На нынешнем этапе наряду с предоставлением мониторинговых услуг ОАО «НИС» предлагает решения в области интеллектуальных транспортных систем, в том числе автоматизированных систем управления дорожным движением и информирования пассажиров, управления автопарками, управления мультимодальными перевозками и другие. Речь идет о предоставлении услуг в сегментах интеллектуально-транспортных систем как для государственных, так и для коммерческих компаний.
Зачем нужен ГЛОНАСС, когда есть GPS?
GPS – иностранная государственная система навигации, которая создавалась в рамках оборонного ведомства США и получила максимальное распространение в государственном сегменте – оборонном комплексе США, а затем была открыта для гражданского сегмента. Очевидно, что Россия не могла пользоваться системой управления, разработанной и поддерживаемой другим государством. Необходимость создания собственной Глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС) может быть проиллюстрирована на примере операции Вооруженных сил США «Буря в пустыне», когда система GPS была заблокирована США и противник лишился возможности эффективно управлять войсками. Такая держава, как Россия, имеющая ядерный потенциал, должна пользоваться только своей системой управления.
В настоящее время чипы, установленные в навигационном оборудовании, – двухсистемные и обладают преимуществом в сравнении с односистемными чипами. Это обусловлено тем, что двухсистемные чипы могут принимать сигнал от спутников обеих систем, благодаря чему надежность и точность работы навигационного оборудования существенно повышена (особенно в городских условиях или в горной местности). Сегодня в составе орбитальной группировки ГЛОНАСС 28 спутников, 23 из которых используются по целевому назначению, в составе GPS – 33 спутника, 30 из которых также находятся в рабочем состоянии. Обе системы обеспечивают 100%-но глобальное покрытие, их совместное использование повышает надежность и точность определения местоположения объектов, что, без сомнения, выгодно всем потребителям. Один показательный факт – путешественник Федор Конюхов во время своего последнего перехода через Арктику пользовался системой ГЛОНАСС, поскольку на полюсах GPS-покрытие, в отличие от нашей системы, отсутствует. Производство двухсистемного оборудования ГЛОНАСС/GPS с 2012 года стало общемировым трендом, в результате чего ГЛОНАСС стал де-факто глобальным стандартом рынка.
ОАО «Навигационно-информационные системы» (НИС ГЛОНАСС) – лидер российского рынка навигационно-информационных систем, реализует наиболее крупные проекты внедрения технологий ГЛОНАСС в России. Мы встретились с генеральным директором предприятия Федором Викторовичем Барминым.- Каковы перспективы внедрения ГЛОНАСС в различные сферы жизни?
Если раньше работа традиционно основывалась на мониторинге, когда пользователь, собственник или управленец корпоративной структуры мог лишь контролировать, где находятся его подвижные и неподвижные объекты, то сейчас, мы считаем, уже актуален вопрос управления ими. В том числе и управления юридически значимого, которое ведет к определенным гражданско-правовым последствиям. Подтверждением этому служит пример одного из важнейших наших заказчиков – Минздрава РФ. На первом этапе в 2011–2012 годах было проведено оснащение станций скорой помощи трекерами для того, чтобы операторы могли видеть, где находятся машины, а в 2013 году был решен вопрос о диспетчеризации станций скорой медицинской помощи, т.е предоставлены дополнительные услуги, которые основаны на системе мониторинга. Это еще раз показывает, что различные услуги на базе мониторинга востребованы корпоративными структурами. Нет сомнения, что подобный сервис также будет востребован и другими автоперевозчиками – таксопарками, строительными компаниями, транспортировщиками опасных грузов, МЧС и т.п. Поэтому речь в перспективе идет не только о мониторинге, но и о том, чтобы он был интегрирован в управленческие и финансово-правовые системы.
Также довольно остро стоит вопрос сертификации программно-аппаратного комплекса, которым пользуются автоперевозчики. Мы сейчас находимся на стадии становления полноценного цивилизованного рынка навигационно-информационных услуг. Естественно, мы, как федеральный оператор, стоим на страже интересов государства, и, по нашему мнению, все, что связано с безопасностью перевозок, – наша зона ответственности. Это та сфера, где речь идет о гражданско-правовой и государственной ответственности.
