Уход американцев из России и Европы
Разгром и капитуляция — так писала пресса в марте 2015 года о неожиданном уходе с российского рынка двух отделений «Дженерал Моторс» — американской марки «Шевроле» и немецкого «Опеля». А ведь как раз тогда должен был заработать сборочный завод GM под Питером, рассчитанный на выпуск по полному циклу от 98 до 230 тысяч автомобилей в год. Во всем винили кризис, обрушивший курс рубля и продажи. Однако не исключено, что истинной причиной ухода стала большая политика: американцы стремились доказать России, что Крым не наш. А ровно через четыре года продажи легковых моделей в нашей стране свернула и вторая по величине заокеанская компания — «Форд». Что на самом деле произошло тогда, мы узнаем еще не скоро, но свято место пусто не осталось — его с радостью заняли корейцы.
Превращение Китая в рынок №1 в мире
Когда в 2009 году продажи легковых автомобилей за Великой стеной впервые превысили показатели в Штатах, многие посчитали, что виной тому лукавая статистика. Дескать, китайцы включают сюда и трехколесные грузовички, и прочие «не совсем автомобильные» средства передвижения. Но во втором десятилетии нового века от факта уже невозможно было отмахнуться: Китай с его полуторамиллиардным населением стал крупнейшим автомобильным рынком мира. Даже в кризисном 2019-м там продавалось почти по 2 млн легковушек в месяц — это больше, чем в Италии, Южной Корее или России за год.
Корейцы выходят на мировой уровень
В 1975 году увидел свет Hyundai Pony, первый в Южной Корее автомобиль собственной конструкции, а не повторявший японский оригинал. В 2002-м появился Hyundai Getz, который и дизайном, и техникой мог соперничать с конкурентами из Европы и Азии. Еще четыре года спустя автомобильный мир с удивлением встречал Ceed, который на равных сражался с лучшими из конкурентов. Наконец, в 2008-м разра-зился мировой финансовый кризис, в наименьшей степени отразившийся как раз на Южной Корее. И местные фирмы получили возможность тратить огромные средства на разработку новых моделей, приглашение лучших в мире инженеров и дизайнеров. Результат не замедлил сказаться: во втором десятилетии XXI века технический уровень корейских моделей и технологическое оснащение местных заводов практически сравнялись с лучшими мировыми образцами.
Создание марки DS
В создании люксовой автомобильной марки на основе массовой продукции нет ничего нового — сто лет назад это придумали американцы, в 90-е годы идею подхватили японцы. Да и в Европе прецеденты случались — в Италии и Англии. Однако успешных примеров подобных экспериментов немного, а громких провалов хватает. Тем более смелой выглядит попытка руководства группы PSA. Да, продажи автомобилей DS с 2011 года, когда открылись первые шоу-румы марки, год от года скачут то вверх, то вниз (129 тысяч в 2012-м, 52 тысячи в 2019-м), но гендиректор группы Карлос Таварес с самого начала называл DS долгосрочным проектом. К тому же этот португалец прекрасно знает, как делать прибыльными самые убыточные компании.
Завод Mercedes-Benz в России
Не зря 3 апреля 2019 года на открытие завода в Солнечногорском районе Подмосковья приехал президент России. Предприятие не самое крупное — ежегодный выпуск не превышает 25 000 автомобилей, — и капиталовложения в 19 млрд рублей не назовешь рекордными. Однако тот факт, что старейшая автомобильная фирма мира, несмотря на серьезный спад продаж в нашей стране в 2013—2016 гг., продолжает верить в перспективы бизнеса в России, вселяет оптимизм.