9 Сентября 2014, 15:42

Идея «Мауса» была проста, как оглобля: толще броня, страшнее пушка. «Тяжелой» темой немцы занялись в начале 1941 года, когда поняли, что для борьбы с советской техникой (вроде того же КВ) нужно строить «панцеры» покрупнее. В разработку приняли несколько проектов, в том числе будущий «Тигр». А «чтобы наверняка», задумали и 100-тонный супертяж.

Контракт получил Фердинанд Порше. Поначалу проект VK10001 назывался Mammut («Мамонт»), но к зиме 1942 года был переименован в Maeuschen («Мышонок), а затем и просто в Maus («Мышь»).

page70.jpgpage73.jpg

1 мая 1943 года деревянный макет Porsche Typ 205 был готов – Гитлер потребовал запустить серию из 150 танков. К ноябрю удалось собрать... один. Только вместо боевой башни был балластный муляж. Госзаказ на серийное производство пришлось отменить, а прототип пополз на испытания. В прямом смысле: 1080-сильный 44,5-литровый двигатель Daimler-Benz едва сдвигал «мышку» с места. Броня толщиной 180–220 мм и две пушки калибром 75 и 128 мм в огромном корпусе потянули на 188 тонн. Современные танковые орудия имеют калибр 120–125 мм, а один из самых тяжелых танков – израильский «Меркава» весит 70 тонн, что исключает его использование, например, на болоте. Масса «Мауса» сгубила. Пушка могла бы пробивать любую броню союзников за три километра, но запас хода на бездорожье составлял 62 км, а двигался «Маус» в темпе асфальтоукладчика. Боевое применение на практике выглядело бы так: полдня выдвигаемся на позицию, один выстрел – и в укрытие. На полный поворот башни «Маусу» требовалось 45 секунд. Съезжать с шоссе опасно: в единственном тест-драйве по рыхлому грунту Maus увяз по крышу – откапывали всем миром несколько дней.

page66.jpg

page74.jpgpage69.jpg

«Маус» был фортификационным сооружением с функцией перемещения. Мосты того времени плохо держали даже обычную бронетехнику, поэтому 188-тонный «Маус» должен был форсировать реки глубиной до 8 м прямо по дну. А для перевозки танка между испытательными полигонами построили 14-осный железнодорожный транспортер.

Но в 1944 году сил и времени на доводку бесполезного танка у немцев уже не было: из полуразрушенных остатков двух прототипов уже советские специалисты собрали один, который (правда, без внутренностей) покоится в музее в подмосковной Кубинке.

Заказать недостающие детали и восстановить Maus до ходового состояния в 2015 году намерена белорусская фирма Wargaming, разработчик компьютерной игры Wolrd of tanks