19 Декабря 2019, 12:23

Прошло всего полгода, и автомобильный король позвал прессу на свой 63-й день рождения. Так 30 июля 1926 года перед изумленной публикой предстал Ford Flivver — «самолет для всех». Пикантности добавляло то обстоятельство, что слово «фливвер» означает «драндулет».

Кипучая натура Форда не давала покоя ни ему самому, ни окружающим. Идеей посадить американцев на самолет он загорелся в 1924-м. Купив небольшое предприятие «Металлические самолеты Стаута», Генри переименовал его в Ford Aircraft Division. Ни сам Уильям Стаут, которого из хозяев перевели в главные инженеры, ни директор отделения Уильям Майо не разделяли энтузиазма босса. Но Форда это не остановило. «Аэрокар должен поместиться в моем кабинете!» — таким было техническое задание. И работа закипела.

Машинка получилась презабавной — а как иначе, если размах крыльев авиадрандулета составил всего 4,6 метра. Моторчик в 27 сил разгонял ее до 145 км/ч, а весило «авто» всего 227 кг. Тем не менее личный пилот Форда Харри Брукс поднял самолет в воздух и регулярно летал на нем, пока инженеры доводили новинку до ума. Правда, летающего автомобиля не получилось — «Фливвер» был все-таки самолетом в чистом виде, пусть и маленьким, пусть и относительно дешевым. Вот только летал он не очень здорово. Размах крыльев увеличили до 6,63 м, и в 1928-м Брукс за штурвалом Flivver установил рекорд дальности для легких машин. И все же знаменитый Чарльз Линдберг назвал Flivver «худшим из всех самолетов, на каких ему приходилось летать».

Но организаторский талант, почти безграничные финансовые возможности и неиссякаемая энергия Форда могли бы совершить чудо. И вполне возможно, теперь мы вкладывали бы совсем другой смысл в понятие «летающие автомобили». Только, увы, судьба распорядилась по-другому. Через пару дней после своего рекордного полета Брукс вновь поднялся в небо — над океаном у побережья Флориды. Назад он не вернулся. Обломки «Фливвера» достали со дна — оказалось, засорился топливопровод — и двигатель заглох. А тело летчика так и не нашли. Потрясенный потерей не просто личного пилота, но личного друга, Форд поставил на авиации крест и вскоре продал Ford Aircraft Division. Да, во время Второй мировой он построил крупнейший в мире авиазавод, на котором собирали бомбардировщики В-24 «Либерейтор». Но это действительно совсем другая история.



Летающие автомобили: Нам бы в небо! [Содержание]