7 Июня 2019, 13:24

5 место

ЗиЛ-114, 1967 год

Самый мощный из отечественных легковых автомобилей спроектирован под руководством Василия Родионова к 50-летию Октябрьской революции. Только вся его невиданная обычными советскими людьми роскошь (кондиционер, электростеклоподъемники, откидной руль, автоматическая трансмиссия с кнопочным управлением) предназначалась лишь для дюжины избранных – членов Политбюро ЦК КПСС. Как и такие технические новинки, как дисковые тормоза, а также целых три сотни лошадиных сил V-образной «восьмерки». Через 11 лет машину серьезно модернизировали, рабочий объем двигателя увеличили, и 315-сильный ЗиЛ-4104 навсегда остался рекордсменом среди отечественных легковых моделей.

ЗиЛ-114, 1967 год


4 место

ХАДИ-7, 1962 год

Когда создатель целой серии рекордно-гоночных машин Владимир Никитин перешел с должности начальника автобазы Харьковского горкома партии в местный автодорожный институт, он передал свое самое быстрое творение «Харьков-7» в лабораторию скоростных автомобилей. В 1965 году там по совету специалистов Харьковского авиационного института решили вместо поршневого двигателя внутреннего сгорания установить газовую турбину от вертолета Ми-2. Двухвальная ГТД-350 мощностью 400 л. с. позволяла автомобилю, которому присвоили индекс ХАДИ-7, развивать расчетную скорость около 400 км/ч. Правда, ее машина так и не достигла – в огромном Союзе не нашлось подходящей для рекордных заездов трассы. В 1966-м ХАДИ-7 показал 320 км/ч в заезде на 1 километр со стартом с места. А Никитин и группа студентов Харьковского автодорожного получили за создание автомобиля премию Ленинского комсомола.

ХАДИ-7, 1962 год


3 место

МАЗ-543, 1962 год

Машину эту выпускают более полувека, и почти два десятилетия она оставалась самым мощным отечественным грузовиком. Не зря же 543-й называли в народе «Ураганом». Правда, увидел его народ только через три года после начала серийного производства, когда 7 ноября 1965-го тягачи Минского завода провезли по Красной площади баллистические ракеты 9К72 «Эльбрус». Двигатель для этой машины – 12-цилиндровый V-образный дизель Д12А-525А рабочим объемом 38 880 см3 и мощностью 525 л.с. – прямой потомок дизеля В2, который сконструировали в 1939 году для танка Т-34.

МАЗ-543, 1967 год


2 место

МАЗ-7904, 1984 год

Когда в конце 70-х годов военные задумали сверхмощную межконтинентальную баллистическую ракету «Молодец», для перевозки пускового комплекса понадобился автомобиль грузоподъемностью аж 220 тонн. В феврале 1980-го конструкторское бюро Минского завода колесных тягачей под руководством Бориса Шапошника получило приказ министра, а в июне 1983 года проект «Целина» был готов. Тягач модели 7904 оснастили 12-цилиндровым судовым дизелем мощностью 1500 л.с. Кроме того, для привода вспомогательных систем служил еще один 330-сильный дизель. Двенадцатиколесная машина длиной 32,2 метра и шириной 6,8 м весила 140 тонн.

МАЗ-7904, 1984 год


1 место

БелАЗ-75211, 1983 год

В середине 70-х для работы в карьерах Нерюнгри мы купили 180-тонные самосвалы американской фирмы Unit Rig модели Lectra Haul M200. Машина показала себя настолько хорошо, что сразу встал вопрос: а почему у нас таких нет до сих пор? И Белорусскому автозаводу в Жодино поручили сконструировать карьерный самосвал грузоподъемностью 170-190 тонн. БелАЗ-7521 с тепловозным дизелем мощностью 2300 л.с. был готов в 1979-м, но серийное производство усовершенствованной по результатам испытаний версии 75211 началось только через четыре года. Правда, до показателей «американца» машина немного не дотягивала – 170 тонн, а созданный в начале 50-х годов дизель Коломенского завода давно устарел. Тем не менее, этот БелАЗ остался самым мощным отечественным автомобилем в истории.

БелАЗ-75211, 1983 год



Наша автомобильная история: Самые-самые [Содержание]