14 Апреля 2019, 10:59

Shelby Сobra 427 | Прекрасная cамоделкаКэрролл Шелби

родился в 1923 г. в г. Лизбурге, штат Техас. В 1961 году основал фирму Shelby-American

Единственное, что роднило К. Шелби со скоростью, – былая работа инструктора на аэродроме. Теперь же он выращивал бройлерных цыплят и пытался сколотить на этом капитал для участия в национальных автогонках, выступая впоследствии на автомобилях английских марок MG или Austin Healey. Его высшим достижением в то время была гонка 1962 года, когда на слабеньком, но тюнингованном им MG T, он объехал именитый Jaguar XK. Тогда ли или во время, когда он задавал корма своим цыплятам, ему пришла в голову сумасбродная идея построить лучший гоночный автомобиль в Америке, который превосходил бы Corvette и смог бы тягаться с Mazerati и Ferrari.

Shelby Сobra 427 | Прекрасная cамоделка

Открытая Shelby Cobra 427 регулярно проигрывала своим соперникам на прямых участках гоночных трасс

Для этого у него не было ничего, кроме желания и $5000, которые он выручил от продаж первой партии не успевших подохнуть кур. Раздумья о суперавтомобиле привели Кэрролла Шелби к мысли, что идеальной основой такого транспортного средства могло бы быть легкое европейское шасси с алюминиевым кузовом и мощным американским 8-цилиндровым двигателем. Разузнав, что у крошечной английской фирмы AC Motors, которая выпускала легкие дорожные двухместные автомобили, были в то время большие проблемы с поставщиком двигателей, он сделал ей предложение о поставке 8-цилиндровых американских моторов в обмен на британские шасси и кузов в сборе. Англичане ухватились за это предложение Шелби, и первые шасси с алюминиевым кузовом в обмен на двигатели и первые кузова AC прибыли вскоре в Америку самолетом.

Shelby Сobra 427 | Прекрасная cамоделка

Shelby Cobra 427 покоряла своей элегантностью и лаконизмом, а внутри царил функциональный минимализм

К этому времени фермер нашел фордовский тонкостенный и очень легкий 8-цилиндровый двигатель и тут же стал пытаться установить его на шасси AC. Естественно, просто так это не получалось. Дело буксовало. Требовалось увеличить длину и ширину трубчатой рамы. Затем проблемы возникли при установке кузова с габаритными размерами шасси, рамы и кузова. Его пришлось резать и расширять в районе передних и задних колес. Переделки оказались столь значительными, что в эти первые месяцы новоявленный конструктор будет находиться на грани того, чтобы отказаться от затеи постройки собственного автомобиля вообще (под конец жизни он даже переквалифицировался с кур на выращивание коров, преуспев в этом).

Shelby Сobra 427 | Прекрасная cамоделка

В 1964 году Шелби установил на Cobra 427 металлическую крышу, которая изменила в лучшую сторону аэродинамику и придала ее облику солидность дорожного купе

Пока же машина стала длиннее и шире, что пошло на пользу измененному образу AС. Но самые большие проблемы возникли при попытке установить колеса большего диаметра. И здесь Кэрролл принимает смелое решение увеличить объем колесных арок за счет их выколотки и придания им более выпуклой сферической формы. Так образ Cobra получил свой главный козырь – ничем не примечательные и сильно вытянутые эллипсовидные крылья колес. Получилось неожиданно гармонично. Более того, невиданное дело: после этой косметической операции ничем не примечательный английский родстер стал напоминать продукцию таких ателье, как Scaglietti, Touring, и такие модели, как Ferrari 166, Barchetta и Aston Martin DB5.

Shelby Сobra 427 | Прекрасная cамоделка

Действительно, облик закрытой Cobra стал напоминать Aston Martin DB5. Исключение составлял интерьер, во взглядах на который оба автомобиля расходились принципиально

Shelby Сobra 427 | Прекрасная cамоделка

Все это сделал абсолютный непрофессионал, никогда в жизни не державший деревянного молотка для выколотки алюминия. Самое поразительное, что машина каким-то чудом получилась на 1 тонну легче пластикового Corvette Stingray, что было хорошей заявкой к предстоящей в будущем скоростной дуэли.

