Разумеется, о вкусах не спорят. Но королев красоты, тем не менее, выбирают регулярно. Конечно, одним нравятся высокие блондинки, другим больше по душе пышные брюнетки, кого-то завораживают стремительные спорткары, а кого-то цепляет брутальная мощь внедорожника. Вы думаете, автомобильную красоту создавали только закордонные дизайнеры? Ничуть не бывало! Отечественные художники нарисовали немало таких проектов, за которые не стыдно было бы лучшим итальянским, французским, американским маэстро. Скажем, в 30-е годы безымянные умельцы автобазы скорой помощи в Москве и столичного Микояновского мясокомбината спроектировали замечательно красивые медицинские автомобили и развозные фургоны. А Второй авторемонтный завод транспортного управления Ленсовета в 1936-м начал выпуск красавца-автобуса – трехосного, с кузовом на 24 места, изготовленным по самой последней «аэродинамической» моде тех лет. Нельзя не вспомнить и ЗиС-127, настоящее произведение искусства в форме междугороднего автобуса, и выставочную красоту многотонного БелАЗа-540. Мы выбрали лучшие, на наш взгляд. Ну, скажите, разве не красавцы?
12 Апреля 2019, 14:59
5 место
«ГАЗ-Торпедо», 1951 год
В начале 50-х он смотрелся не автомобилем и даже не самолетом – фантастическим космическим кораблем. Спроектировал машину талантливый авиаконструктор Алексей Смолин, переведенный на Горьковский завод из Казани специально для того, чтобы создавать гоночные автомобили. Несущий алюминиевый кузов с каркасом из дюралевых профилей отличался стремительными линиями и изяществом пропорций. Мощность двигателя от «Победы» при помощи компрессора типа «Рутс» увеличили более чем вдвое – до 105 л.с. В результате 1100-килограммовый алюминиевый снаряд удалось разогнать до 190 км/ч. Горьковчане установили на «ГАЗ-Торпедо» два всесоюзных рекорда скорости. Увы, вскоре гоночную тему в Горьком закрыли, а автор красного красавца получил задание спроектировать амфибию…
4 место
«Руссо-Балт-С24-40». 1913 год
В начале ХХ века автомобильные заводы, и русские в том числе, строили, в основном, шасси, а кузова на них устанавливали в специализированных мастерских. Поэтому определить самую красивую модель было непросто – одна и та же машина в платьях от разных кузовщиков могла выглядеть и красавицей и уродиной. Тем не менее, разработанные швейцарским конструктором Жюльеном Поттера модели С24 разных серий рижского Русско-Балтийского вагонного завода смотрелись исключительно. Кузова для них – фаэтоны, торпедо, лимузины, ландоле – строила среди прочих петербургская мастерская (бывшая фабрика «Фрезе») под руководством Петра Арсеньева. Между прочим, в 1912 году Поттера уехал из Риги, а его сменщик немец Эрнест Фалентин через три года изменил форму радиатора моделей РБВЗ на овальную. И «Руссо-Балты» потеряли известную долю изящества.
3 место
ЗиЛ-118 «Юность». 1962 год
Об этой машине книгу можно писать. Хоть детектив, хоть производственный роман, хоть поэму – что-нибудь в стиле Вознесенского или Рождественского. Этот автомобиль получил международных призов и наград больше, чем любая другая отечественная модель. Лицензию на его производство хотел купить Генри Форд-младший, специально прилетевший в Москву. Но помимо авангардной для тех лет конструкции и оригинальных технических решений спроектированная чуть ли не подпольно в свободное от основной работы время молодыми конструкторами Завода имени Лихачева «Юность» была настоящей красавицей. На базе громоздкого и помпезного членовоза ЗиЛ-111, чьи черты были перерисованы с американских машин того времени, Александр Ольшанецкий и Эрик Сабо создали совершенно оригинальную машину – легкую, изящную, воздушную, словно бы пронизанную витавшим тогда в воздухе предчувствием оттепели, энтузиазмом юности. Замечательная внешность машины проняла даже такого редкого ценителя прекрасного, как Никита Хрущев. «Вот это народный автомобиль!», – заявил он летом 1962-го. На Международной неделе автобусов в Ницце 1967 года советской машиной восхищались специалисты, выдав в общей сложности дюжину разных призов. Увы, на серийный выпуск народного автомобиля не хватило средств – оттепель закончилась.
2 место
ЗиС-101А «Спорт». 1939 год
Свою работу смекалистые молодые конструкторы ЗиСа посвятили 20-летию комсомола и включили в список «подарков родине-матери» в связи со знаменательной датой. Так вальяжный 2-местный родстер стал ответственным делом для всего завода. И весь объем проектно-конструкторских работ – форсированный до 140 л.с. мотор ЗиС-101, новые мосты, коробка передач и многое другое – удалось выполнить меньше чем за год. А кузов, который нарисовал пришедший на завод в 1936-м один из первых советских дизайнеров Валентин Ростков (из трех его акварельных набросков выбрали лучший), получился на загляденье. Директор ЗиСа Иван Лихачев с гордостью показывал машину Сталину и Кагановичу. Причем, как вспоминал один из конструкторов Николай Пульманов, чтобы затащить автомобиль в Колонный зал, пришлось ночью разбирать стену Дома союзов. «ЗиС-Спорт» кремлевскому горцу понравился, но как только Иосиф Джугашвили узнал, что автомобиль не скопирован с американского образца, а создан исключительно собственными силами, сразу потерял интерес к новинке.
1 место
«Москвич-402/407». 1956 год
При подготовке к проектированию нового «Москвича» в начале 50-х специально закупили десяток европейских малолитражек. К счастью, 402-й не стали копировать ни с одной из них. Художников-конструкторов Московского завода малолитражных автомобилей с осени 1945 года возглавлял Сергей Чуразов – новая машина стала его первым самостоятельным проектом. Они использовали рукописное пособие по проектированию криволинейных поверхностей мистера Вилльямса, отправленного Генри Фордом в СССР до войны, и, как вспоминал работавший там Лев Шугуров, фордовские лекала (среди образцов были английский Ford Consul и немецкий Ford Taunus 12М). Но достаточно одного взгляда на неуклюжие, громоздкие кузова «Фордов», водруженные на субтильные колесики, чтобы понять – «Москвич» получился настоящим красавцем. Что и отметили золотой медалью организаторы всемирной выставки «Экспо-1958» в Брюсселе. Но еще важнее, что машина понравилась европейским покупателям – в отдельные годы более половины машин уходило на экспорт!