23 Октября 2015, 16:14

Материал подготовил Михаил Козлов

Владимир Моженков,
президент Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД)

mojenkov

Самое позитивное в нынешней ситуации – сохранилось ядро дилеров,  основные игроки остались и занялись внутренней эффективностью бизнеса. Все понимают, что сейчас инвестировать нельзя. Усиливается борьба за клиента, в связи с чем расширяется спектр услуг. Это тоже очень важно, потому что количество клиентов, готовых купить автомобиль, сокращается. Если бы не программа господдержки, рынок не вышел бы на уровень 1,6 млн. автомобилей, а был бы еще на 200 000-300 000 проданных машин меньше. 

Многие думали, что рынок скоро восстановится, но мы падаем скоро уже три года, и это еще не дно

В структуре доходов дилеров на первый план все активнее выходит бизнес автомобилей с пробегом. Остается еще сервисный потенциал, потому что пока не выстроили в полной мере отношений, чтобы клиент приезжал на официальный сервис даже сразу после покупки автомобиля. У дилеров есть еще возможности для укрепления бизнеса, но многие думали, что повторится ситуация кризисов 1998 и 2008 гг., когда через год начиналось восстановление рынка. А в марте 2016 г. исполнится уже три года, как мы падаем. И дальше экономика будет падать, потому что барометр – это автопром. Пока в нем положение не улучшится, думаю, продолжит падать и вся экономика. В целом ситуация заставляет дилеров быстрее шевелиться, больше думать. Выживут сильнейшие.

Что касается следующего года, то в августе 2015 г. от имени РОАД мы направили письмо в правительство с просьбой выделить на три программы господдержки 30 млрд. руб. и поднять пороговую цену автомобиля по льготным кредитам до 1,5 млн. руб. Нам бы также хотелось сделать следующий шаг в развитии программы лизинга для физических лиц и принять европейские правила. В Европе, когда физическое лицо покупает автомобиль, то человек не платит НДС. Можно по этой программе сделать ограничение по цене автомобиля до 1,5 млн. руб. Если бы такие правила были приняты, мы могли бы кратно, с 20 000 до 120 000 увеличить количество продаж в лизинг. Созданный за последние годы российский автопром способен выпускать до 3 млн. автомобилей в год. Для этого объема требуется порядка 4000 дилерских предприятий, т.е. столько, сколько есть сейчас. Автопром не сможет преодолеть сложный период без развитой дилерской сети. Будем надеяться, что такая поддержка будет. Если же нет, то наш рынок провалится на 300 000-400 000 автомобилей в 2016 г., а это увольнение десятков тысяч сотрудников дилерских предприятий и сотрудников автозаводов. Тогда проиграют все. Сейчас основная задача – создать спрос. Будет спрос, экономика будет выживать.  

Я верю в российский рынок. Почему? Автопарк России насчитывает более 41 млн. автомобилей, средний срок эксплуатации автомобиля более 13 лет,  значит, есть потребность в обновлении машин. Россия – страна автолюбителей, страна строящихся дорог, поэтому мы обречены увидеть рост рынка. Вопрос в том, когда это произойдет.


Йорг Шрайбер,
глава комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в России

Йорг Шрайбер

Российский рынок за три квартала 2015 г. сократился почти наполовину по сравнению с тем же периодом рекордного 2012 г. Большинство членов комитета автопроизводителей сходится на том, что четвертый квартал 2015 г. будет очень тяжелым при сопоставлении с тем же периодом 2014 г., когда на фоне слабеющего рубля наблюдался ажиотажный спрос.

В лучшем случае, при наличии программ господдержки мы выйдем в 2016-м на тот же уровень, что и в 2015-м

По последнему прогнозу Комитета, общее падение за год составит 37%, что соответствует уровню продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей в 1,57 млн. штук. Но прогноз на 2016 г. оказывается еще меньше. В 2015 г. существенный объем продаж автомобилей в России обеспечили покупатели из Казахстана и Белоруссии. Можем ли мы рассчитывать на такой же приток покупателей из соседних стран в 2016 г.? Скорее всего, нет. По нашим прикидкам, в лучшем случае, при наличии программ господдержки мы выйдем в следующем году на тот же уровень, что и в 2015-м. В худшем – рынок составит 1,2-1,3 млн. новых автомобилей. Но мы уточним наш прогноз в конце года. 


Александр Морозов,
заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации

Morozov

По данным «Росстата», по итогам девяти месяцев 2015 г. Россия является пятым автомобильным рынком в Европе, но в целом картина достаточно тяжелая. Существенное сокращение нашего рынка произошло во многом из-за снижения импорта. 

