8 Октября 2015, 13:00

Мы идем к вам!

Вообще говоря, правила дорожного движения придумали для того, чтобы сделать это самое движение безопаснее. У нас же еще со времен Советского Сою­за (если не самого Суворова) все делается через Альпы. Если в Европе видишь знак ограничения скорости перед поворотом, значит, быстрее в него заходить нельзя – не впишешься. Сплошные линии разметки нанесены там, где действитель­но нет видимости и выезд на встречку гарантирует лобовое столкновение.

Установка знаков и нанесение разметки, запрещающих все и вся, касаются всех

На наших же дорогах порой специально расставляли знаки-ловушки: лимит скорости там, где можно ехать быстрее, ограничения обгонов при видимости на несколько километров вперед, «кирпичи» на проездных улицах. Едва ли не каждая из таких засад заканчивалась патрульной машиной, экипаж которой собирал дань с нетерпеливых водителей.

Какая разметка действует,  

а какая нет – разобраться нет возможности. Любые сомнения толкуются не в пользу автовладельца, и наказание наступает почти моментально. А вместо того, чтобы стереть парковочные направляющие, власти высылают зеленых крокодилов

Но времена меняются. Стоять­ в засаде особенно не за чем – взятку не возьмешь, все фиксируют видеорегистраторы либо настучит сам же взяткодатель. Плана по сбору штрафов особого нет, только профилактические мероприятия – деньги приносят камеры фото- и видеофиксации. Меняются и задачи. Нас, автомобилистов, стало слишком много, особенно в городах, и с нами начинают бороться. Платные парковки, эвакуация – методы, которые распространяются на определенную территорию или точечно. А вот установка знаков и нанесение разметки, запрещающих все и вся, касаются всех.

Из 13 членов комиссии шестеро представляют ЦОДД – исполнителя ее же решений. То есть сам себе ставлю задачу – сам выполняю

Первый раз с подобным беспределом я столкнулась рядом с домом. На широченной и всегда пустынной улице появился знак «Остановка запрещена». А когда после пары рейдов эвакуаторов на ней не осталось ни местных машин, ни приезжих, повесили другой знак – «Стоянка запрещена по нечетным числам месяца». Два противоречащих друг другу знака стали поводом обратиться в ГИБДД и ЦОДД – Центр организации дорожного движения. И случилось чудо: волшебным образом исчез 3.21, а еще через какое-то время сняли все знаки, ограничивающие стоянки и остановки! Оказывается, автомобили, припаркованные в один ряд на шестиполосной улице с загрузкой 2 машины в час, никому не мешают. Так кто же ставил знаки?

Буква закона

Установка знаков и нанесение разметки происходят в соответствии с Проектами организации дорожного движения (ПОДД) – их стали вводить в столице с середины двухтысячных. До 2004 года гаишники устанавливали знаки и наносили разметку, полагаясь на Правила дорожного движения и свои персональные задачи, а строители обустраивали свою деятельность самостоятельно.

Места для инвалидов должны 

составлять 10% от общего объема парковочных мест. И если раньше к этому показателю относились не очень серьезно, то повышение штрафа за парковку на «инвалидном» месте до 5000 рублей сделало из них еще один инструмент манипулирования автовладельцами. В последнее время разметка машино-мест с изображением коляски стала встречаться гораздо чаще. И если у больниц, поликлиник и прочих соцальных заведений это вполне оправдано, то на обычных улицах учет никто не ведет

В 2006 году появился еще один нормативный акт, действующий до сих пор по всей стране – Письмо МВД и Росавтодора «О Порядке разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах». Для чего составляется каждый конкретный ПОДД, решает заказчик: Федеральное дорожное агентство, органы исполнительной власти в субъектах и муниципалитетах и владельцы ведомственных или частных дорог. Документ никак не ограничивает эти задачи, главное – чтобы было безопасно.

У столичного департамента транспорта есть и другая задача – выживание автомобилей из города 

Обычно проектировщик-исполнитель берет генплан местности в ведомстве, которое имеет право его составлять и проверять (в столице это ГУП Мосгоргеотрест). На схеме расставляют знаки и наносят разметку, причем проверку на местности проводить не обязательно. Если рядом есть подземные коммуникации, маршруты наземного транспорта, то все нужно согласовать с соответствующими службами. До того, как заказчик примет работу, безопасность ПОДД подтверждает ГИБДД. Если речь о временных знаках, сужении полос и прочих изменениях, которые необходимы при реальном строительстве, то вопросы еще могут возникнуть. Но вот если заказчик – департамент транспорта Москвы, то утверждение, по сути, становится формальностью. А сейчас все уличные пертурбации происходят только по воле этого ведомства, с благословления особой «комиссии по согласованию».

Вне столицы – проще

Отсутствие здравого смысла при установке знаков – проблема не только Москвы. Просто столица в этой сфере задает темп и демонстрирует возможности. У москвичей меньше рычагов давления на власти – только общественное мнение. А вот в других городах повод опротестовать действия властей есть. Нужно проверять все телодвижения чиновников и начинать со статуса дорог. Должен быть единый кадастровый реестр либо паспорт дороги. Именно эти документы дают право ею распоряжаться. Должны быть определены органы, которые имеют право создавать ПОДДы и их реализовывать. Все это должно отображаться в законодательных актах города, обычно утверждаемых местными депутатами. Если таковых документов нет – это шанс оспорить и установку знаков, и взыскание штрафов. Другой вопрос, что начинать нужно с обжалования действий местной администрации в ее же ведомствах.

