Перебежчики
Сенсацией квалификационных заездов в американском Лонг-Биче в первый день апреля 1978 года стали машины местной команды «Шэдоу»: модель DN9 как две капли воды походила на английский «Эрроуз FA1». Как так? Оказалось, что еще в ноябре из «Шэдоу» ушли почти все технические специалисты, прихватив с собой чертежи будущей машины. И основали новую «конюшню» – «Эрроуз». Американцы подали в суд и добились-таки запрета «украденной модели»: англичанам пришлось заплатить полмиллиона долларов штрафа и спешно готовить новый автомобиль, модель А1.
Не пойман – не вор
Несмотря на превосходство турбомоторов в мощности, чемпионом стал Нельсон Пике за рулем «Брабэма», оснащенного безнаддувным двигателем «Форд Косуэрт» образца… 1967 года! Секрет скорости был в хитроумной конструкции гидравлической подвески модели ВТ49С: в состоянии покоя ее дорожный просвет составлял предписанные правилами 50 мм, но в движении, под напором набегавшего воздуха пружины сжимались, и кузов автомобиля «прилипал» к асфальту,
обеспечивая повышенную прижимную силу. Соперники жаловались судьям, но тщетно. «Вы можете измерить клиренс в движении?» – отвечали им.
Резиновые правила
Гран-при США 19 июня стал настоящим позорищем – после круга прогрева 14 машин из 20 заехали в боксы и уже не выезжали на трассу. Следующие полтора часа зрители наблюдали, как два «Феррари», два «Джордана» и два «Минарди» пытаются изобразить борьбу на знаменитой трассе в Индианаполисе. А дело было в том, что на тренировках в одном и том же повороте лопались шины. Чтобы не подвергать гонщиков опасности, руководство «Мишлена» попросило изменить конфигурацию виража или разрешить использовать более жесткие покрышки. Судьи, по настоянию Экклстоуна, отказали. И тогда на старт вышли лишь 6 машин, обутых в «Бриджстоун».
Один шанс из тысячи
Перед последним этапом на титул претендовали трое. Однако у Алена Проста шансы были призрачными: его «МакЛарен» уступал в скорости «Уильямсу», при этом французу не только нужна была победа, но чтобы еще и Найджел Мансел не набрал очков. В «МакЛарене» распустили слух, что единственный шанс – проехать гонку на одном комплекте шин. В «Уильямсе» поверили и выбрали такую же тактику. И вдруг незадолго до финиша Прост... поменял покрышки! Мансел не успел заехать в боксы – шина взорвалась, его товарищ Пике сбросил скорость и отправился менять колеса. Так «МакЛарен» стал чемпионом.
Обидеть гения
Один из самых талантливых конструкторов в автомобильной истории, основатель фирмы «Лотос» Колин Чапмен предложил очередную гениальную новинку. Шасси модели 88 и ее кузов с аэродинамическим вооружением представляли собой две отдельные структуры. Судьи признали машину соответствующей техническим требованиям, однако соперники объявили Чапмену бойкот – или мы или «Лотос»! Автомобиль не допустили к старту Гран-при. Глубоко уязвленный, Чапмен так и не смог оправиться от этой истории, 88-й стал последним его детищем – в декабре 1982-го он умер от инфаркта.
Остановить Шумахера
Сезон начался с трагедии: в Имоле погиб Айртон Сенна. После этого у лидера чемпионата Михаэля Шумахера соперников не осталось: шесть побед и одно второе место в семи гонках свидетельствовали о подавляющем преимуществе немца и его «Бенеттона». Чтобы спасти интригу, фактический хозяин «Формулы-1» Берни Экклстоун пошел на крайние меры: в Англии Михаэля дисквалифицировали под смехотворным предлогом, а после еще одной победы, в Венгрии, на бельгийском этапе дисквалифицировали еще раз и лишили права стартовать в двух гонках. Только так удалось подтащить к лидеру Деймона Хилла. Но нервы немца оказались крепче, и он стал-таки чемпионом мира после скандальной аварии на последнем этапе сезона в Австралии.
Имени себя
Возможно, самый скандальный сезон «Формулы-1» – его выиграла частная команда, лишенная какой бы то ни было заводской поддержки, участвовавшая в чемпионате мира в первый и последний раз. Остатки заводской «конюшни» «Хонда» на деньги, предоставленные владельцем F1 Берни Экклстоуном, выкупил бывший шеф «Бенеттона» и «Феррари» Росс Брон. Благодаря хитроумному решению заднего диффузора, формально не нарушавшему букву техтребований, но извратившему их дух, «Брон BGP001» имел подавляющее преимущество в прижимной силе и позволил Дженсону Баттону легко стать чемпионом мира.
Всеми правдами
Выиграв Гран-при Бразилии, Кими Райкконен стал чемпионом, всего на очко опередив Хэмилтона. Луис финишировал 7-м, однако две БМВ, закончившие Гран-при на 5-м и 6-м местах, не соответствуют техтребованиям. Но хозяин «Формулы-1» Экклстоун не мог допустить победы «МакЛарена», с боссом которой, Роном Деннисом, он поссорился весной после шпионского скандала. В результате пилоты БМВ свои места сохранили, а Хэмилтону титула чемпиона пришлось ждать еще год.
Сливайте воду!
Несмотря на отсутствие турбомотора, пилоты команды «Тиррел» на равных сражались с куда более мощными машинами. Но однажды соперники заметили: из-под днища модели 012 льется вода. Оказывается, хитрецы из «Тиррела» сливали балласт: облегченная машина ехала быстрее. А перед финишем заезжала в боксы, где в бензобак засыпали свинцовые шарики. Напрямую мошенничество доказать не удалось, и команду дисквалифицировали за… повышенное содержание свинца в топливе.
Автор текста: Александр Мельник
Все материалы темы «Не обманешь - не поедешь»:
Самовоспламенение от иллюзий