20 октября МВД России утвержден новый Административный регламент по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений. Часть его положений приведены в соответствие с ПДД, правилами сдачи экзаменов от Минобразования и т.п. Но есть несколько положений, которые кардинально меняют процесс получения прав. Их и рассмотрим.
Без права на ошибку
При сдаче теории кандидат в водители должен ответить на 20 вопросов. Если он допускает одну или две ошибки, то он может исправить их, ответив на 5 или 10 дополнительных вопросов, соответственно. И вот в них уже ошибаться нельзя – даже за один неправильный ответ компьютер выносит вердикт «не сдал». Для ответов на основной блок вопросов выделено 20 минут, и еще по 5 дается на каждый дополнительный блок.
Всевидящее око
Во всех экзаменационных автомобилях должны быть установлены аудио- и видеорегистратор. Записи с них будут храниться в автоматизированной информационной базе данных, и будут доступны для просмотра в случае возникновения вопросов по процессу сдачи экзамена как со стороны кандидатов в водители, так и со стороны проверяющих органов.
Пять вместо трех
При сдаче «площадки» на категорию «В» (легковые автомобили) нужно будет правильно выполнить не три упражнения, из пяти, а все пять. К ранее известным «эстакада», «маневрирование в ограниченном пространстве», «парковка», «остановка для посадки или высадки пассажиров», «въезд в гараж», добавились «движение и маневрирование задним ходом», «торможение и остановка при движении на различных скоростях». Для мотоциклистов предусмотрены «экстренная остановка» и «проезд регулируемого перекрестка». Причем некоторые упражнения могут быть объединены в один блок и будут считаться как одно. Например, «движение задним ходом» и «въезд в гараж».
Недоезд и переезд
Практически любое отклонение от задания при сдаче экзаменов на автодроме (обычном, автоматизированном или крытом) ведет к отрицательному результату. В частности, нельзя медлить более 30 секунд после команды инспектора, нельзя допустить, чтобы двигатель заглох более 3 раз. Троекратный наезд на ограничительные полосы разметки и/или снос конусов (вешкек) также завершают процедуру сдачи.
Больше баллов
А вот при сдаче «города» ошибки допускаются. Правда оценивать их будут гораздо строже. Так, если водитель забыл пристегнуться, ему начислят 3 балла, а не 1; заглохший при старте двигатель оценен в 1 балл, хотя до раньше это вообще не считается нарушением. Максимальное количество штрафных балов – 5, причем это может быть одно грубое нарушение, или «средние» (3 балла) и «мелкие» (1 балл) ошибки. Экзамен провален если кандидат не пропустил транспорт, имеющий преимущество, пешеходов, выехал на встречную полосу, нарушил правила поворота, разворота, обгона, установленных знаков и других ПДД. К мелким ошибкам относят не включенный поворотник, движение с низкой скоростью, необоснованное резкое торможение. Эти критерии достаточно очевидны, а вот неуверенное управление и отсутствие плавности движения или неправильная оценка дорожной обстановки носят достаточно условный характер.
Плохое и хорошее время
Все процедуры, связанные с получением прав очень четко ограничены по времени. Это касается и формальностей при подаче документов, и сдачи различных этапов экзамена. Так, для тех, кто претендует на получение прав категорий «А» и «М» – это не более 2 часов 10 минут, для получающих права категорий «В» и остальных – 3 часа 10 минут. Причем, если сотрудники ГИБДД не справляются вовремя, то на них можно жаловаться. Как это нужно делать также оговорено регламентом. А вот если в регламентированное время не уложился кандидат в водители – ему грозит пересдача.
Впервые на арене – мопеды
Впервые закреплены требования к сдающим на права категории «М» (мопеды и скутеры). Им нужно будет выполнить пять упражнений, как мотоциклистам, включая новое задание «скоростное маневрирование»: за 25 секунд нужно разогнаться на 40-метровом участке, после чего объехать пять конусов.
Чехарда пересдач
Будущему водителю предоставляется три попытки на сдачу экзаменов, между которыми должно пройти больше недели. Но если кандидат провалил все три раза, то к четвертой пересдаче его допустят только через месяц. Столько же ему придется ждать пятой попытки. Причем «обнуление» ожидания происходит на каждом новом этапе. То есть если после успешной сдачи «теории», на «площадку» даются те же 3 попытки с разрывом в неделю, и далее в случае неудачи придется ждать 30 дней. Практическое вождение в городе ограничено только 8 попытками.
Теория в школе
Некоторые учебные заведения вызывают доверие сотрудников ГИБДД настолько, что в них можно сдавать «теорию». Результат экзамена будет засчитан как обычный, из МРЭО. Правда, без Гаи все равно не обойтись – ее представитель должен присутствовать на экзамене.
Без привязки к регистрации
Ну и под конец хорошая новость для тех, кто волею судеб оказался далеко от дома, или от автошколы, в которой учился. Теперь кандидаты в водители могут сдавать экзамены в любом подразделении ГИБДД. Причем «теорию» можно сдавать в одном месте, «практику» в другом, а «город» в третьем. Главное, чтобы результаты предыдущих испытаний были положительны.