А как все было хорошо! Тариф ОСАГО не менялся целых 12 лет – с момента введения обязательного автострахования. Первое повышение случилось в прошлом октябре, когда Центробанк поднял стоимость полисов на 23-30%. Казалось бы, должно пройти какое-то время, чтобы и автовладельцы привыкли к новому порядку цен, и страховщики набрали статистику.
Дмитрий Журавлев
института региональных проблем
Повышение увеличит давление на кошелек автолюбителя на несколько тысяч. Если в Нижнем Новгороде или в Красноярске, а уж тем более в Москве или Петербурге, это почти ничего, то во многих регионах эта сумма выглядит очень значительной. Но, к сожалению, альтернативы нет. Если бы повышения тарифов не произошло, серьезные игроки ушли бы с этого рынка, и их заменили бы те, кто ничего не мог или не собирался платить. ОСАГО из инструмента помощи автолюбителю превратилось бы в дорогостоящий пропуск на дорогу – в дополнительный налог. И это ударило бы по провинции гораздо сильнее, чем по столице, и чем беднее провинция, тем чувствительнее удар. В бедных регионах у людей свободных средств просто нет, и для них, если ОСАГО реально не будет выплачиваться, это катастрофа не только автомобильная, но и социальная, а может быть, катастрофа всей жизни. А гарантировать страховые премии без повышения тарифов невозможно. Так что, как ни парадоксально это звучит, повышение тарифов необходимо именно беднякам, и тем более в сегодняшних тяжелых кризисных условиях.
Но не прошло и полугода, как нам приготовили подарки к праздникам: аккурат в День смеха поменялись региональные коэффициенты, а со Дня космонавтики (если кто забыл – 12 апреля) на 40% увеличен базовый тариф.
Проклятое место
Что такое территориальный коэффициент? Этот свой множитель для каждого региона: в городах с высокими показателями аварийности он ближе к 2, а там, где ДТП происходят редко, равняется 0,6. Для некоторых областей коэффициент уже повышали летом 2011 года, но этого стало недостаточно в 2014-м. По мнению страховщиков, повышать коэффициент необходимо там, где выплаты превышают поступления. Но почему в некоторых регионах ОСАГО стало убыточным? Страховщики винят адвокатов и даже придумали для них новый термин – автоюрист. Но, по сути, это любой человек, который не боится бумажной волокиты и готов судиться с компаниями.
Николай Тюрников
"Главстрахконтроль"
Страховщики присвоили 246 млрд руб. за 11 лет работы ОСАГО. Страховые компании в соответствии с Законом об ОСАГО должны выплачивать участникам дорожного движения 80%. А выплатили за 11 лет только 53%, то есть варианта только два: либо все это время мы недополучили эту сумму в качестве выплат, либо переплатили за наши полисы. Повышение тарифа на ОСАГО с апреля этого года на 40-60% выглядит дико. Стоимость страховки дошла до европейского уровня, но при этом мы получаем российские микроскопические лимиты и ущербные выплаты. Это повышение только в нынешнем году принесет страховым компаниям еще 120-160 млрд рублей.
Такому смельчаку предпочитают переуступать свои требования владельцы автомобилей, получая деньги, превышающие выплаты, и избавляя себя от сбора справок и беготни по экспертам. В свою очередь, по Закону о защите прав потребителей упомянутые автоюристы дерут со страховых по полной: и выплаты, и пени за пропущенные сроки, и компенсацию морального вреда.
Стоимость ОСАГО для нового легкового автомобиля в Москве на год, руб.
Мощность, л.с. | С 12.04.2015 | С 11.10.2014 | До 11.10.2014 |
---|---|---|---|
До 50 | 4942 | 3086 | 2376 |
50-70 | 8236 | 5148 | 3960 |
70-100 | 9060 | 5663 | 4356 |
100-120 | 9883 | 6178 | 4752 |
120-150 | 11 530 | 7207 | 5544 |
Свыше 150 | 13 178 | 8237 | 6336 |
Доход стал настолько легким, что в некоторых регионах вовсю идет охота на переуступку прав участников ДТП. Но ведь если бы страховщики сразу, без волокиты и проволочек выплачивали пострадавшим те суммы, которых хватало бы на восстановление машин, никаких перекупщиков-автоюристов и не появилось бы. Они же не с ножом к горлу к несчастным страховщикам подступают, а получают положенное по закону согласно решения суда.
