16 Декабря 2019, 19:01

Curtiss Model L «Autoplane»

Вспомним, как все начиналось
1917 год



Не только у нас в феврале 1917-го началась революция. В Штатах 38-летний инженер, которого за океаном почитают основателем американской авиапромышленности, собрал на базе «Форда Т» необычный триплан. Трехместный кузов с целлулоидными окошками и даже печкой он изготовил из алюминия, сзади приспособил мощную (целых 100 л.с.) V-образную «восьмерку» собственной конструкции. Машина несколько раз поднималась в воздух, развивая скорость до 105 км/ч.


Skycar

Неутомимый мистер Стаут
1931-1944 годы



Без Уильяма Бушнелла Стаута вообще трудно себе представить американскую авто- и авиапромышленность первой половины ХХ века. Неутомимый изобретатель буквально фонтанировал идеями, и летающий автомобиль был одной из главных. За полтора десятилетия он спроектировал и построил четыре разных варианта таких машин. Причем многие решения, впервые примененные на «Скайкарах», копировали потом последователи Стаута по всему миру. Но никто из инвесторов так и не заинтересовался проектом, а у автора оставались в запасе еще десятки идей.


Arrowbile

С помощью «Студебеккера»
1937 год



Американцу Уолдо Уотермену повезло больше: его конструкцией заинтересовалась крупная фирма Studebaker. Так родились три одинаковых 2-местных трехколесных автомобильчика с мотором в 100 л.с. и 3-ступенчатой коробкой передач. Стреловидное оперение всего за три минуты устанавливала бригада из четырех человек. Машина весила 880 кг и могла развивать скорость в 113 км/ч на земле и целых 200 км/ч в воздухе. Увы, в Штатах бушевала Великая депрессия, и сам «Студебеккер» выжил с трудом. А стоил «Стрелобиль» в разы дороже настоящего автомобиля, так что заказчиков не нашлось.


Airphibian

Мы пойдем другим путем!
1946 год



Роберт Эдисон Фултон решил пойти от обратного: не учить автомобиль летать, а построить самолет, который умеет ездить. И добился своего! Правда, «Аэрофибия» только внешне выглядела как самолет. На самом деле это был все же автомобиль — с расположенным спереди 6-цилиндровым двигателем в 165 л.с., независимой подвеской и закрытым кузовом. Пропеллер можно было снять и приспособить на стенку фюзеляжа, а если приспичило летать, его вместе со стабилизаторами и крыльями подкатывали к кузову аэрокара, и через пять минут звучала команда: «На старт!». Весила машина всего 680 кг и могла разгоняться до 96 км/ч на земле и до 193 км/ч в воздухе. Только и Фултону не удалось убедить инвесторов — он построил всего четыре «Аэрофибии».


Convair Model-116/118

Крылья на крыше
1939-1947 годы



Американец Теодор Холл еще до войны успел построить две машины — 2-местную модель XCP-1 с пропеллером, установленным в носу, и трехосный вариант с 9-метровыми крыльями. Двигатель в 130 л.с. позволял 800-килограммовой конструкции разгоняться до 175 км/ч. В 1946-м работой Холла заинтересовалась авиационная фирма Convair. Для нее он спроектировал аэрокар, просто водрузив на крышу малолитражки «Кросли» с маломощным моторчиком всего о 26 силах целый самолет. Convair Model-116 взлетел в июле 1946-го — оппозитный «Франклин» в 90 л.с. позволял разгоняться до 181 км/ч — и успел сделать 66 вылетов. Усовершенствованный ConvAirCar Model-118 и выглядел очень неплохо, и летал довольно прилично: 190-сильный двигатель разгонял машину весом в 690 кг до более чем 200 км/ч. Но во время испытательного полета кончилось горючее, и самолет разбился. О планах серийного производства в 160 тысяч в год пришлось забыть.


