10 Апреля 2019, 16:24

Новая платформа и четыре кузова

Итак, что же имел в виду хозяин Ульяновского автозавода? «У нас будет одна платформа, которая будет использоваться на нескольких кузовах. Это кузов внедорожник, это кузов пикап, это кузов монокэб и фургончик на базе этого решения. Это новая платформа с новыми агрегатами, новыми решениями, новыми кузовами. Поэтапно все эти типы кузовов на новой платформе будут запущены», — вот точная цитата.



Несколько туманно, не правда ли? Если кузов «внедорожник» человек далекий от автомобилей еще может себе представить, то что за зверь «монокэб»? Может быть, в Ульяновске решили вернуться к идее любопытного полноприводного минивэна «Симба», так и не пошедшего в серию в 2003 году? Вряд ли. Скорее всего, «монокэб и фургончик на базе этого решения» – суть пассажирский и грузовой варианты старой доброй «буханки» УАЗ-450Д, которой в прошлом году стукнуло 60 лет. Ну, а «внедорожник», надо думать, обычный 5-дверный универсал. Кстати, нынешний кузов «Патриота» разработали в Ульяновске в конце 90-х совместно со специалистами ВАЗа, а нарисовал его дизайнер из Тольятти Владимир Степанов. Так что по любому внешность машины требует кардинального обновления.

Да, здравствует рама…

А что с внутренним наполнением? «Главное наше, – пояснил Швецов, -сделать машину «Русский Прадо», то есть семейства «Прадо», но по русской цене». Итак, вывод первый: новый «уазик» не превратится в кроссовер, это будет все тот же рамный вседорожник с зависимой подвеской. Неужто ходовая, сконструированная 70 лет назад в Горьком, останется без изменений? Не факт – существует вероятность, что передняя подвеска все-таки станет независимой, как задумывали конструкторы УАЗа в 1954 году. А в задней – о, чудо! – появятся пружины вместо рессор. Кроме того, поговаривают, что реечный рулевой механизм заменит, наконец, древний червячный. В самом деле, слова о «семействе Прадо» обязывают!


Заграница нам поможет

Только не нужно воспринимать их буквально. Никакого отношения к вседорожникам от Toyota будущая машина не имеет – речь лишь о сходстве общей технической концепции. Так, двигатель, точнее, двигатели, потому как их целое семейство, инженерам УАЗа помогают создавать специалисты немецкой инжиниринговой фирмы FEV. Название, что называется, не на слуху. Тем не менее, компания более сорока лет занимается проектированием и доводкой силовых агрегатов (автомобильных, судовых, тепловозных) по заказам. Инженеры FEV работали над системой впрыска «коммон рейл», роботизированных коробок с двойным сцеплением, 48-вольтовых стартер-генераторов. У нее филиалы в Штатах, Китае, Индии и других странах, пять тысяч сотрудников по всему миру, 1700 из них трудятся в головном офисе в Ахене. Один из наиболее известных проектов FEV – самая дешевая легковушка в мире, индийская Tata Nano, с большой помпой запущенная в производство десять лет назад и по-тихому снятая с конвейера в 2017-м.



У нас Forschungsgesellschaft für Energietechnik und Verbrennungsmotoren (в переводе с немецкого «Исследовательская компания по энергетике и двигателям внутреннего сгорания») тоже отметилась. В 2012 году немцы заключили контракт с Уральским дизель-моторным заводом (УДМЗ) на разработку семейства двигателей для тепловозов, кораблей (в том числе подводных лодок), карьерных самосвалов и электростанций. Причем, екатеринбургское предприятие в 2013 году получило правительственный грант в размере 500 млн руб. на НИОКР, а в 2015-м льготный заем в размере 300 млн руб. из Фонда развития промышленности. И первые дизели 12ДМ-185 уже стали поступать к заказчикам.

Когда и почем?