Владимир Путин
Решение Центрального банка – экономически вынужденная мера, просто потому, что 11 лет не корректировали ставку, потому что стоимость запчастей выросла в связи с курсовой разницей, и возросла стоимость платежей, связанная с охраной жизни и здоровья. Вот эти три компонента и вызвали такое резкое повышение. Единственное, что можно тут сказать, что подобные необходимые вещи нужно делать своевременно, и тогда они будут без резких скачков. А в противном случае страховые компании просто уходят с этого сегмента рынка, и тогда, к сожалению, может наступить такая ситуация, которую иначе как хаосом не назовешь. Я обязательно поручу и Центральному банку, и правительству рассмотреть возможность ввести пониженные тарифы ОСАГО для малообеспеченных категорий граждан. Если поддерживать кого-то, то поддерживать адресно. Подумаем, что можно сделать в данном конкретном случае.
Только страховые не стали дожидаться положительного эффекта от изменений в законе об ОСАГО, который обязывает страхователя в первую очередь обратиться в компанию, а уже потом идти в суд. И продавили повышение коэффициентов в тех регионах, где они проигрывают большинство дел. Ай, молодца!
Страховые выплаты по ОСАГО получают только 6% автовладельцев и 1% пострадавших в авариях
Правда, первоапрельские изменения могут кого-то и обрадовать. Одновременно с повышением коэффициента в 30 регионах на 0,1-0,2 пункта, в 19 городах и областях этот показатель снижен на 0,1-0,5. Хотя это слабое утешение для тех, кого заставили платить больше.
Истерика по расчету
А насколько обосновано повышение базового тарифа? Страховщики давно канючат, что ОСАГО, дескать, убыточно вообще – по всей стране в целом. Вот, поглядите, какие крупные рыбы вовсе уходят с этого рынка: АО «Цюрих надежное страхование» и САО «Экспресс Гарант», ЗАО «Защита Страхование» (ранее «Евросиб-Страхование») и ОАО РСТК. Но позвольте, разве уход четырех компаний из сотни – аргумент, достаточный для истерики? Резкий и столь скоропостижный рост тарифов оправдывают тремя доводами: изменением экономической ситуации в стране, повышением с октября 2014 года лимитов по «железу» до 400 000 руб. и апрельскому повышению лимита по жизни и здоровью до 500 000 руб.
Топ-10 страховых компаний по сборам за 2014 год
Компания | Премии | Выплаты |
---|---|---|
Росгосстрах | 129,86 | 55,06 |
Согаз | 105,22 | 42,17 |
Ингосстрах | 65,77 | 48,39 |
РЕСО-гарантия | 65,25 | 38,29 |
Альфастрахование | 47,77 | 24,79 |
ВСК | 37,68 | 20,82 |
ВТБ страхование | 36,63 | 14,58 |
Сбербанк страхование жизни | 36,48 |
0,51 |
Согласие | 33,85 |
26,99 |
Альянс | 24,65 |
21,55 |
То, что всем стало жить труднее и дороже, объяснять как раз не нужно. Но страховщики говорят, что выплаты растут из-за падения рубля и, соответственно, удорожания ремонта. Но валюта ведь снова дешевеет! Хотя пик ее роста сыграл на руку страховщикам. К тому же они деликатно умалчивают о том, что теперь все расчеты зависят от Единого справочника стоимости запчастей и Единой методики оценки ущерба, составленных Российским союзом автостраховщиков (РСА). Их вторая версия, принятая 16 апреля, повысила стоимость запчастей на 19%, а стоимость материалов в среднем на 28% по сравлнению с первым вариантом, основанным на летних ценах.
Михаил Порватов
методологии страхования РСА
По итогам 2014 года уровень выплат в 22 регионах превышает пороговый уровень в 77%. Уровень выплат может быть равен убыточности только при стабильном рынке на протяжении нескольких лет, то есть когда выплаты и премии остаются на одном уровне. Однако статистика показывает рост выплат и премий, причем рост выплат идет значительно опережающими темпами, а значит, реальная убыточность заметно превышает показатель уровня выплат. При расчете уровня выплат учитывают только осуществленные в данный период. При расчете убыточности необходимо учитывать все страховые случаи по договорам, а не только произошедшие в год заключения договоров, поэтому к страховым выплатам добавляются резервы страховых выплат, а также расходы на ведение дел. Кроме того, при расчете убыточности берется заработанная, а не начисленная страховая премия.