Aerocar I/II/III

Разноцветные лошадки
1949-1968 годы



Молтон Тейлор, пожалуй, ближе других подобрался к цели. Ведь он почти начал серийный выпуск летающих автомобилей. В 1949 году американский инженер, до сих пор занимавшийся легкими самолетами и планерами, построил весьма удачный «Аэрокар». Желтая машинка с серебристым оперением и фюзеляжем, веселыми красными колесами стала родоначальником целой семейки. Двухместный кузов из стеклопластика был в те годы откровением, необычным для американцев выглядел и передний привод. Кроме того, авиа- ционный оппозитник «Лайкоминг» служил и на земле, где скорость маленького автопоезда составляла 80 км/ч, и в воздухе, где «Аэрокар» мог достичь 178 км/ч. А «самолетную» часть вместе с толкающим винтом можно было сложить за пять минут и прицепить к автомобилю. Сборка проходила чуть дольше — минут 10-15. Поначалу Тейлор планировал выпус-кать по несколько тысяч машин в год, потом планы пришлось урезать — лишь бы 500 заказов собрать. Но и этого сделать не удалось: «Аэрокар» оказался слишком дорог.


Avro Canada VZ-9 Avrocar

Совершенно секретно
1959 год



Никаких крыльев или реактивных моторов, вертикальный взлет и почти бесшумная работа — в разгар холодной войны в Пентагоне с радостью ухватились за предложение канадской фирмы «Авро». Автором «летающей тарелки» стал английский инженер Джек Фрост, во время Второй мировой проектировавший боевые самолеты «Де Хевиленд». На разработку транспортного средства, которое могло бы выполнять функции вертолета, бронетранспортера и даже истребителя, американцы ухлопали $ 10 млн. Но вместо скорости в 3 Маха и «потолка» в 30 км максимум, чего удалось добиться, — подъем меньше чем на метр. Эффект Коанда, за который ратовал Фрост, не сработал. И в 1961-м проект закрыли.


Autoplane

С «Веспой» по жизни
1973 год



Француз Робер Лебудэ последовал примеру Молта Тейлора. Только вместо «Кроссли» использовал итальянскую малолитражку Vespa-400 с мотоциклетным моторчиком в 18 л.с. На крышу малышки он взгромоздил крылья, фюзеляж, хвостовое оперение и Continental в 100 сил, который мог обеспечить скорость в воздухе до 170 км/ч. Готовясь к полету, «Отоплан» втягивал передние колеса под брюхо, задние выдвигал вниз, пропеллер прикручивали болтами, сняв решетку радиатора, — вся операция занимала больше получаса. Лебудэ получил сертификат годности, а в 1975 году в очередном полете повредил шасси и больше в небо не поднимался.


AVE Mizar

Звезда упала
1973 год



Эти фотографии обошли весь мир, просочившись даже сквозь «железный занавес». Сбылась вековая мечта: американец Генри Смолински поднял в воздух работоспособный и, главное, относительно доступный летающий автомобиль. Основой машины стал дешевый серийный «Форд Пинто», к которому просто добавили оперение и хвост от самолета Cessna Skymaster. На земле «Мицару» хватало 81-сильного мотора, а в воздух его поднимал Continental в 210 л.с., разгоняя до 250 км/ч. Но в сентябре во время полета второго прототипа (всего их изготовили пять) у машины отвалилось крыло. «Мицар» разбился, похоронив под обломками своего создателя.


Sky Commuter

Трест, который лопнул
1990 год



Вертикальный взлет и посадка, экономичный газотурбинный двигатель, запас хода в 500 км — в 1990-м казалось, что автомобиль все-таки взлетит. Поверили в сказку и инвесторы, в том числе из «Боинга», вложив в предприятие $ 6 млн. Но, как оказалось, не помогло даже громкое имя одной из крупнейших авиакорпораций мира: полеты «Скай Коммьютера» велись только на бумаге. Ни один из трех построенных прототипов так и не поднялся в небо.



Летающие автомобили: Нам бы в небо! [Содержание]