5 Апреля 2017, 15:24

Сидя на диване «Калины», я, как завороженный, слежу за рычагом переключения передач. Он двигается сам! Понятно, что почти полвека назад по Луне ходила машина, понятно, что ручной коробкой «Лады» управляют линейные актуаторы, получающий команды от электронного блока, и все же, когда прямо у тебя

на глазах руль вращается, а рычаг волшебным образом перемещается из одного положения в другое, поневоле хочется себя ущипнуть – чур меня! Сегодня территорию Научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института бороздят несколько беспилотных машин: ШАТЛ, показанный на Московском автосалоне в 2016 г., седельный тягач КамАЗ, который учат обходиться без водителя именно здесь в Москве, и несколько «Калин». Первая из них появилась на свет в 2012 году, когда Министерство промышленности и торговли объявило конкурс на создание беспилотника. Инженеры НАМИ конкурентов обошли, решив задачу в сжатые сроки, – уже через пять месяцев доработанная серийная «Лада» самостоятельно проехала по заданному маршруту на полигоне, разогнавшись до 60 км/ч, распознав при этом более десятка дорожных знаков и среагировав на внезапно возникшее препятствие габаритами с трехгодовалого ребенка.

По окончании работ руководство института разумно посчитало, что если бросить наработки, потерянного не вернешь, поэтому изыскало собственные средства на дальнейшие исследования. И не зря – уже в 2014 году правительство предложило инженерам закрепить навык. На сей раз подопытным для реализации автономного движения стал электромобиль на базе «ЛАДА Калина» универсал, созданный в НАМИ в альтернативе «Лада Эллада». Понятно, что раз такая техника должна сама думать, анализировать, принимать решения, то без программистов, которые у нас, как известно, лучшие в мире, не обойтись.

И НИКАКИХ ЛАЗЕРОВ!

К месту ознакомления «Калина» подкатила сама – оператор управлял ею с ноутбука, сидя на пассажирском сиденье. Усаживаясь сзади, интересуюсь у директора Центра «Информационных и интеллектуальных систем» ФГУП «НАМИ» Дениса Ендачева: «А где же лидар»? «В багажнике лежит, – отвечает Денис, который учит ездить и автономный КамАЗ, – давно не используем – отработанная тема». Главное преимущество лидара - это технология получения и обработки информации дистанционного зондирования с помощью активных оптических систем (в т.ч. лазеров),) – практически полное отсутствие помех, от чего страдают радары всех типов, а вот в непогоду он «видит» настолько плохо, что становится совершенно бесполезным. К слову, за границей нет единства по поводу лидаров: основатель Tesla Илон Маск их забраковал, а вот эксперты Google, которые в конце прошлого года передали все разработки новой компании Waymo и «умыли руки», наоборот, ставили лазер на все опытные образцы.



Наши же пришли к выводу, что камер и радаров вполне достаточно, чтобы машина улавливала все препятствия, принимала решения по изменению траектории, считывала дорожные знаки. Первичную информацию для анализа дает видеокамера. По мере приближения к машине подозрительных объектов – как выявленных камерой, так и пропущенных, они попадают в зону действия радара дальнего действия. Данные от устройств синхронизируются, что дает возможность

отсеять неверную информацию. Если у дальнего радара и камеры обнаружились разночтения, электроника дает команду на сброс скорости, чтобы в момент появления спорного объекта в зоне видимости ближнего (40-50 м) радара можно было избежать столкновения, экстренно затормозив автомобиль. Добавим сюда знакомые всем ультразвуковые датчики, которые стоят сейчас практически в каждом автомобиле и помогают водителю при парковке, и получим полный набор «железа».


В настоящее время «Калина» тренируется определять оптимальный путь к заданной точке и выдерживать траекторию – ездит по территории института на первой передаче с ограниченной скоростью, не переходя на вторую, а блок управления движением- «мозги» учатся отфильтровывать помехи, передаваемые «зрительными нервами». Ну, а как автомобиль определяет свое положение на местности, и каждый школьник объяснит – по GPS!... И это будет только частью правды. Правильно говорить, что идет комплексирование тех систем: спутниковой (включая GPS и российскую ГЛОНАСС), инерциальной и одометрической. Соединение и обработка информации единовременно со всех систем обеспечивает необходимый уровень достоверности отображения внешней среды. Если вдруг пропадет связь с американскими спутниками, ничего страшного не случится. Есть еще российский ГЛОНАСС. При полной потере связи со спутниками используются инерциальные датчики навигационной системы и математический аппарат по расчету траектории по данным датчиков оборотов каждого колеса.


Знакомый прибор

Камера в водонепроницаемом кожухе на крыше «Калины» вовсе не элемент системы технического зрения. В ходе исследовательских испытаний она помогает инженерам НАМИ собирать текущую информацию о внешней среде и в синхронизированном с другими датчиками системы управления движения является предметом анализа испытателей. Весь автомобиль увешан видеокамерами и регистраторами. Это позволяет фиксировать любой момент движения испытываемого беспилотника, включая поворот руля и положение рычага переключения передач. На двух Калинах откатываются немного разные конфигурации системы автономного движения и только в конце испытаний будет выбрана окончательная концепция.

