Каждый год самые современные и дорогие автомобили становятся современнее и дороже. И безопаснее: они все меньше нуждаются в «хорошем водителе», чтобы не оказаться на свалке еще до окончания гарантийного срока. Глупо было бы утверждать, что быть «хорошим водителем» сегодня все еще так же жизненно важно, как и 20 лет назад. Также наивно было бы надеяться, что можно далеко продвинуться в самосовершенствовании лишь по необходимости, по блажи, или по какой-то другой причине, кроме обычного человеческого интереса к вождению. Если оно не вызывает интереса и не приносит удовольствия само по себе, можете ограничиться просмотром фотографий Алены и перевернуть страницу.
Наша ученица – Алена Баева – получила «права» незадолго до того момента, когда мы встретились, чтобы провести с ней несколько занятий. Нам повезло: представить себе более благодарного студента, я лично, не могу вовсе.
Алена – профессиональный скрипач-солист с именем. Кроме того, она молода, умна, заинтересована в вождении и красива. Почему это все так хорошо – по пунктам: Потому, что музыкальная одаренность говорит о развитом тонком чувстве гармонии и баланса, а высший профессиональный уровень подразумевает трудолюбие, настойчивость и умение сосредотачиваться. Потому что чем раньше начать, тем лучше получится – здесь нет исключений.
Потому что все мы делаем только то, что происходит у нас в голове. Потому что мы получаем только то, чего сильно хотим. Потому что с теми, кому красота не важна, нам не по пути. Для чего я привел здесь все эти ТТХ? Для того, чтобы вы могли покопаться в себе и достать на свет Божий то, что вам может пригодиться. Сможете ли вы прогрессировать так же? Возможно. Надо ли срочно учиться играть 24 Каприса Паганини для скрипки соло? Не нужно – поздно уже. Но если вы учились музыке или занимались спортом – на дороге вам это зачтется.
Отсюда мы и начинаем учиться: на полях несколько простых правил, которые помогут придерживаться правильного пути. У нас с вами не так много печатного места, так что обоснования придумывайте сами. Их поиски помогут вам многое понять самостоятельно.
День первый. Тело
Все, что за сто лет развития автомобильной эргономики признано правильным – не догмы и не стиль, это естественно для человека. Иногда нужно усилие, чтобы побороть случайно приобретенные вредные привычки, но это путь к удобству и эффективности: к тому, чтобы тело работало наиболее естественным образом. Настройте сначала положение кресла по длине: левая нога, упертая в площадку отдыха, должна быть слегка согнута в колене. Край подушки не должен касаться ноги: иначе он пережмет кровеносные сосуды.
День второй. Ум стратегия и тактика
Думайте, что вы делаете
Всегда есть оптимальный способ сделать любую мелочь – ускориться, затормозить, повернуть, выбрать способ обгона, привлечь к себе внимание... Задайте себе вопрос относительно типичных ситуаций, почему вы делаете именно так. Постарайтесь ответить что-либо, кроме «потому что». Если вы сосредоточитесь на каждой и осознанно примете правильное решение, вы выработаете стереотип поведения, который будет отличаться от принципов жизни контактных насекомых. За некоторое время такие шаблоны «закроют» все аспекты вождения.
День третий. Пилотаж
Занимайтесь отработкой упражнений только на площадках или трассах. И безопасность для окружающих – не единственная причина. Там, где есть что-то еще, кроме вас, тренера, машины и покрытия, вы не сможете сосредоточиться на том, что делаете, ожидая каких-либо неожиданностей. А пилотирование требует на тренировках медитативной – полнейшей сосредоточенности сознания на каждой мелочи, над которой вы работаете. Будьте максимально критичны к себе, если у вас нет тренера. Все упражнения должны иметь разметку и пределы – можно говорить о каких-либо тренировках только в том случае, если вы, как бы сильно не скользили, оперируете допусками лишь в несколько десятков сантиметров. Полеты по пустым парковкам по баллистическим траекториям не имеют никакого отношения к управлению автомобилем.
День четвертый. Обзор зоны опасности
Не допускайте ситуаций, в которых вы лишены обзора того, что происходит впереди. Опасно ехать вплотную за «непрозрачным» автомобилем, не имея представления о том, что происходит впереди него: неожиданностей в его поведении не будет никогда, если вы располагаете той же информацией, что и он. Сместитесь так, чтобы что-то видеть. Пользуйтесь косвенными приметами. Помогайте другим увидеть себя: моргните дальним, приближаясь ночью к закрытому перекрестку и сбросьте скорость, даже если ваша дорога трижды главная. Если обзора потенциально опасных зон нет – снижайте скорость. Иногда даже до остановки, как в случаях с автобусами и троллейбусами у людных пешеходных переходов. Скорость должна быть однозначно связана для вас с дистанцией обзора и тормозным путем. И ноль всегда равен нулю.
День пятый. Психология и общение
Общайтесь с другими водителями и будьте всегда добры и доброжелательны.
