На первом тест-драйве Lada XRAY в феврале журналисты осаждали Олега Евгеньевича Груненкова, бывшего руководителя проекта Kalina / Granta, затем переключившегося на запуск Vesta и, наконец, сосредоточившегося на XRAY, двумя вопросами: когда начнут выпускать топовую модификацию XRAY с ручной коробкой, и появится ли кнопка отключения ESP. Дело в том, что зимние заезды в окрестностях Сочи выявили некоторые несоответствия калибровки автоматической коробки АМТ и возможностей двигателя. Кроме того, некоторые заснеженные, а местами и заледенелые подъёмы машина вовсе преодолевала с трудом, требуя от водителя наличия навыка езды в подобных условиях. Олег Груненков говорил тогда, что в программе управления силовым агрегатом зашит алгоритм, согласно которому на первой передаче ESP срабатывать не должна.
За прошедшие полгода, уже и покупатели стали требовать в придачу к мощному моментному мотору ручную коробку. И хотя доля версий 1.8 в структуре продаж невелика, менеджеры Автоваза прислушались. С февраля по июль включительно было продано 9814 Lada XRAY, на 1.8 АМТ пришлось всего 1507 единиц. Впрочем, эта версия пошла только с марта и от месяца к месяцу набирает покупателей. Интересно, что на коробке АМТ, по словам Владимира Петунина, «отца» этого агрегата, Автоваз экономит 41 тыс. руб. по сравнению с 4-ступенчатым японским гидромеханическим автоматом Jatco. Наша коробка с немецкими исполнительными механизмами ZF пойдёт и на все следующие модели Lada. Сейчас XRAY1.8 – самая дорогая версия, за неё просят от 636 тыс. до 799 тыс. и установка ручной коробки вряд ли удешевит модификацию 1.8, ведь она целиком приходит из Франции, при том, что коробки к нашему и французскому моторам 1,6 (106 и 110 л.с. соответственно) локализованы у нас по сборке, а редукторы к ним приходят опять же из Франции. Французская коробка JR5 рассчитана на максимальный момент в 200 Нм – это единственный из доступных агрегатов, который может не только переварить тягу 1,8-литрового мотора в 170 Нм, но ещё и позволить водителю немножко перегрузить агрегат на бездорожье.
Вазовцы привезли XRAY с 1.8 и 5МТ на ММАС – она доступна на площадках для тест-драйвов, так что у посетителей будет возможность протестировать машину, которой ещё нет в продаже.
К слову, Автоваз не забывает усиливать тему локализации французского мотора 1.6 Н4М: как сообщил Олег Груненков, на заводе начинают производить пробные партии отливки алюминиевой головки.
Возвращаясь к теме ESP на XRAY, резюмируем: в сентябре вместе с версией 1.8 MT будет внедрена и кнопка отключения системы динамического контроля курсовой устойчивости. Со временем она перейдёт и на другие модели. Кроме того, менеджеры Автоваза немножко перетряхнули комплектации XRAY, к примеру, теперь обогреваемое лобовое стекло пойдёт в недорогих комплектациях – сейчас эта опция доступна в Top / Prestige.
Из ближайших внедрений – система контроля давления в шинах. Здесь выбран базовый вариант, а именно, косвенный расчёт давления, а точнее, определения разницы давлений колёс по данным от датчиков угловых скоростей. Начиная с IV квартала 2016 года на «ладах» начнут устанавливать эту опция – на приборном щитке появится соответствующая индикация. На сегодняшний день все испытания позади – система находится на стадии постановки в производство.
Кроме того, поклонников Lada ожидает сразу три версии Cross– Vestaв кузове универсал (она появится первой), Vesta седан (второй). XRAYCross придёт в последнюю очередь, но именно на нём дебютирует и полный привод. У XRAYCrossувеличен клиренс, однако конкретную цифру Олег Груненков пока не называет. На кроссовере установят и колёса с большей высотой профиля, что добавит несколько миллиметров к дорожному просвету. С этой версией появится и центральный подлокотник – пока он фигурирует в списке официальных аксессуаров у дилеров.
Вазовцы планируют изучить реакцию посетителей ММАС на исполнения Cross– если народ даст сигнал, уже в первые месяцы 2017 года в серию пойдёт универсал, а вот XRAYCross пока ожидается не ранее 2018 года. Что касается полного привода, Олег Груненков, не называя сроков и типов конструкций, говорит о совместной работе над ним со специалистами Renault. 4WDбудет «современной и простой». Кажется, это однозначно указывает на электромагнитную муфту, хорошо знакомую россиянам по Duster.
Что касается самого ожидаемой премьеры Ladaна ММАС-2016 – концептуального компактного кроссовера XCODE, его серийное воплощение будет позиционировано как «гаджет для молодёжи». Олег Груненков пока не детализирует информацию о платформе, однако, скорее всего ею станет модифицированная французская «тележка» B0, которую менеджеры Renaultнынче просят называть GlobalAccess. Неопределённости с платформой в свете намеченного на 2018 года старта серийной версии XCODE не смущают г-на Груненкова: все разработки, начиная с XRAY ведутся по французскому стандарту V3P, подразумевающему практически полное прототипов и существенно более быструю постановку модели в производство.
Вполне возможно на серийном XCODEостанутся 19-дюймовые колёса от концепта, длина его будет чуть больше 4 метров, а колёсная база прибавит около 15 см к базе XRAY, которая составляет 2592 мм.
Текст: Сергей Арбузов