3 Октября 2019, 23:46

Эрл Харли
Эрл Харли (Earl Harley),

Основатель первой в мире студии автомобильного дизайна Art&Color и ее бессменный руководитель с 1928 по 1959 год

1958 год стал для главы департамента дизайна GM Харли Эрла почти провальным. Модельные ряды Buick и, в особенности, Oldsmobile никто иначе как «хромированными слонами» не называл... Но Эрл не перестал заниматься тем, что всегда умел делать лучше всех – предсказывать будущее автомобильного стиля. Предугадывал он обычно лет на 10 вперед и… практически не ошибался.



Уж в чем в чем, а в этом он был самым опытным прогностиком из тех, кто брался предвосхищать стиль американского образа жизни ХХ века. Еще в 1928 году он создал для этого собственный инструмент – первый в автомобильной истории отдел стиля Art&Color. И в начале 30-х годов смог предугадать низкий и стремительный силуэт типа «streamlined», а в 1938-м построил первый в мире стилевой концепт – Buick Y-Job. В результате благодаря Эрлу американские автомобили быстро распрощались с образом железной коробки и превратились в мечту. А мечта, как правило, крылата, и оттого схожесть прототипов, построенных его командой, с образцами авиационной и ракетной техники не удивляла.


«Хромированные слоны» – Buick Special и Buick Limited – одновременно и пугали, и завораживали. Их покупали вяло (1958)

Вглядитесь: кажется, что этот автомобиль мог бы взлететь и выйти в открытое космическое пространство. А как иначе! Ведь, выдавая задание на проектирование Firebird III, Эрл напутствовал своих стилистов: «Рисуйте ее так, словно космонавты собираются взять машину с собой на Луну». Его слово было законом, и концепт так и рисовали. Главным разработчиком Firebird III стал Джеймс Норманн. Эрл обратил внимание на его уникальный дар стереоскопического, 3-мерного видения.


Концептуальный Pontiack Firebird I как мог копировал образ палубного истребителя (1954)

Тогда не было компьютеров, и заглянуть за плоскость листа бумаги, пользуясь исключительно своим воображением, мог далеко не каждый. Джеймс мог. Более того, он всячески стремился расширить свои врожденные способности. Например, работая именно над проектом Firebird, он придумал способ выполнения полноразмерного изображения силуэта автомобиля. Для этого Норманн втыкал в плазовую доску с изображением общей компоновки кнопки, за которые цеплял толстую нитку, заменявшую ему карандашную линию. Перекалывая кнопки, Джеймс менял линии кузова.


Стиль концепта Pontiack Club de Mer не отличался дерзостью и больше напоминал прототип серийной машины

Эрл следующим образом напутствовал своих стилистов: «Рисуйте машину так, словно космонавты собираются взять ее с собой на Луну»

Вид на стенд GM Motorama 1959 г. Действительно, 2-метровый стабилизатор Pontiack Firebird III притягивал, как магнит

Эрл терпел это кажущееся чудачество дольше всех, терпел пока за цветными линиями не стал угадываться стремительный контур автомобиля, который видел в своем воображении и он сам. Этот образ стал складываться давно, еще с тех пор как в 1942 году начали «бугриться» пока еще небольшие крылышки-стабилизаторы на концах задних крыльев автомобилей, нарисованных его блистательным стилистом – Фрэнком Херши. И вот к концу 50-х годов этот декор достиг своего апофеоза. Пора было ставить точку. За основу образа были взяты две прежние работы: Pontiac Club de Mer и Oldsmobile Golden Rocket – оба звезды шоу Motorama 1956 года.


Концептуальный Pontiack Firebird II уже чуточку больше напоминал архитектуру автомобиля (1956)

Так родились высокий стабилизатор, расположенный сзади по центру, и авиационный «фонарь» пилотской кабины, пара небольших боковых крылышек и полное отрицание в образе привычных для автомобильного облика деталей – фар и облицовки радиатора. Джеймс добавил к этому образу еще 6 (!) продольных стабилизаторов и увеличил центральный киль до предельно возможного размера под 2 метра. Предельны были и боковые крылья, расстояние между которыми ограничили нормы ширины – еще один дюйм и Firebird III считался бы по федеральным законом США… грузовиком.


Концепт Oldsmobile Golden Rocket – вдохновитель создания Firebird III (1956)

Оставалось удивляться его силуэту и поверхности боковины, которая затягивалась под днище, как у самолетного фюзеляжа. Самым поразительным было, что в результате Firebird III не выглядел карикатурой на истребитель F104. Он был честен. Ведь он не пробовал летать и… практически не ездил. Зато от самого входа в огромный зал Motorama 1959 года хорошо был виден его возвысившийся над всеми серебристый стабилизатор. Заметив его, посетители твердо знали, куда нужно было идти и на что смотреть в первую очередь. А еще по привычке они думали, что такой автомобиль можно будет купить завтра – иначе быть и не могло, ведь это сделал Эрл.


Именно в таких трейлерах перевозились экспонаты Motorama