Вот и происхождение у этого завода самое что ни на есть рабоче-крестьянское. Когда-то, во времена Ивана Грозного, в 80 верстах к востоку от Москвы, стояла деревенька Ликино на 4 двора. Много позже рядом, на Дулёвой пустоши выросла фарфоровая фабрика знаменитого товарищества Кузнецова. А в 1937-м в Ликино-Дулёве (городом он стал в декабре этого же года) вышел на серийное производство продукции из ДСП ЛОЗОД – Лесохимический опытный завод облагораживания древесины. В 1944 году предприятие переориентировали на выпуск оборудования для заготовки леса и назвали соответственно – Ликинский машиностроительный завод (ЛиМЗ).
Но электропилы, шпалорезные станки, передвижные электростанции ЛиМЗ выпускал лишь до 1958-го, когда лесозаготовки стали менее актуальны, а на повестке дня встало развитие жилищного строительства. Города Союза должны были стремительно прирастать новыми микрорайонами, а связать многочисленные «черемушки» с центром и между собою призваны были автобусы. Вот тогда-то и решили реконструировать завод в Ликино-Дулёве для производства автобусов – ведь выпускавший их ЗиЛ существенно нарастить производство не мог.
Перемены происходили стремительно: 31 июля 1957 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров «О развитии жилищного строительства в СССР», а 10 января 1959-го из ворот Ликинского автобусного завода выехал первый ЗиЛ-158. До конца года ЛиАЗ выпустил 213 машин, в 1963 году – уже 5419, а в 1969-м – 7045. Правда, на проектную мощность в 10 000 автобусов в год предприятие вышло только в 1975-м. Ведь модель 158 разрабатывали в середине 50-х – узкие двери, тесный проход, слишком большое число мест для сидения ограничивали вместимость 60-ю, максимум 70-ю пассажирами. Помните «Операцию Ы» и переполненный ЗиЛ-158 13-го маршрута? Стране нужна была новая, современная машина. За ее проектирование взялись уже в 1960-м, и в 1967 году на улицы наших городов вышла первая партия ЛиАЗ-677.
Огромные окна, широкие двери, вместительные накопительные площадки, пневматическая подвеска, автоматическая коробка передач – по тем временам это был настоящий прорыв. Вот только серийное производство затягивалось: специально под эту модель строился механосборочный комплекс с новым главным конвейером.
11 июня 1970 года с него сошел первый автобус ЛиАЗ-677. А на действующем главном конвейере вплоть до конца 1970 года стоял ЗиЛ-158В – всего в Ликино-Дулёве собрали 62 290 таких машин.
В 2011 году в серию запущен
низкопольный городской автобус экологических стандартов Euro-5 и EEV (Euro-5+) Завод поставил в Москву 2070 таких машин
Теплый в самую лютую зиму салон, завидная вместимость – до 110 пассажиров, на удивление плавный ход, за который 677-й в народе называли «луноходом» – благодаря этим плюсам модель пользовалась заслуженной популярностью и продержалась в производстве более четверти века. Но компоновка с расположенным сбоку от водителя прожорливым бензиновым мотором устарела уже к середине 80-х. Поэтому в конце 70-х в конструкторском бюро ЛиАЗа совместно со специалистами ВКЭИ «Автобуспром» (г. Львов) началась работа над новой машиной. В 1985-м, аккурат к перестройке, предприятие существенно реконструировали и модернизировали, и в 1986-м в серию пошел ЛиАЗ-5256 с расположенным сзади дизельным двигателем. Увы, опять вмешались проблемы – на этот раз с гидромеханической трансмиссией. Львовская коробка оказалась на редкость ненадежной, транспортники неохотно брали капризную машину, предпочитая ей старый добрый 677-й. Новых же ЛиАЗ-5256 выпускали немного: 409 в 1992-м, 350 в 1993-м. А тут еще пожар практически уничтожил завод двигателей на КамАЗе, и ликинские автобусы остались без силового агрегата. Вместе со всей страной ЛиАЗ тяжело переживал лихие 90-е: спад производства, долги по зарплате и налогам. Наконец в 1996 году конвейер завода встал. Через год предприятие объявили банкротом и перевели под внешнее управление.
Но в отличие от многих советских заводов и фабрик, ЛиАЗ сумел выстоять. В трудные времена удалось сохранить территорию, корпуса и оборудование. В 2000 году завод вошел в состав «Руспромавто», а в 2005 году в результате реструктуризации холдинга – в «Группу ГАЗ». Модернизация производства, включая современнейшую линию антикоррозионной обработки и окраски, установка ярославских двигателей и американских дизелей «Катерпиллер» и «Камминз», немецких автоматических коробок «Фойт» позволили вдохнуть новую жизнь в ЛиАЗ-5256. Благодаря своей надежности и неприхотливости машина пользуется спросом до сих пор – а ведь выпущено более 25 тысяч таких автобусов! Кроме того, на ЛиАЗе создавали современные модели: низкопольный 5292, полунизкопольный 5293, сочлененные 6212 и 6213. В 2010-2011 годах в ходе рестайлинга ликинские машины стали выглядеть современно и привлекательно, нисколько не уступая зарубежным конкурентам. В 2013 году к Олимпиаде в Сочи в содружестве со «Сканией» разработан низкопольный ЛиАЗ-529230, соответствующий европейским стандартам. Тогда же создана первая пригородная низкопольная машина с двигателем МАN, а на низкопольном модели 529260 впервые установлен двигатель ЯМЗ, разработаны новый экстерьер и интерьер модели. В июне 2014 года в Ликино-Дулево прописались междугородние модели «Вояж», «Вояж L» и «Круиз», разработанные в Голицыно. Еще через год – новый рестайлинг и запуск новых модификаций, включая новинку, 9,5-метровый 4292.
Так что теперь ЛиАЗ выпускает не одну модель, как когда-то, а полную линейку автобусов длиной от 9,5 до 18 метров с дизельными, газовыми и электродвигателями, с высоким и низким полом – всего 20 ведущих моделей и около 60 модификаций. Проверить на себе, что такое низкий пол или экологический стандарт, может любой из нас. Теперь не приходится забираться в салон по лестнице – автобус услужливо приседает перед пассажирами на остановке, и нижняя ступенька находится почти на уровне тротуара. В прошлое ушел сизый дым, стелющийся из выхлопных труб. А значит, сегодня, как никогда прежде, ликинские автобусы близки к нам, жителям и пассажирам городов и поселков.