Среди претендентов на звание "спорткар года" оказались не только драйверские по определению купе и родстеры, но и вседорожники. А что вы хотите - рынок требует. Мало того, из дюжины участников 11 щеголяли приводом на все колеса. А двоим пришлось выступать вне конкурса.
Трасса Moscow Raceway
На Гран-при каждый член жюри проехал на каждом автомобиле несколько кругов по трассе Moscow Raceway. Мы старались измерить удовольствие, которое может доставить каждый из автомобилей водителю.
Мы использовали полную версию трека, чтобы сделать наши заезды динамичнее и дать каждому из членов жюри пройти большую дистанцию на каждой машине.
После старта машины попадали в крутой левый поворот, который на деле оказывался довольно быстрым. Здесь можно почувствовать работу машины на пределе сцепных свойств шин. Затем следует еще один левый, в котором можно протестировать работу активных дифференциалов. А легендарный вираж с переменным радиусом Mercedes-Arena позволяет «поиграть» балансом машины. Пара левых поворотов – прекрасное место для скольжения задних колес. На спуске прекрасно видна работа подвески на поребриках. Следующий участок дает возможность оценить управляемость в медленных поворотах. Длинная прямая служит нам для оценки динамики, а жесткое торможение в последнем повороте – хорошее испытание для тормозов.
Правила игры
Какова цель ежегодного Гран-при журнала «Автомобили»?
Наша цель – путем испытаний на специальной трассе выявить автомобили, обладающие лучшим набором качеств и характеристик для спортивного стиля езды.
Какие автомобили допускаются к участию в соревнованиях?
К соревнованиям допускаются все автомобили, которые автопроизводители позиционируют как спортивные. Эти машины продаются в дилерских автосалонах и предназначены для эксплуатации на дорогах общего пользования. Спортивные автомобили в терминах данного мероприятия не являются гоночными и не предназначены для использования в профессиональных спортивных состязаниях.
Как выставляются оценки этим автомобилям?
Автомобили оцениваются по десяти параметрам по десятибалльной системе. Мероприятие не ставит целью перепроверять технические характеристики автомобилей, заявленные производителями. Так как машины не предназначены для достижения каких-либо измеряемых результатов, критерием оценки выбранных параметров считается мнение компетентного жюри.
Кто входит в компетентное жюри?
Для максимальной объективности оценок жюри состоит из профессионалов – лучших гонщиков России, опытных автожурналистов и публичных персон, имеющих большой стаж вождения, обучавшихся в школах водительского мастерства и принимавших участие в автоспортивных состязаниях.
Что получает победитель?
Кубок. И звание самого спортивного автомобиля 2015 года. А это дорогого стоит.
Каков регламент мероприятия?
Мероприятие проводится в течение одного дня на специальной закрытой трассе автополигона. Члены жюри имеют возможность проехать по подготовленной трассе на всех автомобилях, участвующих в мероприятии, любое количество раз. В тестовых поездках в салоне автомобилей членов жюри сопровождают журналисты «Автомобилей».
Как определяются результаты?
Итоговые оценки – это среднеарифметическая сумма баллов, выставленная членами жюри по соответствующим параметрам.
Экспертное жюри
Максим |
Роман |
Евгений |
Борис Шульмейстер |
Александр А Кобенко |
Александр В. Кобенко
|
Владислав Незванкин
|
Павел Федоров
|
|
Профессиональный автогонщик с 1998 г., автор лучшего для российских гонщиков результата в гонке «24 часа Ле-Мана» |
Cеребряный призер чемпионата России по ралли, серебряный призер чемпионата Эстонии (2007), серебряный призер этапа PWRC в Японии (2008). 2011 год – сотрудничество с Ford, штурман Дени Жироде. 2012 год – на счету Новикова два 5-х, 2-е, 8-е места и сход |
Российский автогонщик, неоднократный призер чемпионатов России в ряде дисциплин, один из наиболее известных кузовных пилотов в России |
Основатель и главный редактор журнала «Автомобили», организатор Гран-при. Участник автопробега Gumball 3000 (2001 г.) Выпускник школ водительского мастерства BMW Driving Art и Audi Quattro Experience |
Пилот гоночной команды «АвтоВАЗ-ПРОО», участник серии «Кубок Лада Гранта». Министр экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области |
Директор проекта LADA Sport, вице-президент Автомобильной федерации Самарской области, в 2007–2010 гг. – начальник управления спортивных автомобилей ОАО «АВТОВАЗ» |
Редактор Авто@Mail.Ru. Победитель любительских и журналистских соревнований, выпускник школ Porsche Driving Experience, Audi quattro, Mazda Sport Academy. Участвовал в этапе ЧР по ралли, серии FIA GT3 |
Легковые автомобили

Audi RS 7 Sportback
Плетется рысью как-нибудь – это не про RS 7 Sportback. Наша «рысь» и «ягуара» порвать сможет – ей только дай! И чтобы не дать маху, мы дали жару – аж дым пошел. Причем в буквальном смысле. Но дрифт тут, увы, ни при чем.