Вот только из 13 членов пресловутой комиссии шестеро представляют ЦОДД – исполнителя ее же решений. То есть сам себе ставлю задачу – сам выполняю, и сам еще и конт­ролирую. И хотя московские чиновники говорят о том, что они прислушиваются к мнению представителей префектур и отдельных граждан, на деле их слух воспринимает только определенную, нужную им частоту (по аналогии с тем, как местные жители просят увеличить количество платных парковок). Народ, например, в лице местных депутатов никак не может влиять на принятые Порядки, а может с ними только ознакомиться и выполнять.

Не сосчитать

Сколько сейчас в столице дорожных знаков, не знает никто. ЦОДД не ведет такую статистку – просто не успевает, вот и мой запрос в организацию остался без ответа. Да и как можно уследить за всеми табличками, если одних только знаков «Остановка запрещена» в городе более 30 000, а в октяб­ре к ним добавится еще 1900, на поставку которых сейчас проводится тендер. Плюс к этому более дружелюбные «Стоянка запрещена», запрет стоянки по четным/нечетным дням и противоположные им знаки парковки, с дополняющими их табличками оплаты, времени действия и прочими уточне­ниями. Еще одна забота ЦОДД – установка более 7000 знаков «работает эвакуатор», которые теперь стали обязательными для деятельности «крокодилов».

Kitaygorodskiy prd

Это типичный результат работы

комиссии по согласованию ПОДДов.Всех заинтересованных просто уведомляют о том, когда на их улице начнется ад. Причем такой плакатик на сайте ЦОДД порой единственная возможность узнать о нововведении, поскольку информировать заранее никого не нужно  

А ведь, по идее, такое неведенье должно заинтересовать контролирующие органы. Закупают и устанавливают знаки за счет бюджета, а стоит самая маленькая табличка 400 рублей, плюс крепления к ней – еще сотня. Да еще опоры под знаки, да их монтаж... Каждая конструкция обходится где-то в 3000 руб. И не нужно забывать о разметке. Получается, что десятки тысяч знаков обходятся городу в сотни миллионов. И их не считают!

Избирательный порядок

Ну а с другой стороны – что их считать-то? Ведь все эти знаки отбиваются моментально. Один штраф от нарушителя – и вот конструкция в 3000 рублей окупилась. А если учесть, как знаки устанавливают, как наносят разметку, – это просто дойная корова для властей и постоянный повод для недовольства автовладельцев.

Бессмысленная установка знаков на моей улице – капля в море беспредела, творимого в городе. Порой чиновники дают своим действиям объяс­нение: так, запрет остановки у школ и поликлиник в центре в МВД обосновывают террористической угрозой. Значит, за пределами Бульварного кольца угрозы не существует? Хотя, зря я это пишу, ведь понавесят знаков и в спальных районах…

Когда департамент 

транспорта бодро заявляет о том, что создано столько-то парковочных мест, то чаще всего это не улучшение парковочного простраства, а его сокращение. Ведь никто ничего не строит, не усовершенствует. Просто берется участок дороги, и наносится разметка машино-мест. И там, где раньше могли встать пять-десять обычных автомобилей, хватает парковки на одну-две машины. Как на этом примере одного из пользователей социальной сети. Кому мешал этот ряд автомобилей, какую угрозу он создавал для движения по этому тихому переулку, непонятно. Зато теперь ясно, что семь из восьми автовладельцев вынуждены искать место для стоянки где угодно, но только не рядом с домом. Конечно, не все 45 460 парковочных мест столицы, находящихся на балансе Дептран­са дались такой ценой. Но если бы чиновники не упорядочивали пространство города, то мест для стоянок было бы гораздо больше 

Находятся объяснения и безу­мной череде знаков парковки и 3.21 – такой, как, к примеру, на Ходынской улице. Там можно оставлять машины в специальных карманах, а не на проезжей части, поэтому каждое такое место оборудовано двумя знаками – открывающим и закрывающим. Но даже если парковаться в таких карманах и оплачивать стоянку, не факт, что не придет штраф на 2500 рубликов. Ведь погрешность паркона порядка 10 м, а знаки стоят каждые три метра. У кого-то хватит сил оспорить штраф, а кому-то проще оплатить, чем разбираться. Опять же городу выгода!

Но это цветочки по сравнению с противоречащими друг другу разметкой и знаками. Скажем, 3.21 стоит в начале улицы, а пос­ле пары заездов во дворы, когда возникло ощущение проезда перекрестка, появляются парковочные места, размеченные на асфальте. Обычно их «забывают» или «не успевают» смыть, ведь знак вкопать легче, чем стереть с асфальта стойкую краску. Конечно, водителям нужно помнить, что знаки важнее. Но мы же за рулем смотрим не на небо, а на дорогу! Вот и попадают автовладельцы в такие ловушки. Хорошо, если удастся отделаться штрафом в 3000 руб­лей, но иногда дело заканчивается эвакуацией.

Оспаривать подобные взаимоисключающие директивы можно и нужно! Ведь чем больше тыкать носом в абсурдность установки знака или разметки, тем больше шансов, что проб­лема решится. Ведь та самая комиссия, которая рисует ПОДД­ы, заседает минимум три раза в неделю. Должна же она найти время решить болезненный вопрос – как это, по-видимому, произошло с моей родной 3-й Владимирской улицей.

Хотя мое личное чудо, как ни печально, скорее исключение из правил. Потому как целью разработки ПОДД является вовсе не «оптимизация методов организации дорожного движения для повышения пропускной способности и безопасности движения», как явствует из того самого письма МВД и Росавтодора. У столичного департамента транспорта есть и другая задача – выживание автомобилей из города. Знаки и разметка – еще один действенный метод в достижении этой цели.

Господа столичные чиновники не согласны? Тогда опровергните мое утверждение. Народ хочет знать!