9 Сентября 2014, 15:23

658567.PNG


Глобальная навигационная спутниковая система – советская и российская спутниковая система навигации, разработана по заказу министерства обороны СССР. Одна из двух функционирующих на сегодня систем глобальной спутниковой навигации.

В условиях глобальной нестабильности вопрос «навигационного суверенитета» страны является важным фактором для обеспечения безопасности страны.

ГЛОНАСС предназначена для оперативного навигационно-временного обеспечения неограниченного числа пользователей наземного, морского, воздушного и космического базирования. Доступ к гражданским сигналам ГЛОНАСС в любой точке земного шара, на основании указа Президента РФ, предоставляется российским и иностранным потребителям на безвозмездной основе и без ограничений.

Основой системы являются 24 спутника, движущихся над поверхностью Земли в трех орбитальных плоскостях с наклоном орбитальных плоскостей 64,8° и высотой 19 100 км. Принцип измерения аналогичен американской системе навигации NAVSTAR GPS. Основное отличие от системы GPS в том, что спутники ГЛОНАСС в своем орбитальном движении не имеют резонанса (синхронности) с вращением Земли, что обеспечивает им большую стабильность. Таким образом, группировка КА ГЛОНАСС не требует дополнительных корректировок в течение всего срока активного существования. Тем не менее срок службы спутников ГЛОНАСС заметно короче.

Glonas_01.jpg

Принципиальные отличия ГЛОНАСС от GPS 

Основное отличие между системами – это структура орбитальной группировки и параметры передаваемого сигнала. И ГЛОНАСС, и GPS, вместе взятые, обеспечивают 100%-ное глобальное покрытие, их совместное использование в навигационных чипсетах повышает надежность работы устройств и их ценность для потребителя.

Точность сигнала.

Система ГЛОНАСС определяет местонахождение объекта с точностью до 2,8 м, но после перевода в рабочее состояние двух спутников коррекции сигнала системы «Луч» точность навигационного сигнала ГЛОНАСС возрастет до одного метра (ранее система определяла местонахождение объекта лишь с точностью до 5 м). К 2015 г. планируется увеличить точность позиционирования до 1,4 метра, к 2020 году — до 0,6 метра с дальнейшим доведением до 10 см.

Задачи ГЛОНАСС, кроме навигации.

Всем заинтересованным пользователям на безвозмездной основе предоставляется услуга навигации в виде спутникового сигнала. Сферы применения спутниковых навига-ционных технологий ГЛОНАСС постоянно расширяются и практически безграничны. Уже сегодня технологии ГЛОНАСС применяются практически во всех областях – от транспорта, сельского хозяйства, строительства, геологоразведки, геодезии, кадастра и недвижимости, энергетики до медицины, социальных сервисов для незащищенных слоев граждан и массовых информационно-развлекательных сервисов, включая игры и рекламу. Аппаратура высокоточной синхронизации используется для обеспечения финансовых транзакций крупных банков, сырьевых и фондовых бирж, для энергосберегающих систем транспортировки, распределения и использования энергии, прогнозирования стихийных бедствий, оценки последствий природных катаклизмов и техногенных катастроф и даже прогноза погоды.

Зачем нужен ГЛОНАСС, если есть GPS?

Наличие собственной глобальной навигационной спутниковой системы – это уникальное конкурентное преимущество России, экономический инструмент для продвижения отечественной высокотехнологичной продукции за рубеж. На сегодняшний день в мире функционируют две глобальные спутниковые навигационные системы, обеспечивающие 100%-ное глобальное покрытие – американская GPS и российская ГЛОНАСС. В 2011–2012 гг. после завершения развертывания орбитальной спутниковой группировки ГЛОНАСС практически все ведущие мировые производители микроэлектроники (Qualcomm, Broadcom, uBlox, CSR-SiRF, STMicroelectronics, ST-Ericsson) разработали и выпустили на рынок двухсистемные навигационные чипы ГЛОНАСС/GPS. С 2012 года общемировым трендом стало производство двухсистемного оборудования ГЛОНАСС/GPS, в результате чего ГЛОНАСС стал де-факто глобальным стандартом рынка.


Двухсистемные чипы ГЛОНАСС/GPS обладают преимуществом в сравнении с односистемными чипами. Это обусловлено тем, что двухсистемные чипы могут принимать сигнал от спутников обеих систем, благодаря чему надежность работы навигационного оборудования существенно повышается (особенно в городских условиях или в горной местности). Данный факт был подтвержден в ходе ряда испытаний (Qualcomm, STMicroelectronics). Таким образом, навигационное оборудование ГЛОНАСС/GPS имеет большую потребительскую ценность. Совместное использование двух систем удобно и выгодно для массового потребителя и позволяет предоставлять ему навигационную услугу всегда и везде. Навигационные спутниковые системы являются системами двойного назначения и создавались в первую очередь для военных целей.


>>Вернуться к списку статей темы «Космос рядом!»