Далее хотел бы отметить, что в 2015 г. государство приняло беспрецедентный комплекс мер по поддержке автомобильного рынка. Благодаря стартовавшим в первом полугодии 2015 г. программам обновления автопарка, льготного кредитования и льготного лизинга нам удалось на сегодня продать более 400 000 автомобилей. Так, запущенная 1 апреля 2015 г. программа льготного кредитования пользуется колоссальным спросом. В рамках этой программы подано 711 688 заявок на получение кредита, из которых 378 473 одобрены.

Формирование портфеля брендов с высокой степенью локализации – основная задача дилеров в 2016 г. 

Программа обновления парка, называемая в народе программой утилизации, также реализуется стабильно с 1 января 2015 г. Она с учетом продаж по Trade-in позволила реализовать 262 723 автомобиля. Наконец, программа льготного лизинга, к участию в которой впервые были допущены физлица, с середины мая 2015 г. позволила заключить 28 163 договора лизинга, из которых 1 279 с физическими лицами. Это, конечно, капля в море, но мы считаем лизинг самым передовым инструментом владения автомобилем, и, по нашим прогнозам, постепенно количество таких сделок будет увеличиваться. Однако эта программа нуждается в корректировке, поскольку ее часто используют для покупки дорогих автомобилей стоимостью от 1,5-2 млн. руб. В условиях дефицита бюджета это расточительно.

По нашим прогнозам, в целом за 2015 г. будет реализовано 1,5-1,6 млн. новых автомобилей, из которых до 500 000 придется на приобретенные по программам господдержки. Без реализации этих программ падение автомобильного рынка России было бы катастрофическим. Что касается 2016 г., то здесь аналитики рассматривают два основных сценария. При цене нефти, стабилизировавшейся на уровне $50 за баррель, экономика будет адаптироваться. При драматическом снижении цен на нефть последствия окажутся тяжелыми. Какая будет при этом модель экономики, несмотря на обилие прогнозов в прессе, на специализированных сайтах, думаю, не знает никто. Исходя из этого, в 2016 г., безусловно, разумно делать ставку на продвижение продукции с высокой степенью локализации. В случае реализации негативного сценария меры господдержки будут концентрироваться на отечественном производстве. Считаю, что формирование портфеля брендов с высокой степенью локализации – основная задача дилеров в 2016 г. Надеюсь также, что макроэкономическая ситуация будет благоприятна. Какая господдержка [автомобильному рынку] будет в следующем году? Я похож на выпускника кафедры астрологии? Будем внимательно следить за развитием ситуации и держать руки крестиком. Если нефть пойдет вверх, все будет хорошо.


Сергей Целиков,
генеральный директор аналитического агентства "Автостат"

Celikov

В начале 2015 г. было ожидание, что ситуация сложится хуже, чем получается на деле. Произошла стабилизация, правда, стабилизация «внизу», но и это радует. Мы почти достигли дна, падать дальше некуда. Есть в стране определенное количество людей, которое всегда с деньгами. Есть те, у кого денег мало, но им надо менять машину, ведь автомобили бьются, ломаются, у людей меняются потребности в связи с рождением детей.

Мы ждем постепенного повышения цен, поскольку продолжается их адаптация к курсу доллара

Эти 100 000 покупателей в месяц всегда будут находиться, и мы к этому порогу уже спустились. Должна произойти какая-то катастрофа, чтобы это число уменьшилось. Но такого, даст Бог, не произойдет. Плюс еще 20 000-30 000 проданных автомобилей в месяц обеспечивают программы господдержки. На горизонт в 140 000 реализованных автомобилей, включая легкие коммерческие, в месяц уже можно ориентироваться. Если случится провал, то сезонный: январь-февраль 2016 г. будут, скорее всего, «глухими». 

Доля SUV перестала расти, и весь 2015 г. идет смещение объемов продаж в сторону моделей малого класса. В лидерах Hyundai Solaris, Kia Rio, Lada Granta, Renault Logan чуть прибавил. И еще один тренд – концентрация рынка вокруг небольшого числа массовых моделей. Сейчас 10 наиболее популярных моделей забирают примерно половину рынка, а раньше этот показатель был в разы меньше. Premium-сегмент, на который приходится около 10% продаж, чувствует себя лучше рынка в целом: в premium падение продаж относительно прошлого года 21%, в массовом – 34%. Средняя цена на машину за три квартала выросла на 25%. В дальнейшем мы ждем постепенного повышения цен, поскольку идет их адаптация к курсу доллара, ведь в стоимости автомобиля преобладает валютная составляющая, хотя часть машин и собирается в России. 

