14 Июня 2019, 12:00

5 место

«Турбо-НАМИ-053», 1959 год

Автобус, созданный специалистами Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института, мог перевезти всего 10 пассажиров. И прошел только около 5000 км. Потому как был экспериментальным – в НАМИ вместо дизеля в 180 л.с. на него установили газовую турбину. В конце 50-х казалось, что за такими моторами будущее: малый вес, гигантская тяга, простота конструкции, многотопливность, отсутствие водяного охлаждения – красота! И междугородный автобус на базе серийного ЗиЛ-127 прекрасно это доказал. Машина весом в 13 тонн разгонялась до 160 км/ч, двухвальная турбина мощностью 350 л.с. работала на бензине, керосине и «солярке» без дыма и вибраций, в жару и холод... Испытатели отметили один-единственный недостаток – высокий расход топлива. Почти как у вертолета.

«Турбо-НАМИ-053», 1959 год


4 место

ГАЗ-24-24 «Волга», 1972 год

Скорость легковых автомобилей в СССР была небольшой – и правильно, нечего, понимаешь… Быстрее всех могли передвигаться лишь члены и кандидаты в члены. В смысле, Политбюро. Специально построенные для них членовозы, как называли в народе громадные черные ЗиЛы, достигали 190 км/ч. И до такой же точно скорости (и может быть, чуть выше – если понадобится) должны были разгоняться «наблюдалки» и «догонялки» неприметные с виду «Волги», оснащенные V-образными «восьмерками» от «Чайки» мощностью в 195 и даже 220 л.с. До сотни супер-«Волга» массой в 1750 кг разгонялась за 15 секунд, максималка по паспорту составляла заветные 190 км/ч. Такие машины по заказу всесильного КГБ строили на Горьковском автозаводе в обстановке строжайшей секретности. Чтобы простые смертные ни о чем не догадывались, две «чайковские» выхлопные трубы даже вваривали в одну. И только в салоне, если очень повезет, можно было углядеть селектор автоматической коробки. «Ух ты, а что это?» «Пройдемте, гражданин! Вы с какой целью интересуетесь?»

ГАЗ-24-24 «Волга», 1972 год


3 место

«Харьков-6», 1952 год

В то время как в Америке и Европе конструирование гоночных машин стало весьма популярным увлечением, в Советском Союзе позволить себе автогонки в качестве хобби могли единицы. Такие, как Владимир Никитин. Фронтовик, прошедший всю войну шофером, он с 1947-го работал директором автобазы Харьковского горкома партии. И в свободное от службы время строил гоночные машины. Третья из моделей Никитина и установила в декабре 1953 года всесоюзный рекорд – 280,156 км/ч. Всего «Харьков-6» побил десять рекордов, четыре из которых превышали международные. А сердцем машины был разработанный инженером А.В. Сирятским двигатель – из 50-сильного мотора «Победы» (ничего другого достать в эти годы, понятное дело, было невозможно) он сумел извлечь 200 л.с.

«Харьков-6», 1952 год


2 место

ГАЗ-ТР, 1954 год

Мировой рекорд скорости на автомобиле в начале 50-х годов превышал 600 км/ч – американец Джон Кобб в 1947-м показал 634 км/ч. Чтобы его побить, необходимо было, во-первых, найти подходящий двигатель – мощностью в тысячу сил, не меньше. Но где его взять? Коббу два авиационных мотора подарил спонсор. И тогда Алексей Смолин, в прошлом авиаконструктор, приглашенный на Горьковский автозавод главным конструктором Андреем Липгартом специально для создания гоночных машин, предложил использовать… реактивный двигатель ВК-1А от истребителя МиГ-17, располагавший тягой 2650 кгс. Работа началась в 1952 году, а в ноябре 1954-го двукратный чемпион СССР Михаил Метелев вывел турбореактивный ГАЗ-ТР (первый в мире!) на испытания. Пока у машины не было специальных шин, рассчитанных на рекордные скорости, Метелев не превышал 300 км/ч. Но в одном из заездов произошла авария, и лишь благодаря первым в отечественном автомобилестроении четырехточечным ремням безопасности гонщик отделался переломом пальца на ноге. А вот машина пострадала серьезно и на гоночные трассы уже не вышла.

ГАЗ-ТР, 1954 год


1 место

ХАДИ-9, 1978 год

И все же неугомонный Владимир Никитин не оставлял надежды побить мировой рекорд. Правда, в 1970 году Гарри Габелич довел его до немыслимых 1014 км/ч. Но студенты Харьковского автодорожного института вознамерились побить достижение американца. На помощь они позвали специалистов других харьковских институтов – авиационного, политехнического и художественно-промышленного. Целью модели ХАДИ-9 с турбореактивным двигателем РД-9БФ от истребителя МиГ-19, развивавшим тягу на форсаже 3800 кгс, были 1200 км/ч. Построили машину в 1978-м, несколько раз переделывали, испытывали на аэродромах в Волгограде и Чугуеве, показывали на всевозможных выставках и смотрах достижений, но на гоночную трассу так и не вывели. Во время съемок фильма «Скорость» в 1983 году на дне соляного озера Баскунчак машину удалось разогнать до 400 км/ч. После этого самый быстрый отечественный автомобиль оказался никому не нужен и бесследно сгинул в родном институте.

ХАДИ-9, 1978 год



Наша автомобильная история: Самые-самые [Содержание]