ШАТЛ. С ТОЧНОСТЬЮ ДО ПОДЪЕЗДА

Этот микроавтобус в отличие от «Калины» имеет вид! Выглядит он миллионов на двадцать, а стоит, по словам Алексея Гогенко, заместителя гендиректора ФГУП «НАМИ», примерно пятнадцать. Не зря поработали дизайнеры НАМИ – хоть сейчас на Женевском салоне выставляй. Трудно поверить, но все оригинальные детали 6-местного кузова изготовили на Автомоторной ул. на специально спроектированной для этого оснастке. В НАМИ создано целое производство по быстрому прототипированию и изготовлению малых серий автомобилей и агрегатов. При необходимости ШАТЛ можно «повторить» на этой же оснастке сколько угодно раз, но делать серию дешевле все же будет на конвейере – производственным партнером проекта стал КамАЗ.

В управление микроавтобусом пока часто вмешивается оператор и корректирует управление с помощью ноутбука и разработанной инженерами НАМИ программы, но уже полным ходом ведется тестирование в режиме прокладки маршрута движения по векторной карте, правда, пока только на территории института. Представленный на Московском автосалоне образец «беспилотника» – элемент новой системы общественного транспорта, которая будет дешевле такси, но существенно удобнее автобуса, ведь этот аппарат доставит пассажира прямиком к подъезду собственного дома. Сам по себе ШАТЛ не планируется предлагать как самостоятельное транспортное средство – он станет элементом транспортной системы, альтернативной сегодняшнему маршрутному общественному транспорту. При этом, центральный облачный сервер «умного города» сам будет строить путь движения беспилотника с адаптивной подстройкой  под желания и нужды пассажиров.

В теории билеты должны быть по карману каждому, ведь существенную экономию даст сам беспилотный принцип. Кроме того, основным источником дохода станет продажа прав на трансляцию информационно-медийного контента и различные платные сервисы на борту. Собственно, примеры такого подхода есть и у нас, когда пассажиры маршруток смотрят промо-сюжеты на подвешенном к потолку экране. А, к примеру, пассажиры шанхайского метро во время движения смотрят ролики на… стене туннеля, по которому едет поезд.


Сколько же ШАТЛов нужно Москве? Как показывают несложные расчеты, примерно 30 тысяч. А ведь сегодня в сутки жителей столицы обслуживают около 8500 единиц общественного транспорта. Это ж сколько денег понадобится? Пусть не 20 миллионов и не 15, пусть только 5 миллионов будет стоить каждый беспилотный 12-местный КамАЗ, и тогда вся система «от подъезда до подъезда» обойдется в 150 млрд. Много? Как сказать. Это примерно двенадцатая часть запланированных на 2017-й доходов Москвы. Так что будем ждать: уже через год можно ожидать пилотную эксплуатацию ШАТЛов на закрытых территориях, а с выходом нормативных требований для беспилотных автомобилей ожидаем выезд ШАТЛов на улицы столицы.

Из какого теста?

Кузов ШАТЛа изготовлен из композитных материалов на основе стеклопластика, а вовсе не из углепластика, как можно было бы подумать; у внешних панелей и силового композитного каркаса различные структура и  свойства. В конструкции, само собой, имеются и металлические детали: алюминиевые кронштейны крепления узлов и агрегатов, а также стальные элементы ходовой части.

Главная проблема электроШАТЛа сегодня – обеспечение запаса хода. Сейчас на ходовом макете установлена технологическая батарея, а какая будет на конвейерном образце, пока не утверждено. По словам куратора проекта Алексея Гуськова, тяговая аккумуляторная батарея (ТАБ) совершенно точно будет литий-ионной и с высокой долей вероятности – без контура жидкостной терморегуляции, но обязательной для нашего климата системой термостатирования.. Сейчас работа идет с тремя типами ТАБ, точнее, с ячейками, для которых в лабораториях НАМИ создают условия, близкие к реальным. Выяснилось, что основной проблемой является неустойчивая работа литий-ионных ячеек в режиме заряда при температуре ниже -10градС. Готовых батарей под нужды НАМИ на рынке не нашлось, поэтому собирать (корпусировать) ТАБ будут по собственному проекту. К лету испытания с ячейками планируют завершить и установить на ходовой макет уже другой аккумулятор, с повышенной энергоемкостью.

Новую батарею планируют ставить не на имеющийся ходовой макет, а на «прототип А». Согласно принятой в НАМИ терминологии, он будет полностью удовлетворять техническому заданию. Что касается методики изготовления, допускаются и обходные технологии, хотя приветствуется учет имеющейся оснастки КамАЗа. Через 1,5-2 года испытаний «прототипа А» изготовят «прототип Б» – уже на серийной оснастке и с устраненными недочетами.

Пока не найдено окончательное решение по приводу боковых дверей. Сейчас этим заведует маломощный компрессор, накачивающий воздух в ресивер – двери открываются пневматикой. Этот насос потребляет мало энергии, а вот существующие предложения по электроприводу дверей сильно энергозатратнее, а значит ищем  опять компромиссное решение с учетом сохранения заряда ТАБ.