При прогнозах ключевым фактором является курс доллара. Экономика еще не адаптировалась к уровню 50-70 руб. за доллар. Это займет два-три года. Дальше, вся наша экономика зависит от нефти. Построенная нами математическая модель показывает, что при стоимости барреля нефти $50 наш автомобильный рынок пойдет дальше вниз, и только при цене барреля более $70 возможен рост рынка. На цены на нефть мы повлиять не можем, поэтому нам нужна господдержка, чтобы не дожидаться падения продаж на 50% по итогам первого квартала 2016 г.  Если такая программа господдержки в 2016 г. обеспечит продажу до 500 000 автомобилей, тогда мы можем завершить год в небольшом плюсе. Без такой программы наш уровень в 2016 г. – 1,2-1,3 млн. проданных новых автомобилей. Что будет дальше, мы не знаем. Я вспомнил стишок из детства: «Если вы утоните и ко дну прилипните – ничего, потерпите, а потом привыкните». Нет, если нефть будет $80 за баррель, то все будет хорошо...


Наталья Орлова,

главный экономист "Альфа-банка"

natalya_orlova

Все обеспокоены ситуацией с нефтью, но у нас проблема не столько конъюнктурная, сколько связана со структурной ситуацией в экономике. К сожалению, у нас имеются структурные ограничения темпов роста экономики. Они внутренние, а не внешние. Уже в 2011, 2012 гг. экономика не могла расти быстрее 2% в год, но по факту было 4% из-за электорального цикла. В 2000-ые гг. у нас было недостаточно производственных инвестиций. Было много инвестиций в торговлю, обслуживающую структуру.

Повышение налогового бремени на население означает, что у него будет меньше ресурсов на приобретение автомобилей

Кроме того, сейчас в экономике дефицит трудовых ресурсов: с 1989-го по 2012 г. население в возрасте до 20 лет сократилось с 44 до 30 млн. человек. Сейчас также меняется модель роста. В последние 15 лет у нас был очень быстрый рост потребления на основе кредитов. В 2014 г. уровень потребления домохозяйств по сравнению с 2008 г. вырос на 22%, тогда как ВВП только на 6%. Но теперь иная ситуация. Это связано с введением в прошлом году плавающего валютного курса. Плавающий валютный курс означает девальвацию, т.е. население платит за кризис, потому что оно в рублевой зоне. Решение о девальвации рубля говорит о том, что поддержка бюджета, который пополняется в основном за счет валютной выручки экспортеров, становится важнее поддержания потребления населения. Ранее социальные расходы в консолидированной структуре бюджета были первоочередными. С 2007 по 2014 гг. их доля выросла с 40 до 60%. Но в последние годы у нас возросли расходы на оборону, что, в том числе, является отражением геополитической ситуации. В ближайшие годы конкуренция между социалкой и оборонкой внутри бюджета будет, скорее всего, нарастать. Поэтому сейчас в бюджете нет ресурсов на поддержание потребления, тогда как в этом году расходы на оборону достигнут максимума за 15 лет. Кредитная нагрузка, которая оказывала большую поддержку экономическому росту и потреблению, продолжает увеличиваться. То кредитное плечо, которое население накопило к данному моменту, его надо обслуживать, а процентные ставки высокие. Есть курьезная статистика: у нас в прошлом году все кредиты, которое население взяло, пошли на уплату процентов [по ранее взятым кредитам]. Суммарно по банковской системе кредитование перестало быть драйвером роста. 

Но мы приближаемся к электоральному циклу, и каким бы жестким ни был бюджет 2016 г., в 2018 г. социальные приоритеты вернутся в повестку дня. Это несколько смягчает процесс изменения модели роста и ухудшения положения населения. Но после 2018 г. очень велика вероятность изменения ситуации с подоходным налогом. Повышение налогового бремени на население, конечно, будет по возможности откладываться, но это новый фактор, влияющий на динамику потребления. Применительно к вашему рынку это означает, что население будет иметь меньше ресурсов на приобретение автомобилей. 

Ситуация  с курсом рубля остается очень сложной. Однако самое большое беспокойство вызывает отсутствие пока факторов, которые позволили бы преодолеть стагнацию в экономике. Возможно, после 2018 г. появится более активная повестка экономических реформ...