Невозможно на нескольких журнальных страницах рассказать обо всех, кто ковал спортивную славу Волжского автозавода. Многих томов не хватит, чтобы описать все гоночные модели завода и тех, кто их проектировал и строил. Поэтому мы решили вспомнить только самых-самых — самых быстрых и заслуженных, самых успешных и ярких.
Итак, встречайте: Топ-10 лучших спортивных автомобилей из Тольятти и Топ-10 пилотов, выступавших на автомобилях «АВТОВАЗа».
ВАЗ-2101/21011
Кто не знает «копейку»? С серийной машины с 62-сильным мотором начинался на ВАЗе автоспорт: осенью 1970-го водители-испытатели Лукьянов, Пистунович и Фролов уговорили директора завода Виктора Полякова выделить спортсменам несколько автомобилей. А к середине 70-х годов тольяттинские умельцы умудрялись доводить мощность до 150 л.с., по 150 кг сбрасывать со снаряженной массы. И даже в 1979-м две «копейки» с моторами от ВАЗ-21011 под управлением Николая Елизарова и Сергея Вуковича замкнули десятку абсолютного зачета на ралли «Акрополис», этапе чемпионата мира.
Стасис Брундза
ВАЗ-2103
«Трешка» — мечта обычного советского человека, самая динамичная и элегантная из вазовских моделей начала 70-х. А благодаря тщательной подготовке Стасиса Брундзы и его механиков эта машина стала нашей гордостью на мировых раллийных трассах: именно 2103 установил «вечный» рекорд, заняв 6 место на ралли «Акрополис» в 1976-м. Полуторалитровый мотор выдавал аж 115 л.с. вместо серийных 77. А соперниками были «Лянча Стратос», «Порше-911», «Рено Альпин А110», БМВ 2002…
Каститис Гирдаускас
Lada Niva Poch
В 70-е годы серьезную помощь в продвижении продукции «АвтоВАЗа» на зарубежные рынки оказывали европейские дилеры — в Греции, Финляндии, Бельгии. Самым же большим энтузиастом автоспорта оказался француз Жан-Жак Пок. Именно с его подачи наша «Нива» вышла на трассу труднейшего ралли-рейда «Париж-Дакар». Семь лет продолжалась африканская одиссея Lada Niva Poch, и трижды французские пилоты советских машин поднимались на пьедестал почета: в 1981 году заняли третье место, а в 1982-м и 1983-м — второе.
Виталий Богатырёв
ВАЗ-2108
С 1988-го по 1993 год не было такой дисциплины в отечественном автоспорте, где бы «восьмерка» не добилась успеха. Но помимо чемпионатов СССР и России по кольцевым гонкам и ралли, треку и кроссу, ВАЗ-2108 неплохо смотрелся на мировом и европейском раллийном первенствах и даже стал бронзовым призером чемпионата Европы по автокроссу. «Отличный автомобиль, чтобы получать удовольствие!» — сказал о нем победитель семи Гран-при «Формулы-1» Хуан-Пабло Монтойя.
Юрий Кацай
ВАЗ-2105 VFTS
Десять лет — с 1981 по 1991-й — продолжалась эра «пятерки» в отечественном кольце и ралли. А ее кульминацией стала подготовленная в Вильнюсе «Лада-2105 VFTS». Двигатель на базе ВАЗ-2106 развивал 160-180 л.с., и семь сезонов доработанные литовскими инженерами тольяттинские машины блестяще выступали на самых скоростных этапах чемпионата мира, зачастую занимая весь пьедестал в своем классе на «Ралли 1000 озер» и «Ралли английского королевского автоклуба».
