|
|
Если бы не эмиратский (иорданский) заказ стоимостью 60 млн долларов, то дырку бы от бублика мы получили, а не «Тигр». История интересная. Формально новую машину заказали Эмираты. Но конечным заказчиком выступила компания, принадлежащая нынешнему королю Иордании Абдалле, или Абдуллаху II. Российская компания «Промышленные компьютерные технологии», входящая в группу ГАЗ, заказ выполнила, и первые два образца приехали на выставку вооружений в Абу-Даби в 2001 году. Эмираты машину оценили, она им понравилась, но заказывать серию они отчего-то не стали. Зато королевское дизайн-бюро на законном основании оставило себе часть чертежей, три опытных «Тигра» и теперь строит броневики у себя в Иордании под кодовым именем Nimr. А нам осталась наша машина.
Король Иордании
АбдАлла II ибн‑аль-Хусейн-
аль-Хашими
Именно этому человеку мы обязаны появлению у нас такого шедевра, как «Тигр». Благодаря королю Абдалле II у нас вдруг обнаружились недюжинные мозги, время и средства.
Сейчас ему 52 года.
Особенно интересно его образование.
Школа Святого Эдмунда, графствоСуррей, Англия.
Школа Иглбрук, Академия Дирфилд, США.
1980-й год – Королевская военная академия в Сэндхерсте, Великобритания, затем служба в 13/18-м Королевском гусарском полку британской армии.
В 1982–1983 годы – Оксфорд, Пемброк-Колледж. Далее дома, в Иордании – заместитель командующего батальоном в элитной 40-й бронетанковой бригаде Вооруженных сил Иордании.
В 1985 году закончил курсы для офицеров, служащих в бронетанковых войсках в американском Форт Ноксе, штат Кентукки.
1987 год – школа внешнеполитических отношений Джорджтаунского университета (Вашингтон, США), где без отрыва от воинской службы будущий король защитил магистерскую диссертацию по международной дипломатии.
Ноябрь 1993 года — командующий войсками специального назначения Королевства Иордания. Абдалла II стажировался в ряде стран, «где сильны были традиции и подготовка элитных подразделений», в том числе неоднократно в СССР, а позднее и в России. В СМИ он также упоминался как пилот ударного вертолета класса AH-1F Cobra.
Распространение «Тигров»
сдерживалось тем, что противоминной защиты изначально не было – если для милиции это не проблема (а во внутренние войска давно поставляются машины с 5 классом бронезащиты), то армейские «Тигры» бронировались почему-то еще легче, а о максимальном уровне 6а едва мечтали. Отсюда и драматические истории поставок в ВС РФ импортных броневиков. Но восьмитонный «Тигр-6А» уже испытывается.
Не только в камуфляже
В отличие от заслуженных «уазиков», которые в частные руки начали попадать только в начале 1990-х, купить гражданский небронированный «Тигр» можно свободно: машина называется ГАЗ-233001, хотя фактически производится Арзамасским механическим заводом. Цена — около 3,5 миллиона рублей.
БРОНЕВИКИ ДЛЯ АРМИИ: РОССИЯ НЕ ОГРАНИЧИВАЕТ СЕБЕ ВЫБОР
Iveco 65E19WM «Рысь»
Итальянский броневик уже стоит на вооружении в России. «Рысь» имеет мощную противоминную защиту и подвеску с регулируемым клиренсом (315–473 мм). Масса и динамика «Рыси» аналогичны «Тигру», однако Iveco максимум 7-местный, запас хода не превышает 500 км, а максимальная глубина брода 0,85–1,1 м.
ВПК-3927 «Волк»
Эта машина с классом бронирования 6а развивает конструкцию «Тигра» и, по задумке, придет ему на смену. «Волк» может быть и 6-колесным (с числом мест до 18), клиренс гидропневматической подвески регулируется от 250 до 550 мм. Глубина брода — до 1,5 м.
Panhard VBL
Имеет шансы встать на вооружение в России и французский легкий 2–4-местный броневичок VBL. Несмотря на скромные характеристики (95 км/ч, 350 мм клиренса, брод до 0,9 м) и скромное противопульное бронирование, в определенных условиях может быть полезен. Его стихия — борьба с танками, например, в стесненных городских условиях, когда важно подкрасться, выпустить гранату — и исчезнуть в переулке.