9 Февраля 2017, 13:28


Было так... Тот, кому есть дело до каждого из нас, распорядился так, чтобы дом в пригороде Берлина, где прошло детство Лутца (Луиджи он назовется лишь в 28 лет), оказался рядом с испытательным центром Люфтваффе и железной дорогой, по которой курсировал обтекаемый желто-алый экспресс «Берлин–Дрез­ден». А в соседи семейству Колани определил человека, ездившего на спортивном Mercedes. И на девятом десятке наш герой готов по памяти воспроизвести поразившие его, трехлетнего, формы багажника того авто. 99% мальчишек, оказавшихся в таком окружении да еще обучающихся ваянию с подачи родителей, выбрали бы себе одно из поданных на блюдечке с голубой каемочкой занятий и жили бы припеваючи. Но Лутц-Луиджи очаровался сразу всем увиденным. Возможно, сказался генетический размах, полученный от родителей – матери польки и отца, итало-швейцарца с курдскими корнями, успешного художника, работавшего в кино. С такой «биобатарейкой» замкнуться на чем-то одном? Исключено! Берлинская Академия художеств брошена в 19 лет ради парижской Политехнической школы, где пока еще Лутц постигал премудрости аэродинамики. А потом – хоп! И он уже изучает философию в Сорбонне. Сегодня профессор Колани гордо именует себя 3D-философом. Но на пути к визионерским высотам предстояло пройти через то, что сродни проституции. Именно так воспринимает работу автомобильного дизайнера Луиджи Колани. А он знает, что говорит.

Первым автомобилем, дизайном которого Колани гордится, стал родстер GT на базе VW «Жук». Эта модель, выпущенная на рубеже 50-60-х почти 2000-м тиражом, позволила Колани сколотить начальный капиталец

«Пришел. Увидел. Победил», – вслед за Юлием Цезарем мог бы сказать о себе Колани. В начале 50-х, поработав в отделе исследований американского McDonnell Douglas, пока еще Лутц оказывается уже под знаменами другого гиганта – FIAT, и сразу же получает «Золотую розу», международный трофей за творчество в дизайне, на Женевском автосалоне’54 – так впечатлил жюри кузов родстера 1100 TV работы Колани. После этого все двери открылись перед триумфатором, и он заходил в них, не стесняясь. Alfa Romeo, BMW, Lancia, VW выступали самыми благосклонными нанимателями, но... Колани претила работа по принципу «Чего изволите?» Много позже 3D-философ приз­нается в интервью: «Самое сложное начи­нается, когда к тебе приходит известность. Тогда ты должен начать говорить «нет». Именно так я и поступил, очень скоро осознав невозможность остаться художником в столь коммерциализированной отрасли, как автомобильная». Но на своем увлечении Колани не поставил крест. Хотя бы потому, что на дух не переносит угловатых форм. Похоже, Лутц-Луиджи в детстве вдоволь насмотрелся на рубленый главный символ III Рейха.


Не так давно Колани насчитал около 5000 спроектированных им предметов. Целый мир с диапазоном от космических шатлов до банковских терминалов и даже гробов! В этой рукотворной реальности есть место лишь округлым, чувственным формам. Луиджи Колани не был бы 3D-философом, если бы не подвел под свою картину мира научную базу. «Посмотрите на космос и микрокосмос – везде господство круглых форм!» – чеканит Маэстро. Современная физика элементарных частиц с этим не очень-то согласна. Ну, да ладно. «Все по-настоящему красивое эротично, а эротика неотделима от округлых форм», – еще одно утверждение Колани. Да, во времена молодости нашего героя эталон женской красоты был далек от вешалки. С тех пор кое-что изменилось... Вот и автомобильная индустрия, начавшая с 60-х использовать для кузовов новые марки стали и технологии штамповки, в массе своей пошла «угловым» путем. Удивительно ли, что на том же Лейпцигском автосалоне’2001 Колани на вопрос, какие из современных серийных моделей он считает удачными с позиций дизайна, выпалил: «Ни одну!» Обида непризнанного гения? Насчет непризнанного можно спорить. Колани и после разрыва с масс-индустрией привлекали к работе над концептами гранды отрасли. Боб Лутц, в недавнем прошлом «царь» GM, и заокеанский Kenworth, знаменитый производитель грузовиков, приглашали Колани в США для испытания его моделей с перспективой запуска в серию. «Но никто не захотел работать со мной из-за моей репутации диктатора от аэродинамики, – отшучи­вается Маэстро и добавляет. – Если вы опережаете свое время лет на 30, трудно найти контакт с капитанами индустрии. Они слишком консервативны». Не спешите диагностировать у 3D-философа манию величия. Возможно, когда-нибудь выяснится, что Луиджи Колани знал секрет временного портала. Белые слоны обычно так и приходят в наш мир.