В скором будущем мы перейдем на персональные устройства навигации. К примеру, кто несет ответственность за детей, которые в летнем лагере пошли в поход и заблудились в лесу? Конечно, государство. Если в этом случае федеральный оператор оперативно взаимодействует с МЧС, через эту единую систему скорость реакции на события будет гораздо выше. Я уже не привожу в качестве примера заключенных…
- Если таксиста устраивает GPS-навигация, зачем ему менять ее на ГЛОНАСС?
Менять ничего не придется. Как я говорил выше, в приборы устанавливаются двухсистемные чипы, которые одновременно работают как с GPS, так и с ГЛОНАСС. Другое дело – предоставляемые дополнительные, помимо навигации, сервисы, которые сегодня практически отсутствуют.
- Значит, такие услуги, основанные на ГЛОНАСС, будут гарантированно качественнее, и государство будет предлагать лучшее?
Мы гарантируем качество наших услуг как в системе ГЛОНАСС, так и в GPS. Главные цели – безопасность, максимальная информированность всех участников движения, а также эффективное планирование и управление транспортом. Все эти три аспекта направлены на то, чтобы в конечном итоге облегчить жизнь пассажирам, водителям, пешеходам, диспетчерам, руководителям предприятий, контролирующим органам. В свою очередь, ни GPS, ни ГЛОНАСС сами по себе не осуществляют функции планирования и управления, а обеспечивают лишь функцию фиксации местоположения объекта. Все остальные сервисы, основанные на навигационных данных, разрабатываются и предоставляются ОАО «НИС» в зависимости от потребностей заказчиков.
Важно понимать, что оператору навигационных услуг не важно, какой сигнал – GPS или ГЛОНАСС – приходит на транспортное средство, мы работаем на наземной части. Наша задача, как оператора – собрать необходимую информацию, обработать и предоставить заказчику в требуемом виде. Мы представляем на рынке конкурентоспособный продукт со множеством сервисов за адекватные деньги для всех слоев бизнеса – для крупных и мелких перевозчиков, индивидуальных предпринимателей и для госструктур.
Перспективы
За период своей коммерческой деятельности ОАО «НИС» стало безусловным лидером в России по оснащению автотранспорта навигационно-связными бортовыми терминалами ГЛОНАСС/GPS (более 180 000 автомобилей), а также инициировало и реализовало значительную часть работ по созданию системы «ЭРА-ГЛОНАСС» – самого масштабного проекта на основе технологий ГЛОНАСС, предназначенного для сохранения жизни и здоровья людей, пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях на дорогах России.
ОАО «НИС» реализовало ряд крупных проектов по созданию систем мониторинга и управления транспортом на базе технологий ГЛОНАСС в интересах различных категорий заказчиков:
-
ОАО «Транснефть» (17 500 единиц транспорта).
-
ФГУП «Почта России» (14 500 единиц транспорта).
-
Проекты для МВД и МЧС России (свыше 14 000 единиц транспорта).
-
Единая система управления наземным городским пассажирским транспортом в рамках ИТС г. Москвы – ГУП «Мосгортранс» (8000 единиц транспорта).
-
Логистический транспортный центр Олимпийских игр 2014 в г. Сочи – АНО «Транспортная дирекция Олимпийских игр» (6000 единиц транспорта).
ОАО «НИС ГЛОНАСС»
ОАО «НИС» является крупнейшим частным инвестором в рамках государственно-частного партнерства по внедрению технологий ГЛОНАСС в субъектах Российской Федерации, реализуемого в соответствии с Постановлением Правительства №1367 от 21.12.2012. В рамках данной инициативы на первом этапе компания учредила совместно с региональными органами власти дочерние предприятия в 20 субъектах Российской Федерации, по которым проходят транспортные коридоры «Север-Юг» и «Восток-Запад». Дочерние предприятия уже являются или станут в ближайшее время операторами региональных навигационно-информационных систем (РНИС). Они передают данные с обязательных категорий транспортных средств в Автоматизированный Центр Контроля и Надзора (АЦКН) Ространснадзора, оказывают навигационно-информационные услуги на базе технологий ГЛОНАСС государству и бизнесу. Всего ОАО «НИС» планирует создать 58 совместных предприятий.