фото Red Bull и Mercedes-AMG
В испанском городке Херес-де-ла-Фронтера, где в первый день последнего месяца зимы начались тестовые заезды к предстоящему сезону, поначалу только и разговору было, что о новом наряде «Ред Булла». Вместо глубокого синего, в котором «красные быки» щеголяли несколько сезонов подряд, модель с индексом RB11 оделась в черно-белое платье – при взгляде на него сразу же начинало рябить в глазах.
В подобных маскхалатах разъезжают обычно по дорогам общего пользования машины, еще только готовящиеся к производству, – чтобы конкуренты раньше времени не подглядели, журналисты не растрезвонили… Но зачем такая маскировка гоночной машине? Босс команды Кристиан Хорнер молчит, как рыба об лед, но мы с вами можем сделать некоторые предположения. Контрастное черно-белое одеяние, скрадывая контуры RB11, не позволяет соперникам как следует разглядеть аэродинамические детали нового кузова. Можно, конечно, увидеть, что изменился носовой обтекатель – как предписывают новые технические требования Международной автомобильной федерации, объявившей войну, как изящно выразились чиновники ФИА, «уродливым и глупым носам» автомобилей «Формулы-1», что немало повеселили публику в прошлом году. Сами инженеры «Ред Булла» на вопросы о новинках RB11 отвечают уклончиво. «Все основные нововведения скрыты под кузовом», – улыбался на представлении машины в Хересе технический директор команды Эдриан Ньюи.
Только представьте
себе 540-километровую гонку на сверхмощных машинах «Формулы-1» по проселочным дорогам на скоростях под триста. Вот что такое «Тарга Флорио» 1924 года
Кстати, этот англичанин, которого совершенно заслуженно называют гением аэродинамики, минувшей зимой несколько отошел от дел – конкретную работу над RB11 вел Роб Маршалл. Не исключено, что какие-то эксперименты с аэродинамическим вооружением, которые проводили новый главный инженер и его команда, и призван скрыть черно-белый маскхалат. Ведь в наступающем сезоне, когда прошлогоднее гигантское отставание в мощности двигателя «Рено», что установлен на «Ред Булле», от моторов «Мерседес-Бенц» французские инженеры наверняка свели к минимуму, на первый план выйдет именно аэродинамика. Конечно, скоро все секреты «красных быков» конкуренты раскроют. Но, возможно, время уже будет упущено.
Черно-белое одеяние, скрадывая контуры RB11, не позволяет как следует разглядеть аэродинамические детали кузова
Между тем не стоит думать, что дизайнеры «Ред Булла» придумали нечто абсолютно новое – если хорошенько покопаться в истории автогонок, можно обнаружить случаи и повеселее.
Большой вопрос
Все мы так радовались, когда Даниил Квят перешел в «Ред Булл» – ведь это означало, что впервые в истории русский гонщик получил реальный шанс выиграть Гран-при «Формулы-1», а там, может, и за титул чемпиона мира побороться. Правда, в прошедшем сезоне «красные быки» уступили лидирство, проиграв «Мерседес-Бенцу» и в личном, и в командном зачете. Кроме того, несколько настораживают настойчивые слухи о том, что «гению аэродинамики» Эдриану Ньюи «Формула-1», дескать, надоела. А как себя проявит новый главный инженер Роб Маршалл (на снимке справа), еще вопрос. Вместе со специалистами «Рено» он напряженно трудился всю осень и зиму, пытаясь повысить мощность мотора, улучшить развесовку и аэродинамику машины. Результат мы увидим в середине марта, когда стартует первая гонка
Вот, скажем, что произошло в апреле 1924 года на Сицилии. «Тарга Флорио»,
гонка на приз графа Винченцо Флорио, считалась одним из самых, если не самым, трудным автомобильным состязанием в мире. Пилотам предстояло преодолеть пять кругов по 108 км каждый по обычным дорогам острова в окрестностях Палермо – а ведь асфальта тогда на Сицилии не было и в помине!
Пыль, жара, летящие из-под колес камни, перебегающие дорогу собаки, овцы и зрители, петляющие в горах дороги с убийственно узкими мостиками через ручьи и речки – это была воистину битва, а не гонка! Выигрывали ее в основном итальянские гонщики на итальянских автомобилях – «Фиатах», «Альфа Ромео», «Изота Фраскини», «Наццаро». Лишь дважды за 14 лет сумели победить иностранцы и один-единственный раз не итальянцу удалось финишировать первым за рулем машины не итальянской марки.
Главным конструктором
«Мерседеса», который выиграл «Тарга Флорио» в 1924-м, был не кто иной, как Фердинанд Порше. Под номером 10 на трассе Кристиан Вернер
Все дело в том, что дома и стены помогают. Точнее, не совсем стены… Просто сицилийцы отличались завидным патриотизмом: они не давали проезда иностранцам. В прямом смысле – там, где этого не могли видеть судьи, зрители бросали в ненавистных пришельцев камни, палки, вытаскивали на дорогу всякий хлам! Сделать это было тем легче, что в те времена все гоночные автомобили красили в национальные цвета: французские машины были синими, английские – зелеными, немецкие – белыми, итальянские – красными.
На «Тарга Флорио» 1924 года завод «Даймлер» отправил целую команду из трех автомобилей. Да не абы каких, а настоящих гоночных – в мае 1923-го такие же машины участвовали в заокеанских состязаниях «500 миль Индианаполиса».
Суперсовременный по тем временам двухлитровый компрессорный двигатель «Мерседеса» (до объединения с «Бенцем» оставалось еще два года) был оснащен двумя верхними распредвалами и четырьмя клапанами на цилиндр и развивал 126 л.с. при 4500 об./мин. Французский журнал «Ль Ото» восхищался немецким автомобилем: «Мерседесы» отлично подготовлены к сицилийской гонке – короткая база, удачно расположенный центр масс, рифленая кожа водительского сиденья – чтобы гонщик не сползал с него в поворотах, чрезвычайно точный рулевой механизм, позволяющий добиться великолепной управляемости
Однако о самом главном французский журналист умолчал. Дело в том, что все три заводских «Мерседеса» были выкрашены в… ярко-красный цвет! И результат превзошел все ожидания – немецкие гонщики Кристиан Вернер, Кристиан Лаутеншлагер и Альфред Нойбауэр заняли первые три места. Немцы выиграли главный приз «Тарга Флорио», а также отдельный «Кубок Флорио», «Королевский кубок», приз за лучшее время круга и трофей «Лучшей гоночной команде». А следующей победы своего автомобиля итальянцам пришлось ждать целых шесть лет.