День шестой. Предвидение развития ситуации
Почему это он лезет обгонять вас слева? Он что, не видит припаркованного грузовика? Скорее всего потому, что идиот, но это еще не повод помочь ему пристроиться под КамАЗ. «Дайте Дорогу Дураку» – правило древнее, но верное. Вы же не дурак: думайте вперед и за себя, и «за того парня». А также исключайте ситуации потенциального бессилия: например, если вы двигаетесь с кем-то в параллельных рядах с одинаковой скоростью, вы лишаете себя возможности маневра и, возможно, провоцируете тех, кто сзади, к рискованным перестроениям, если они захотят выйти вперед.
День седьмой. Импровизация
Расслабьтесь и отпустите сознание. Импровизируйте, соединяя все, что вы уже отработали до автоматизма, в единое целое, и получайте удовольствие. Как и в музыке, импровизация – искусство быть абсолютно свободным, на ходу придумывая мелодию, и в то же время, оставаться в гармонии с аккомпанементом и на связи с основной темой. Аккордовую последовательность вам задает дорога, а мелодическую линию – ваше представление о траектории. Слушайте тех, кто играет вместе с вами и проводите свою линию так, чтобы она гармонично сочеталась с другими. Будьте уверенным, но чутким. Сильным, но гибким, и каждая поездка станет удовольствием.
Дюжина умных советов
НЕ ПЫТАЙТЕСЬ ОБОГНАТЬ КОГО-ТО
Улучшайте самого себя: это единственный путь к безопасной скорости. А если гонки важны для вас, то и к победе: вы разовьетесь настолько, что поедете быстрее соперников. В попытках обогнать себя в погоне за другим можно только развесить машину по деревьям.
УЛУЧШАЙТЕ СЕБЯ КАЖДЫЙ ДЕНЬ
Делайте всегда (!) все только правильно. Занятия – выброшенное время, если на дороге вы едете иначе. Рулите «ладошкой» и сидите лежа? Когда придется отруливать от мусоровоза, тело сделает то, чему вы его обучили ладошкой лежа. И запах мусора долго еще не покинет машину.
КОНЦЕНТРИРУЙТЕСЬ НА ОТДЕЛЬНЫХ АСПЕКТАХ
Только полностью сосредоточившись на чем-то одном и отрешившись от всего остального, вы рассмотрите каждый нюанс со всех сторон и добьетесь его совершенства. Как невозможно сложить дом из кривых кирпичей, так невозможно свести в совершенную походку неуклюжие шаги.
ОТНОСИТЕСЬ К СЕБЕ КРИТИЧЕСКИ
Замечайте свои огрехи: все то, что произошло с автомобилем не так, как вы ожидали. Если вы «мажете» мимо намеченной точки на полметра, то вы мажете, а не «решили в последний момент проехать пошире»! Только назвав проблему, с ней можно справиться. Часто это гораздо легче, чем признаться в ее наличии.
ОТМЕЧАЙТЕ СВОИ УСПЕХИ
Обращайте внимание на все, что получается. Так вы узнаете свои сильные стороны. Так вы поймете, какие тренировки вам лучше подходят. Так вы получите и удовольствие, и мотивацию на будущее.
ВОДИТЕЛЬ ПРИЧИНА ВСЕГО
Если только ваш автомобиль не взорвался, не потерял колес или не лишился тормозов, он никогда не виноват в том, что водитель не сумел направить его туда, куда собирался. Да, кстати, в любой аварии всегда виноваты все ее участники, что бы там ни считало ГИБДД.
УЗНАВАЙТЕ СЕБЯ. НЕ ВРИТЕ СЕБЕ
А узнав поближе, примите благодарно. Замечайте, как на самом деле отреагировали ваши тело и ум на любую из неожиданных ситуаций. Зная свои сильные и слабые стороны можно ослабить влияние одних и полнее использовать другие.
ИЗБЕГАЙТЕ НЕПРИЯТНОСТЕЙ
И будьте готовы помочь избежать их другим. Не загоняйте себя в угол. А когда видите, что сосед по потоку сам поставил себя в опасное или глупое положение, помогите ему выбраться и ни в коем случае не усугубляйте ситуацию.
ЕЗДИТЕ В СВОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ
Не забывайте прокатиться «в кайф», используя все, что знаете, на уровне интуиции: это и есть цель. Упражнения – только средство: база для правильной и гармоничной импровизации. Ее элементы требуют полной сосредоточенности только для того, чтобы потом они работали сами, не требуя внимания вовсе.
УЧИТЕСЬ САМИ
Никто не сделает вас «хорошим водителем» за вас. Только ежедневная работа над собой по дороге на работу и удовольствие от любого вождения позволят вам уделить достаточно большое внимание вождению, чтобы результат вас обрадовал.
ИСПОЛЬЗУЙТЕ ЧУЖОЙ ОПЫТ
На темы вождения написано и снято невероятное множество всякого. Читайте и смотрите только лучшее. Лучшее издано, переиздано, переведено и произведено известными людьми, глубоко знающими предмет. Опасайтесь подделок. Избегайте дураков, лодырей и жуликов.
РАЗВИВАЙТЕ СЕБЯ ГАРМОНИЧНО
По всем направлениям. Их семь. Можете уделять особое внимание каждому из них по дням недели: так можно дисциплинировать свой ум и не оказаться спустя год хорошим пилотом, который не в состоянии прожить ни дня без экстренного торможения.