Но даже если опираться на это повышение, то рост в 40% для общего тарифа все равно необоснован. Что же касается повышения лимитов, то 400 000 рублей вы получите, только если ваша ласточка превратилась в совершеннейший хлам. Однако тотальное уничтожение автомобиля – большая редкость. Большинство аварий наносят лишь частичный ущерб: так, по данным РСА, в 2014 году стоимость средней выплаты составила 35 541 руб. Всего же на компенсации претендовали только 6% автовладельцев – да-да, всего шесть процентов! Аргумент, основанный на повышении лимитов по здоровью, выглядит совсем бледно, если знать, что такие выплаты в прошлом году составили менее одного процента. Между тем прибыль ста пяти страховых компаний России составила ни много ни мало – 27 млрд. Круто? А то!
Избирательная арифметика
И несмотря на все это, жалобы страховщиков были услышаны – тарифы повысили. Откуда же взялись пресловутые 40%? От актуариев. Это такие математики-аналитики, которые на основе данных и сверхсложных формул прогнозируют изменения в автостраховании. Так вот, руководитель Гильдии этих самых актуариев Владимир Новиков недоволен – надо бы еще добавить: «Цифры в районе 50% достаточно, чтобы закрыть все дестабилизирующие факторы прошлых лет». Еще один вычислитель – заместитель директора Независимого актуарного информационно-аналитического центра Евгений Яненко считает, что и этого мало: «Утверждение нашего центра о том, что тариф должен быть повышен не менее чем на 56,7%, уже успело сильно устареть». Во как!
Топ-10 страховщиков по величине чистой прибыли за 2014 год
Место | Компания | Млн. рублей |
---|---|---|
1 | Согаз | 13 300 |
2 | ВТБ-страхование | 8 474 |
3 | ООО Росгосстрах | 4 693 |
4 | Транснефть | 2 580 |
5 | РЕСО-гарантия | 2 200 |
6 | Ингосстрах | 2 100 |
7 | Сбербанк страхование жизни | 1 490 |
8 | Независимая страховая группа | 1 025 |
9 | МСН | 889 |
10 | ВСК | 496,9 |
Михаил Емельянов, первый зам. председателя комитета госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, считает, что повышать надо было на 50 и даже на 100%: «Такой рост неизбежен». Почти все эксперты сходятся во мнении, что изменение тарифов должно стать регулярным и постепенно перейти к тому, что страховые компании сами будут решать, сколько платить за ОСАГО. Ну а что мы, автовладельцы, думаем по этому поводу? А мы – за! По данным опроса независимого исследовательского холдинга «Ромир», 65% респондентов относятся к повышению положительно и только 28% подорожанию не рады. Хорошо бы это «масштабное исследование», затронувшее 1500 человек, проживающих в городах с населением более ста тысяч, отражало настроение остальных 42 миллионов. Ведь никому не хочется чувствовать себя овцой, которую ведут на постриг в загон размером с государство. Пока же будем радоваться, что нас всего лишь стригут, а не режут. Кроме того, ведь не все внакладе остались, и хоть кто-то получает то, что просит: маржа у страховых компаний не уменьшится.
Дебет с кредитом
Законом установлено, как должна распределяться страховая премия – сумма, которую автовладелец отдает компании, покупая полис. Три процента получает Российский союз автостраховщиков на формирование резервного фонда. Из него производятся выплаты, если компания обанкротилась или не может выполнить своих обязательств по другим причинам. 20% должны покрывать расходы на ведение дел – от закупки бланков до комиссий агентам. Оставшиеся 77% страховщики кладут в «кубышку» и открывают ее тогда, когда нужно сделать выплаты по страховому случаю. В 2014 году полисов было продано на 150,292 млрд рублей, а выплаты составили 88,816 млрд – 59,1% от сборов. Следовательно, прибыль 105 страховых компаний находится на уровне 17,9% – почти 27 миллиардов.