Жаки Икс
«Лада Нива Т3»
В 1994 году эта почти серийная с виду «Нива» на финише ралли-рейда «Париж-Дакар» заняла 41 место. Скромно, не правда ли? Однако результат Александра Лакеева и его штурмана Валерия Кольчугина до сих пор остается высшим достижением русского гонщика за рулем русского автомобиля на трассе знаменитого марафона. А ведь родной мотор выдавал всего лишь 135 л.с., позволяя развить максимальную скорость в 170 км/ч. Тем не менее «Лада Нива Т3» дважды выиграла «Венгерскую Баху», а Лакеев замкнул десятку абсолютного зачета рейда «Париж-Пекин» в 1995 году.
Борис Котелло
«Лада Самара Т3»
Семь секунд до сотни, 360 сил и 220 км/ч! Нет, это не серийная «восьмерка» – от ВАЗ-2108 у гоночного среднемоторного прототипа, созданного специально для ралли-рейдов на базе «Порше-959», только лобовое стекло, оптика и дверные ручки. Но вазовская «ладья» гордо красовалась на углепластиковом кузове неспроста: помимо нескольких побед на международных ралли-рейдах и титула чемпиона Испании в этой дисциплине «Лада Самара Т3» заняла второе место в марафоне «Париж-Пекин» в 1995 году.
Виталий Петров
«Лада Революшн»
Это действительно была революция – проект команды Владислава Незванкина, который сегодня возглавляет компанию Lada Sport. Когда осенью 2003 года в Москве, а потом и в Париже показали одноместный гоночный спорт-прототип, он показался игрушкой. Однако в следующие три года на ВАЗе выпустили два десятка таких машин. Появился уникальный для нашей страны спортивный проект – гоночная серия на одинаковых и, главное, очень быстрых машинах. Именно «Лада Революшн» стала своеобразным трамплином для первого нашего пилота «Формулы-1» Виталия Петрова – он выиграл серию в 2005-м. А для завода «Революция» послужила прологом к участию в чемпионате мира.
Роберт Хафф
«Лада Гранта ТС1»
Первые сезоны команды «Лада Спорт» в чемпионате WTCC были трудными – ни «Лада-110», ни «Приора» в 2008-2009 годах не смогли приблизиться к пьедесталу. Обратили внимание на вазовские машины в сентябре 2009-го, когда англичанин Джеймс Томпсон дважды финишировал шестым на этапе в итальянской Имоле, а по времени на круге «Приора» на 0,1 с стала опережать БМВ. Но только когда на кольцевые трассы вышла «Гранта ТС1» с 320-сильным турбодвигателем, подготовленным французской фирмой Oreca на базе оригинального блока цилиндров, скорость тольяттинских машин вплотную приблизилась к лидерам. «Красной угрозой» называли машины из Тольятти соперники. Любопытно, что базой для ТС1, которую к гонкам мирового первенства подготовили всего за 3,5 месяца, стала «Гранта Кап», уже год участвовавшая в чемпионате России, разве что мотор поставили совсем другой. Поначалу его мощности не хватало, так что в сезоне 2013 года выше 5-го места пилотам «Лады» подняться не удалось. Но после летнего обновления в 2014-м, когда двигатель получил дополнительные 60 сил, клиренс сократили с 80 до 60 мм, и установили 18-дюймовые колесные диски, пришли первые победы: Роб Хафф выиграл в Китае и Макао и в итоговом протоколе чемпионата мира замкнул первую десятку.
Габриэле Тарквини
«Лада Веста ТС1»
Шасси и кузов участницы WTCC сезона-2015 разрабатывали инженеры команды «Лада Спорт» на базе только что дебютировавшей серийной «Весты». А французы из Oreca отвечали за аэродинамический обвес и двигатель. Мощность они довели до 400 л.с., и уже на втором этапе чемпионата Хафф принес команде первые очки, а на пятом поднялся на пьедестал, завоевав второе место и обойдя почти непобедимые тогда «ситроены». В 2016-м «Веста ТС1» поехала еще быстрее, Габриэле Тарквини одержал две победы, и уже два пилота «Лады» вошли в топ-десятку чемпионата мира.