Вначале октября руководители «Порше» и «Боинга» подписали «меморандум о взаимопонимании, направленный на совместное исследование рынка городской аэромобильности премиум-класса и возможностей использования воздушного пространства для организации городского трафика». Что это значит? В Штутгарте взялись за проектирование AeroPorsche? Пока еще нет. «В рамках партнерства компании смогут использовать свои знания и опыт для изучения перспектив городской аэромобильности премиум-класса» — говорится в совместном заявлении.
Разумно. Ни одна компания, сколь бы успешной она ни была, не может себе позволить почивать на лаврах, развиваясь в рамках однажды найденной рыночной стратегии, единственного продукта. Поэтому все автомобильные фирмы так остро реагируют на малейшее изменение трендов. Экономия топлива? Пожалуйста — даунсайзинг и весовая диета. Экология? Получите — гибриды и электрокары. На повестке дня аэромобильность? И автомобильные инженеры готовы к новому вызову. Скажем, «Тойота» собирается построить автомобиль-дрон к грядущей Олимпиаде в Токио. Конечно, такой проект больше походит на рекламную акцию, для начала же необходимо «изучить перспективы». А в самом деле, каковы они, эти самые перспективы?
Итак, скрестить ужа и ежа, то бишь автомобиль с самолетом, у человечества получилось сто с лишним лет назад, когда один из пионеров авиации американец Гленн Кертисс поднялся в небо на своем «Автоплане». С тех пор многие энтузиасты пробовали свои силы в создании таких машин и, в общем, преуспели: в 50-е годы в Штатах появились в продаже несколько моделей, на которых можно было и ездить, и летать.
Но вот беда, все они получались тихоходными, громоздкими и крайне дорогими. Представьте себе: вы покупаете летающий автомобиль по цене, в разы превышающей стоимость самого дорогого авто, но экстремально дешевый на вид, лишенный элементарного комфорта внутри, и при желании взмыть в воздух вынуждены полчаса скакать вокруг машины, чтобы расправить ей крылья, а потом все равно выруливать на взлетную полосу. Ведь ни в одной стране мира вам не разрешат взлетать и садиться на шоссе. Так не проще ли купить автомобиль, и, если у вас есть деньги и желание, приехать на аэродром, там сесть за штурвал собственного самолета?
Но ведь человечеству хочется совсем не этого! Признайтесь, кому из нас не мечталось, стоя в многочасовой пробке, нажать волшебную кнопку и взмыть в небо, чтобы воспарить над толкотней и бестолковщиной, над несчастными соседями по потоку, над гаишными засадами, над толпами пешеходов и бесконечными дорожными работами? Что ж, раз есть спрос, обязательно появится предложение — это закон рынка. А ведь рынок с недавнего времени — это наше все. Так и появилось чудесное словечко «аэромобильность».
Сегодня в мире есть несколько моделей, как уверяют их создатели, практически серийных. С апреля 2017 года на сайте словацкой фирмы можно заказать AeroMobil 4.0. Если у вас есть 200 000 евро, 6-метровый аппарат с гибридным силовым агрегатом (300-сильный ДВС и 100-сильный электромотор) построят в течение нескольких недель. Правда, конечная цена может оказаться в несколько раз выше. А главное, при всех его достоинствах, при всех технологиях XXI века, о которых так любят рассуждать приверженцы «аэромобильности», недостаток у машины тот же, что и у «Автоплана» в 1917 году. Для взлета «Аэромобилю 4.0» нужна полоса в 400 метров длиной. Да и размах крыльев вполне сравним с творением Кертисса — 8,3 метра против 12-ти.
Схожие проблемы у американской Terrafugia Transition, которую разрабатывают с 2006 года и обещают выпустить в продажу со дня на день за $ 400 000, и у все еще виртуального немецкого проекта Carplane. Вот почему подобные конструкции, так и не успев пойти в серию, уже стали вчерашним днем. Сегодняшний тренд в аэромобильности — не самолеты, приспособленные к езде по шоссе, а аппараты с вертикальным взлетом и посадкой. Именно о них мечтал великий фантаст Станислав Лем в «Магеллановом облаке», именно над ними американец Пол Моллер бьется с конца 70-х, потратив на проект Skycar M400 в общей сложности $ 100 млн и едва не угодив в тюрьму по искам разъяренных заимодавцев.
Но чужие ошибки быстро забываются, и вот к строительству аэромобилей подключаются все новые силы — из «Юбера» и «Гугла». Все дальше они от инженерных знаний, все больше и увлеченнее рассуждают о новых технологиях. Ведь вертикальный взлет означает вертолетный винт, а он в свою очередь подразумевает мощный, прожорливый и громкий мотор. Как это примирить с экологией? Да проще простого, утверждают гении маркетинга и знатоки теории продаж: нужно построить коптер, только большой. Двигатели поставить электрические — и дело в шляпе. И вот уже, как грибы после дождя, растут один за другим все новые проекты, объединенные мудреной аббревиатурой VTOL — Vertical Take-Off and Landing, система вертикального взлета и посадки.
Но у всех этих «Летунов» и «Черных мух», «Выскочек» и «Джетов» беда одна — электромоторы означают тяжеленный аккумулятор. Поднять в воздух посылку или бомбу электродроны могут, а перевезти двух, трех, четырех человек и багаж — ни-ни. И ведь это только первый, пусть и очень важный пласт задач. Даже если с техникой удастся справиться, придется ворочать второй — как упорядочить движение миллионов транспортных средств в трех измерениях, если толком не удается это сделать на плоскости асфальта? Вспомните «Пятый элемент». Даже само совершенство Лилу от картины такого «города будущего» голову потеряла, что уж говорить об обыкновенных людях, которым, как известно, свойственно и ошибаться, и переоценивать свои возможности за рулем.
Словом, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Ну, а пока можно «оценивать перспективы» совместно с «Боингом» или «Аэробусом». А там, глядишь, и новый тренд наметится. Скажем, автомобили-психотерапевты…