Надо, однако, снижать еще больше. И это сделать уже сложнее. На конференции выступили представители Минтранса, МВД, вице-премьер правительства Максим Акимов и глава столичного Дептранса Максим Ликсутов. Удивительным образом все они в целом совпали во мнениях.
Дискуссию на правах главного должностного лица начал как раз Акимов. Его лозунги и стали основополагающими. Первое: надо повысить штрафы. Но не все, а только те, которые полагаются за опасные нарушения. Второе: надо ограничить скорость. Но не везде, а в городах. На трассах можно и увеличить скоростной режим. Третье: надо пользоваться всеми современными техническими средствами. И все это вице-премьер поручил сделать до конца 2019 года. Не просто разработать, но и внедрить. Так что можно быть уверенными: штрафы повысят, «бесплатное» превышение скорости на 20 км/ч точно отменят, а скорость в городах, возможно, снизят до 50 км/ч, как это сделано в Европе.
На последнем пункте о современных технологиях Акимов остановился отдельно. Дорожные камеры — это век нынешний, но не завтрашний. По мнению вице-премьера, уже через несколько лет они могут устареть. Настанет время телеметрии, когда бортовые устройства автомобилей станут в реальном времени передавать данные о его движении. И не только в ГИБДД, но и в страховую, оператору дороги и так далее. То есть скорость станут измерять не камерами, а установленной в машине навигационной системой, и за превышение не только штрафовать, но и повышать плату за проезд по платным трассам для нарушителей и им же — стоимость страховки.
Наконец, Акимов произнес, пожалуй, самую эмоциональную фразу за всю дискуссию. По словам вице-пермьера, дороги надо реконструировать не там, где выгодно строителям, а «там, где водители матерятся». Это уже был посыл в город главы Минтранса Евгения Дитриха. И он нашелся, что ответить.
По словам Дитриха, уже сейчас действует правило, по которому выявляются наиболее аварийные участки и там оперативно делается ремонт — не всегда идеальный, но максимально быстрый. В качестве примера министр привел тросовые разделительные бордюры. Они не так эффективны, как железные разграничители, но последние требуют перестройки всей дороги, а тросы можно натянуть уже сейчас и почти везде.
Заместитель министра внутренних дел Александр Городовой в очередной раз поделился болью касательно того, что у ГИБДД забрали техосмотр. Мол, не коммерческое это дело — за безопасность отвечать. Идею повышения штрафов он поддержал и обещал подготовить соответствующие предложения.
Еще больше на тему штрафов высказался заместитель Собянина, глава столичного департамента транспорта Максим Ликсутов. По его словам, надо во-первых отменить 50% скидку на оперативную оплату штрафов для злостных нарушителей, а во-вторых, индексировать их суму ежегодно. Пусть даже незначительно, но ежегодно, повторил Максим Станиславович. Возражений не прозвучало.
Ликсутов также привел в пример Москву, которая сейчас занимает лидирующие показатели в России по снижению числа смертей на дорогах среди субъектов Федерации. Недоброжелатели, впрочем, тут же вспомнили, что это может объясняться тем, что российская столица занимает лидирующие позиции в мире по пробкам на дорогах, и что на таких скоростях смертельных аварий не бывает. Но сам Ликсутов считает, что снижение смертности на дорогах Москвы вызвано введением платных парковок и появлением выделенных полос для общественного транспорта.
В своей заботе о безопасности на дорогах Ликсутов выразил желание изменить законодательство таким образом, чтобы получить право на доступ к персональным данным водителей и тем самым по мобильникам предупреждать их о пробках. Впрочем, тем же способом столичное ЦОДД могут воспользоваться идеей вице-премьера Акимова и начать штрафовать автомобилистов роботизированным способом через интернет.
В завершение стоит отметить одну маленькую деталь. Автомобиль, который организаторы конференции отправили из Сколково к московскому метро за журналистами, смог забрать представителей СМИ только воспользовавшись бумажкой, закрывающей номера. Таким образом он обезопасил себя от штрафов за нарушение правил парковки. Иначе организовать доступ прессы на мероприятие не получалось никак, ибо парковать трансфер у метро в Москве сейчас почти повсеместно запрещено.