Пока практика такова. Сотрудники полиции дистанционно управляют дроном и снимают сверху все, что происходит на дороге. Причем это могут быть даже не автоинспекторы, а, например, служащие Росгвардии. Как только в объектив камеры дрона попадает какое-либо нарушение, ориентировку на автомобиль передают ближайшему экипажу ГИБДД. И уже он останавливает нарушителя, предъявляет обвинения и в случае несогласия «показывает кино».
Первыми новаторами стали инспекторы южных регионов России: Краснодарского края, Ставрополья, а позже и Астрахани. Это легко объясняется местным климатом. В дождь и снег особо не полетаешь, к тому же если на дороге разлит грязный реагент, то на видео с дрона не будет виден ни номер машины нарушителя, ни даже ее цвет.
Однако постепенно дроны ГИБДД начали проникать все севернее. Сообщения об их использовании приходили из Челябинской области и даже из Ханты-Мансийского автономного округа. А в конце апреля свои дроны в небо запустили сотрудники красноярской автоинспекции.
Ловят чаще всего нарушителей правил обгона. Оно и понятно: это серьезное нарушение, за которое можно и прав лишиться, однако стационарные камеры способны выписывать только штрафы. А живые патрули обязаны стоять на хорошо просматриваемом месте, так что водители видят, где нарушать нельзя. Да и встречные машины могут предупредить о такой классической «засаде» морганием фар.
Есть, впрочем, и более мелкие нарушения, за которые ловят с помощью дронов. Это, например, езда по обочине. А в Красноярском крае чудо-технику наловчились применять для поимки автомобилистов, которые не пропускают пешеходов на зебре. В теории такой дрон может зафиксировать и разворот в неположенном месте, и даже то самое «опасное вождение» - термин, о котором много говорят, но который в российской практике почти не применяется из-за сложностей с доказательством правонарушения.
К слову, полицейские дроны – это не российское изобретение. В последние годы их внедряют по всему миру. На западе беспилотники используют как раз для выявления «опасного вождения» - резких маневров в потоке машин, «игры в шашечки». И это уже привело к серьезной дискуссии в обществе. Так, французский адвокат Мэтр Жоссом в своей колонке для журнала L’Automobile отмечает, что возможности дронов ограничены необходимостью останавливать нарушителя на месте, а не присылать ему уведомление по почте: в противном случае водитель всегда может сказать, что в тот день не он был за рулем. Кроме того, адвокат сокрушается по поводу невозможности установки на летательные аппараты точных измерительных приборов, без данных которых многие нарушения остаются недоказанными.
В России же встает другой вопрос: а зачем вообще нужны такие дроны? Дело в том, что эффективность работы сотрудников автоинспекции у нас до сих оценивается по числу пойманных нарушителей. Естественным образом из этого следует, что чем больше будет нарушений, тем лучше станут оценивать успехи ГИБДД.
Когда патрульная машина стоит на видном месте трассы, водители нарушать боятся и безопасность повышается. Если же заменить ее беспилотником, то нарушители будут чувствовать себя свободнее. Результаты «улова», несомненно, станут выше. Но повысится ли безопасность?
Той же логики придерживается координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов: «Это удобный способ поймать нарушителя «за встречку» и потом попробовать договориться с ним о решении вопроса на месте. Не исключаю, что в большинстве случаев так и происходит. Водители боятся лишения прав и не доводят дел до суда. А жаль. В суде сотрудникам ГИБДД пришлось бы объяснять, каким образом получено доказательство. Например, был ли согласован полет дрона с «Росавиацией»? Если нет, доказательством такая видеосъемка считаться не будет», - говорит правозащитник.
В любом случае, с уверенностью можно сказать одно: дроны – это ненадолго. Чиновники уже давно вынашивают планы по оснащению всех автомобилей системами телеметрии, при которой о любом нарушении сама машина будет незамедлительно докладывать в ГИБДД, а штраф сразу же придут виновнику. Как только такое получится сделать, дроны навсегда спустятся с небес на землю.