Сам Шелби не терял времени: на «куриные деньги» заявился на гонку и на своем автомобиле сумел обойти даже Jaguar, и победить в своем классе. За свой ковбойский вид и привычку плюхаться за руль в комбинезоне, в котором полчаса назад вывозил навоз с фермы, он становится кумиром американских болельщиков. Этот образ простого парня из деревни помогает ему выигрывать гонки одну за другой и подумывать о поездке в Европу. Лично в Америку прилетает, чтобы познакомиться с ним, великий гонщик Фанхио, а Феррари предоставляет Шелби автомобили для гонок.

Shelby Сobra 427 | Прекрасная cамоделка

Критики тех лет упрекали Шелби в том, что его автомобиль слишком напоминает Ferrari 166 Barchetta. Зря…

Чем больше машины Кэрролла принимали участие в европейских гонках категории GT, тем очевиднее становились просчеты, допущенные при их создании. Например, отсутствие жесткой крыши не позволяло Cobra наравне с другими закрытыми автомобилями (Ferrari GTO, MG MGB и Triumph) соревноваться с соперниками на прямых участках трека. Например, Cobra с завидным постоянством проигрывала на прямиках в Ле-Мане и Сильверстоуне.

Shelby Сobra 427 | Прекрасная cамоделка

Своим появлением в 1964 году модель Cobra Daytona обязана таланту американского дизайнера Питера Брока

Shelby Сobra 427 | Прекрасная cамоделка

В 1964 году Шелби установил на свою Cobra жесткий алюминиевый верх, своей формой напоминавший тканевый дропхед, популярный в Англии, но уже это позволяло говорить о какой-то аэродинамике и сразу сказалось на результатах – количество побед возросло. Например, после победы над Ferrari GTO Cobra за глаза стали называть киллером Ferrari. Но Шелби на этом не успокоился и стал вынашивать планы о постройке аэродинамического купе, которое впоследствии назовет Daytona и которое станет одним из самых красивых американских автомобилей ХХ века. Но знаний у простого техасского фермера в области конструкции кузовов и дизайна не было, и он привлекает в свою команду среди прочих специалиста в кузовостроении, молодого 23-летнего дизайнера из команды Харли Эрла, Питера Брока, перерисовавшего к этому времени немало моделей гоночных автомобилей, в частности несколько видов автомобилей Сhevrolet Stingray и успевшего поучаствовать в этапе эскизной разработки Сhevrolet Carver. К гонке в Ле-Мане Брок стал готовить закрытый Daytona coupe для Шелби. Автомобиль имел ниспадающую крышу в задней части, большой спойлер на кромке багажника и общую форму кузова, согласующуюся с нормами аэродинамики тех лет. В результате преобразований формы резко возросла максимальная скорость на прямых участках трека. В результате каждая дуэль с «Корветом» заканчивалась убедительной победой Cobra, но доставалось и королю треков того времени – Ferrari GTO.

Shelby Сobra 427 | Прекрасная cамоделка

После победы над Ferrari GTO Cobra за глаза стали называть киллером Ferrari

Возникает вопрос: может ли самоделка претендовать на звание «статус арт»? Но стоит еще раз взглянуть на Cobra, и все сомнения растают как дым. В конце концов, ведь делают же уникальные изделия народные умельцы Дымкова, Хохломы, Жостова и Гжели, у которых академического художественного образования нет, а присутствуют лишь уникальное мастерство рук да врожденная острота видения окружающего мира. Вот и ковбой Кэрролл Шелби видел гоночный автомобиль иначе, чем другие, в результате чего изваял один из красивейших американских автомобилей, который еще и неплохо ездил, и бил именитых соперников, несмотря на все их грозные названия.