Настоящая лабораторная работа — Voisin C6 Laboratoire. Конструкция Габриэля Вуазена и Андре Рене Лефевра 1923 года.
Сам же автор летательного аппарата — Габриэль Вуазен, получив художественное образование, стал работать в одном из архитектурных бюро Лиона. Но всегда думал о небе и полетах. И, кстати, пилотировал первый самолет Voisin сам великий Анри Фарман — случилось это в 1908 году.
Началась Первая мировая война. Вуазен занялся производством военных самолетов и, заработав на этом огромный капитал, переключился на создание экзотических по своей конструкции и облику автомобилей, в конструкции и дизайне которых всячески старался использовать свой авиационный опыт. Кузова по собственным эскизам он делал из листового алюминия, а все механические связи с агрегатами автомобиля доверял лишь стальным тросикам. Большие деньги позволяли ему заниматься не только автомобилями, но, например, и спонсировать, к счастью, так и не осуществленный проект сноса исторической части Парижа, задуманный известным архитектором Ле Корбюзье.
Заработав капитал на производстве военных самолётов, Габриэль Вуазен занялся созданием экзотических автомобилей.
Увлеченность Вуазена автомобилями объясняется фанатичной преданностью бывшего летчика свободе перемещения в пространстве и высоким скоростям, которые в те годы существовали лишь в авиации и автомобильном спорте. Но как пилот гоночного болида Габриэль Вуазен категорически отказывался принимать и поддерживать жесткие правила и ограничения, относившиеся к конструкции гоночных автомобилей, которые были введены в начале 20-х годов в Кубке АСF («Автомобильный клуб Франции»). Ведь главное в гонке — высокая скорость, а какими техническими средствами она достигается, для Вуазена не было вопросом принципиальным. Эта бескомпромиссная убежденность создавала лишь конфликты, которые окружали Вуазена-автогонщика.
Но, как и в воздушном бою, в гонках ему сопутствовала удача — например, судьба свела его с блестящим инженером Андре Рене Лефевром, который начал свою карьеру в авиации в компании Voisin Aviation и сочетал разработку самолетов с пилотированием гоночных автомобилей и даже выиграл в 1927 году гонку «Монте-Карло» на легком спортивном автомобильчике Amilcar.
Постепенно Лефевр стал конструктором гоночных автомобилей и в 1931 году целиком и изысканиям французского автопрома. Вначале он работал в Renault, затем в Citroen, где в компании таких автомобильных дизайнеров, как Фламинио Бертони и Поль Маги, создал конструкции четырех самых известных французских автомобиля ХХ века: Citroеn Traction Avant, Citroen 2CV, Citroen DS и грузовой фургон с гофрированными боками кузова Citroеn HY. Несомненно, что эта «четверка» косвенно стала результатом проведенной в 1923 году «лабораторной работы», которая должна была найти средства, позволяющие снизить вес и оптимизировать конструкцию гоночного автомобиля. Вот предыстория этой работы.
В 1922 году в гонке на «Большой приз Лиона» автомобиль Voisin стал победителем. Однако судейская бригада выдвинула ряд претензий по несоответствию автомобиля регламенту соревнований. И кроме того, автомобиль не обладал необходимым 2-литровым двигателем. Поэтому Вуазен заказал Андре Лефевру проект более обтекаемого автомобиля небольшого веса, чтобы компенсировать слабость бесклапанного двигателя системы Кnygt. Бесклапанные двигатели, которые использовал Вуазен, проигрывали традиционным клапанным конструкциям в мощности, зато были тихи и бесшумны. Через семь месяцев Лефевр смог построить четыре экземпляра Laboratoire, подготовленных к гонке на приз ACF 1923 года.
При взгляде на изображение одного из этих автомобилей может ошибочно показаться, что идея Вуазена была механическим повтором его экспериментов с конструкцией первых самолетов, где также требовалось любыми средствами снизить вес, попутно придав максимально обтекаемую форму открытым деталям и агрегатам. Все так, но благодаря его автомобильному опыту удалось создать необычную «открытую» схему архитектуры гоночного болида, которая с успехом используется и поныне. В итоге, если сегодня повнимательнее вглядеться в облик Laboratoire, то в нем можно приметить немало общих черт с образом современного болида «Формулы-1». Естественно, что это сходство в большей степени касается художественно-образного осмысления, что вовсе не означает полного подобия конструкции и формы. В основе Voisin — полумонокок (первый в мире опыт!), роль которого выполняет изготовленный из алюминиевого листа короб, прикрепленный к деревянному щиту-полу, к которому крепились также и кресла экипажа, а заодно и двигатель, и шасси. Как истинный авиатор Вуазен в конструкции своего автомобиля максимально использовал скорость набегающего потока воздуха: взгляните на небольшой пропеллер, который при движении помогает масляному насосу маломощного двигателя.
Думается, что если бы Вуазену повезло чуть больше, опыт его Laboratoire мог бы в двадцатые годы лечь в основу конструкции гоночных автомобилей специальной формулы «Voisin». Но этого не случилось, и Габриэль Вуазен прожил тихо и спокойно до 92 лет. На праздные вопросы «Чем вы занимаетесь?» он отвечал неизменной фразой: «Работаю над новой формой штопора». Зато оживлялся и переставал шутить всякий раз, как только разговор заходил о самолетах или автомобилях. А заканчивал он разговор также любимой фразой: «И все-таки первым был я!»