень локализации будут считать не по всему модельному ряду в среднем, а по конкретным моделям. Денис Мантуров уточнил, что по некоторым автомобилям степень локализации настолько высока, что больше уже не требуется, например, по Renault Duster (76%). Между тем, министр отметил: «Мы не будем поддерживать те компании, которые не возьмут на себя дополнительные обязательства по повышению уровня локализации относительно того уровня, который есть сейчас».

Mercedes-Benz GLC Coupe    Денис Мантуров (справа) и его заместитель Александр Морозов
На вопрос о мотивации министерства по продвижению гибридов и электромобилей при производстве легковых моделей г-н Мантуров не ответил, ограничившись фразой «в Китае такие машины покупают десятками тысяч». Зато, по мнению министра, у муниципалитетов существует прямая заинтересованность в закупке такой техники по той простой причине, что закупки эти дотирует государство.

Итак, во что выливается поддержка российского автопрома государству? 100 млрд рублей в следующем году приготовили на промышленные субсидии. Что касается остальных программ, Денис Мантуров говорит: «У нас отфиксирована в бюджете сумма около 24 млрд., и, возможно, будет еще 9,5 из резервного фонда. Это порядка 35 млрд. в целом, в том числе деньги банкам, с которыми мы должны рассчитаться за предоставленную возможность по льготному автокредитованию предыдущих лет, включая этот год - это 9 млрд. И остальные распределяются таким образом: 2,5 у нас газомоторка (поддержка приобретения машин на газомоторном топливе), 1,5 млрд электротранспорт (включая электробусы), и оставшиеся деньги пойдут на новые адресные программы и субсидии по инвестиционным кредитам. С января мы запускаем (адресные программы поддержки спроса) – посмотрим, на сколько эффективно они продолжат работать. На эти меры запланировано 16 млрд. рублей».

Не обошли участники встречи и вопрос грядущего повышения утилизационного сбора, который Правительство пока не утвердило. Руководство министерства не уверено, что в связи с грядущим увеличением утилизационного сбора (проект на рассмотрении в правительстве) рынок просядет, ведь все компании, которые производят машины в РФ, имеют возможность получить поддержку. Сильнее всего новые меры ударят по брендам, которые импортируют весь модельный ряд и при этом, не относятся к люксовому сегменту. Увеличение цен на их автомобили может оказаться губительным. Впрочем, Минпромторг считает, что потребители от этого не пострадают: модели ушедших брендов, какими могут стать, скажем, Subaru и Suzuki, заменят аналоги, выпускаемые в РФ. Да и вообще, доля импортируемых моделей упала до 7% от объема рынка.

Подытоживая встречу с журналистами, Денис Мантуров уточнил, что ожидает увеличения производства по 2017 году на 16% (для всех категорий автомобилей в совокупности), а по спросу плюс составит 11-12%.