Нынче в Индии экономический бум, так что и автомобильный рынок в последние годы быстро рос. В 2015 году объемы продаж новых машин выросли здесь на 8,7% - до рекордных 2 780 092 шт. По итогам года Индия стала пятым рынком мира после Китая, США, Японии и Германии. Не удивительно, что ведущие мировые производители желают намертво закрепить за собой хотя бы незначительную часть этой территории.
Табл. 1 Крупнейшие рынки мира в 2015 году
Между тем, структура индийского рынка не меняется почти три десятка лет. Главенствующее положение занимает Maruti, учрежденная в начале 80-х Suzuki и индийским правительством. Как и все массовые производители страны Maruti ориентируется на автомобили А- и В-классов и занимает с ними колоссальную долю в 46% - похожей ситуации нет ни на одном крупном рынке в мире (в Италии доминирует Fiat, но с меньшим преимуществом). В 2015 году Maruti продала 1,289 млн машин, увеличив объем на 11,9%. Тягаться с таким гигантом неимоверно трудно, однако Hyundai сумел «отжать» свои 17%, обогнав местную Mahindra (7,4%).
Табл. 2 Рынок Индии в 2015 году
Производители, сумевшие запустить в 2015 году «правильные» модели, закончили год с ростом. Среди них Renault с кроссовером А-класса Kwid, поступившим в продажу в октябре. В первые пять недель индусы заказали 50 тыс. экземпляров – уже в ноябре Renault отчиталась о росте в 144% по сравнению с ноябрем 2014 года. На субкомпактный «паркетник» Hyundai Creta (сборку модели наладили после нового года и на заводе в Санкт-Петербурге), которую с середины лета начали изготавливать и в Ченнайе, очередь растянулась на 3-6 месяцев в зависимости от модификации. Honda запустила новый Jazz, сумев резко повысить степень локализации, что благоприятно сказалось на цене. Ford увеличил экспорт в Европу модели EcoSport и начал отгрузки хэтчбека Figo, а седан Figo Aspire стал одним из самых успешных дебютантов рынка.
Фото: Maruti Alto стала самой популярной моделью Индии в 2015 году - продано 272 тыс. экземпляров. Maruti Dzire, Maruti Swift, Maruti Wagon R заняли 2, 3 и 4 места соответственно
Большое падение из массовых брендов показали лишь: Nissan (-41,1%), Chevrolet (-36,6%), Fiat (-30,4%). Для Nissan, что интересно, первый квартал сложился удачно: в марте компания отчиталась об индийских рекордах – рост в 2014-2015 финансовом году, который наступил со вторым календарным кварталом составил более 24%. Но уже в конце лета компания объявила о сокращении нескольких сотен рабочих мест. У Nissan в Индии весьма неподходящая под местный рыночный климат линейка, из которой только Micra (индусам предлагают модель предыдущего поколения) может претендовать на большие объемы, но она упала на 15,8% и разошлась тиражом всего в 7,6 тыс. экземпляров. Если бы не выпускаемый на ее платформе и на одной с ней нитке конвейера Dutsun GO, Nissan мог бы смело закрывать завод.
Фото: Hyundai i20 стал самой популярной иномаркой Индии в 2015 году. Продано 130 тыс. машин
Наиболее ходовые «американцы» Chevrolet Beat (3-дверный хэтчбек А-класса) и 7-10 местная (в зависимости от комплектации) Tavera (такие компактные рамные машины в Индии называют MUV) продаются немногим лучше «микры»: 12 076 (-37,5%) и 11 320 (-16,2%) в 2015 году соответственно, при этом маленький Spark, седан В-класса Sail и Sail Hatchback вообще не идут. У Fiat похожая ситуация – его лучшая модель Punto так и не набрала обороты – ее купили лишь 6763 человека, что на 24,7% меньше, чем в 2014 году.
Фото: Самый популярный японский автомобиль Индии - Honda City; продано 83 тыс. машин
Между тем именно для Fiat Индия могла бы стать второй родиной – итальянская марка всегда выезжала именно на малолитражках, кроме того домашний рынок – единственная опорная точка Fiat. Здесь компания доминирует, только вот преимущество над конкурентами куда скромнее, чем у Maruti в Индии. Доля Fiat в Италии составляет 20,5% (второй – VW с долей 7,5%, за ним – Renault 6,1%), год марка закончила с гигантским ростом в 16,6%, реализовав 324 тыс. машин, но и весь рынок поднялся на 15%. В Японии картина иная – продажи легковых машин упали на 7,9%, а вот Nissan просел на 14,0%, заняв пятую строчку по объемам. В то же время Honda, Suzuki и Daihatsu, занимающие 2,3 и 4 места потеряли 14,4%, 19,2% и 13,8% соответственно. Наибольшее падение здесь показывает Mitsubishi – 21,5% (8 место). Однако, пока есть Америка, менеджеры Nissan могут спать спокойно и продолжать сепаратистскую политику, направленную на отделение от Renault. В США в 2015 году Nissan реализовал 1,35 млн машин, закончив год с ростом в 6,4%.
Chevrolet, равно как и Nissan с Fiat, вполне себе спокойно проживет и без Индии. В 2015 году в США марка продала 2,125 млн машин (+4,5%), и, кроме того, из всей троицы Chevrolet – самая интернациональная, с сильными позициями в Китае и Юго-Восточной Азии.