Для УАЗа немцы проектируют 4-цилиндровые бензиновые турбо и безнаддувные моторы, которые смогут работать и на газовом топливе. Производство двигателей начнут на Заволжском моторном заводе – он тоже входит в группу «Соллерс». И начнут совсем скоро. «Запуск – это 2020 год, подтверждаем», – объявил 1 апреля Швецов. Мало того, владелец УАЗа даже цены новинки назвал, по крайней мере, приблизительные: «Будем позиционироваться рядом с китайскими джипами и просить где-то те же деньги». Учитывая, что рамных вседорожников из Поднебесной в России осталось всего два – Foton Sauvana стоит 1 739 900, а Haval H9 целых 2 602 000 рублей – можно составить себе представление о прайс-листе будущего «Патриота».



Но если так, если цена будущего вседорожника стартует с отметки 1,5 млн, то вряд ли можно говорить о том, что в 2020 году мы увидим абсолютно новую машину «с новыми агрегатами, новыми решениями, новыми кузовами». Ведь для ее разработки потребовались бы очень большие деньги. Не миллиард евро, конечно, который сегодня вкладывают крупные зарубежные компании в проектирование с чистого листа новой платформы, но не одну сотню миллионов уж точно. Да, генеральный директор «Соллерса», который недавно запросил на производство «Ауруса» 80-90 млрд рублей и личное состояние которого «Форбс» оценивает в 780 млн долларов, в принципе, может себе позволить такие траты. Да только подобные капиталовложения моментально скажутся на конечной цене продукции. И кому, скажите, нужен будет УАЗик за три миллиона? Лучше уж за те же деньги купить подержанный «Прадо» с прозрачной сервисной историей у официального дилера «Тойоты».

Главный в Жигулевской долине

С октября 2014 года НТЦ Ульяновского автозавода возглавляет Сергей Аскольдович Курдюк. В 1988-м 26-летний выпускник аспирантуры МВТУ имени Баумана, кандидат технических наук пришел на Волжский автозавод инженером-механиком второй категории. С тех пор Курдюк поработал инженером-конструктором отдела доводки автомобилей, ведущим инженером-конструктором в КБ математического моделирования, начальником отдела математического моделирования и расчетов управления проектирования автомобиля. Принимал участие в работе над проектами 2110, 2123, «Калина» и «Приора». В 2006-м занял должность заместителя главного конструктора, в марте 2010-го стал главным конструктором ОАО «АвтоВАЗ», еще через два года – директором по инжинирингу. И наконец в марте 2014-го уволился с ВАЗа.

Русский «Прадо» с японской дверью

Вот почему «машина «Русский Прадо», то есть семейства «Прадо», но по русской цене», скорее всего, будет представлять собой все тот же «Патриот». К чему тратить огромные деньги, если можно пойти по проторенному пути. Ведь на разработку вышедшего в свет в 2005 году «Патриота» потратили $35 млн – слегка подретушировав кузов «Симбира» образца 1999-го и оснастив его иностранными комплектующими. Такой автомобиль и госзаказ гарантирует, ведь армия и милиция будут закупать только «Патриоты». Что же касается русского «Прадо»… Да он у нас и сегодня есть – вы видели, в какую сторону открывается кормовая дверь «Патриота»? Слева направо, от дороги в сторону тротуара, по-японски – в стране с правосторонним движением загружать в багажник УАЗа что-либо и вынимать оттуда не слишком удобно. Вы думаете, те же конструкторы, что снабдили русскую машину японской дверью, смогут на этот раз выдать нечто выдающееся? Вряд ли. Хороший автомобиль задешево – это утопия.



Впрочем, насчет «тех же» обязательно следует поправиться. Научно-технический центр УАЗа, в котором работает 380 специалистов, расположен в… Тольятти, в технопарке Жигулевская долина. Идея была в том, чтобы привлекать опытные кадры, обильно увольнявшиеся с ВАЗа в период недолгого правления Бу Андерссона. Чем перевозить их всех вместе с семьями в Ульяновск, было решено перенести в Тольятти весь уазовский НТЦ.

Так что не будем спешить с выводами – а вдруг через год УАЗ удивит всех нас настоящим «русским Прадо»? Правда, остается еще один вариант – может, Вадим Аркадьевич просто пошутил 1 апреля?