В 2018 году заканчивается шестилетний льготный период после вступления России в ВТО, что вызывает острую необходимость скорейшего запуска нового механизма поддержки автомобильных компаний. Напомним, что сейчас автопроизводители получают поддержку от правительства в том случае, если в свое время они подписали с Минэкономразвития договоры «Промсборка-1» или «Промсборка-2». Кроме того, калининградский завод «Автотор» работает в рамках специально разработанного Федерального закона, предполагающего скидки на ввоз комплектующих, если не менее трети стоимости автомобиля будет добавлено на самом «Автоторе». Именно поэтому калининградцы в свое время перешли с крупноузловой сборки (SKD) на сборку SKD-4: на предприятие поступает не машинокомплект, а сваренный кузов и около трех тысяч комплектующих к нему. Кроме того, у совместного завода Mazda-Sollers во Владивостоке, и у Daimler, который строит завод в Московской области, заключены специнвестконтракты (СПИК).
Сегодня поддержка Правительства заключается в первую очередь в уменьшении таможенной пошлины на ввозимые комплектующие: вместо 25% автопроизводитель платит только 5%. Однако эта мера входит в прямое противоречие с обязательствами, которые Россия взяла на себя перед ВТО: после окончания льготного периода скидки на пошлины должны быть отменены. Обойти это положение можно как раз через СПИК. С каждым автопроизводителем (или консорциумом производителей) соглашение будет индивидуальным, его подготовка займет от 3 до 6 месяцев, работу над первыми СПИКами начнут уже весной.

Специнвестконтракт будет включать механизм компенсации затрат на выплату пошлин через выдачу промышленных субсидий (ПС). Кто сможет претендовать на такие субсидии и по какой схеме их будут начислять? Сегодня все детали еще находятся на стадии заключительного обсуждения, однако уже известны некоторые подробности: например, предприятие, претендующее на ПС, должно поставлять за рубеж часть продукции – речь идет о довольно высокой доле, возможно, до 20%.
Объем ПС для конкретного подписанта будет определяться исходя из суммы баллов, начисленных в зависимости от объема взятых им на себя обязательств по локализации компонентов. Компоненты разбиты на 9 групп, среди них такие, как: двигатель, трансмиссия, системы помощи водителю, мотор-колеса и редукторы для мотор-колес, элементы гибридного и электропривода, аккумуляторные ячейки. Автопроизводителю совсем не обязательно локализовывать производство компонентов всех девяти групп, можно обойтись и одной.
Денис Мантуров подчеркнул, что если даже подписант сможет выполнить возложенные на себя обязательства в полном объеме только через несколько лет, к примеру, через пять-восемь, то льготы от государства он получает уже с первого дня действия контракта. Именно этот факт позволяет с оптимизмом посмотреть на будущее компаний с низкой степенью локализации. Скажем, уже сейчас это позволяет Mazda удерживать цены на собираемые во Владивостоке по крупноузловому методуCX-5 и Mazda6. Одно время СП во Владивостоке перестало выполнять обязательства по промсборке, не усилив локализацию, и лишилось льгот. Но в августе прошлого года завод заключил СПИК и вернул льготы в обмен на открытие в будущем производства двигателей. К слову, механизм промышленных субсидий используется уже сегодня, но пока Правительство РФ с его помощью компенсирует не налоговые пошлины, а затраты на НИОКР, энергообеспечение предприятие и другие платежи.
Еще одно важное изменение: по новым правилам, степень локализации будут считать не по всему модельному ряду в среднем, а по конкретным моделям. Денис Мантуров уточнил, что по некоторым автомобилям степень локализации настолько высока, что больше уже не требуется, например, по Renault Duster (76%). Между тем, министр отметил: «Мы не будем поддерживать те компании, которые не возьмут на себя дополнительные обязательства по повышению уровня локализации относительно того уровня, который есть сейчас».

Итак, во что выливается поддержка российского автопрома государству? 100 млрд рублей в следующем году приготовили на промышленные субсидии. Что касается остальных программ, Денис Мантуров говорит: «У нас отфиксирована в бюджете сумма около 24 млрд., и, возможно, будет еще 9,5 из резервного фонда. Это порядка 35 млрд. в целом, в том числе деньги банкам, с которыми мы должны рассчитаться за предоставленную возможность по льготному автокредитованию предыдущих лет, включая этот год - это 9 млрд. И остальные распределяются таким образом: 2,5 у нас газомоторка (поддержка приобретения машин на газомоторном топливе), 1,5 млрд электротранспорт (включая электробусы), и оставшиеся деньги пойдут на новые адресные программы и субсидии по инвестиционным кредитам. С января мы запускаем (адресные программы поддержки спроса) – посмотрим, на сколько эффективно они продолжат работать. На эти меры запланировано 16 млрд. рублей».
Не обошли участники встречи и вопрос грядущего повышения утилизационного сбора, который Правительство пока не утвердило. Руководство министерства не уверено, что в связи с грядущим увеличением утилизационного сбора (проект на рассмотрении в правительстве) рынок просядет, ведь все компании, которые производят машины в РФ, имеют возможность получить поддержку. Сильнее всего новые меры ударят по брендам, которые импортируют весь модельный ряд и при этом, не относятся к люксовому сегменту. Увеличение цен на их автомобили может оказаться губительным. Впрочем, Минпромторг считает, что потребители от этого не пострадают: модели ушедших брендов, какими могут стать, скажем, Subaru и Suzuki, заменят аналоги, выпускаемые в РФ. Да и вообще, доля импортируемых моделей упала до 7% от объема рынка.
Подытоживая встречу с журналистами, Денис Мантуров уточнил, что ожидает увеличения производства по 2017 году на 16% (для всех категорий автомобилей в совокупности), а по спросу плюс составит 11-12%.