Nissan GT-R R35
Козырять сегодня первым iPhone, одногодком Nissan GT-R R35, как-то никому не приходит в голову, а вот куда более древний «винил», несмотря на наступление новейших технологий, по-прежнему в цене у меломанов. Есть в этих дисках не поддающиеся оцифровке объем и натуральность звучания. R35 тоже из породы долгоиграющих.

Mercedes AMG GT
Можно ли улучшить спортивную машину, если сделать ее менее мощной, менее эффектной и более дешевой? Казалось бы, нет! Но у немцев на этот счет свое мнение.

Jaguar F-Type R AWD
Если у британского родстера помимо традиционных спидометра и тахометра был бы еще какой-нибудь прибор, измеряющий удовольствие от вождения, то он бы все равно оказался бесполезным. Потому что у человека за рулем «Ягуара» эмоции всегда зашкаливают!

Porsche 911
Он искушал всех нас – не то чтобы с самого начала, а даже до того, как довелось сесть за руль. Еще накануне большинству из членов жюри было совершенно ясно, что 911-й станет лучшим. «Не спится графу, – бес не дремлет и дразнит грешною мечтой в нем чувства…»
Вседорожники

Audi SQ5
Итальянцы из Bugatti, создавая Veyron, демонстрировали силу. Англичане, выводя в свет F-type, отдавали дань стилю. Но что хотели сказать немцы, конструируя SQ5?

BMW X5M
Как вы думаете, что произойдет, если на бронепоезд установить реактивные двигатели? Правильно – он быстро превратится в металлолом!

Porsche Cayenne
Страшно обгонять грузовик на суженной до четырех полос «Новой Риге» на скорости под сотню, когда щетки еле справляются с потоками летнего ливня? Нет. Страшно ехать в левом ряду, соблюдая ПДД, когда над тобой нависают борзые кроссоверы, сгоняющие обычные легковушки миганием фар? Нет! Страшно проходить поворот гоночной трассы на 130? НЕТ!

Mercedes-Benz GLA 45 AMG
Взять компактную городскую машинку, поднять ее над дорогой, накачав кроссоверными мускулами, а потом попытаться сделать из нее гоночный автомобиль. Когда конструкторы получают такие задания, они просто сходят с ума – зачем?!
Вне зачета

Volkswagen Golf R
Все в нем настолько просто, что диву даешься: какая нелегкая занесла на подмосковную гоночную трассу наиобычнейший хэтчбек – разве только трехдверный – наиобычнейшего синего цвета? А сколько он стоит? Два с половиной миллиона? «Гольф»? Да что в нем такого особенного?

Lada Kalina NFR
Ни разу за всю историю «Спорткара года» в нем не участвовал автомобиль российской марки. Но все когда-нибудь бывает впервые, поэтому в этот раз вместе с Jaguar и Porsche на Moscow Raceway выехала Lada Kalina NFR.
Подведем итоги
Золотой дубль и прагматичный спорт
Итак, после подсчета выставленных баллов и закрытого заседания жюри победителем нашего конкурса в обеих сегментах становятся автомобили «Порше». В сегменте легковых – 911 Turbo S, а среди вседорожников – Cayenne Turbo.

Для кого-то такой результат выглядит ожидаемым – бренд «Порше» всегда гарантирует образцовые спортивные кондиции. Но все не так однозначно, и в истории «Спорткара года» были другие коллизии. 911-й Turbo прошлого поколения проиграл «Мерседесу» SLS AMG, а в прошлом году 911-й этого поколения, но 4S, чуть-чуть, но не выиграл у только что испеченного Lamborghini Hurracan.
Так что победа «Порше» не была предопределена изначально. И она не была одержана в сухую: двое членов жюри из восьми (Б. Шульмейстер и А.А. Кобенко) отдали предпочтение «Мерседесу» GT S. Что касается вседорожников, то мы давно хотели их собрать. Ведь за последние годы этот класс автомобилей разросся настолько, что и спортивных версий появилось достаточно. И в этом году наконец удалось представить первую порцию. Cayenne Turbo победил в упорной борьбе с BMW X5 M, обеспечив золотой дубль бренду.
В этом году, впервые за 11 лет, в руках нашего жюри оказался отечественный автомобиль – «Лада Калина Спорт». И что же? А то, что он оказался в той ценовой категории, в которой конкурентов ему просто нет – никто не смог сделать. Следующий по цене спорткар в нашем конкурсе – VW Golf R. Прекрасный автомобиль, покоривший всех членов жюри, но стоит он столько, что за эти деньги можно купить три «Лады» и устроить соревнование. Поэтому приз «Прагматичный спорт» уходит в Тольятти.
Награждение победителей
6 сентября 2015, на Подмосковной трассе Moscow Raceway были подведены итоги Ежегодной премии «Спорткар года 2015», которую уже в одиннадцатый раз проводит журнал «Автомобили».Кубки Гран-При были вручены представителям компаний автопроизводителей, во время проведения гоночных соревнований «Формула 4» и РСКГ (Российской Серии Кольцевых Гонок), что полностью соответствует духу мероприятия и самой Премии.