С покрышками Nokian у меня давно сложились крепкие, хоть и «холодные» отношения. Однако не стоит искать здесь негатив – в первую очередь я хочу подчеркнуть то, что мой опыт общения с финской резиной носит исключительно зимний характер. Думаю, не стоит лишний раз говорить о том, что именно компания Nokian Tyres достигла высот в области разработки шин для суровых скандинавских условий, а покрышки легендарной линейки Hakkapeliitta многие считают лучшим выбором для русских зим.
Откатав не один сезон на фрикционных зимних «Хаккапелииттах» разных поколений, я решил, что летние шины Nokian окажутся как минимум не хуже колес от других именитых производителей – тем более что финны постоянно работают над улучшением потребительских качеств покрышек для теплых времен года. К тому же, откровенно говоря, у меня уже был опыт езды на летних Nokian Hakka Blue во время презентации этой модели в Санкт-Петербурге несколько лет назад – тогда эта модель только готовилась к тому, чтобы выйти на рынок. Помню, меня весьма впечатлило поведение автомобиля, обутого в финские покрышки, на мокрой дороге: хэтчбек Citroen C4 четко держал траекторию на изрядно увлажненном асфальте, не выказывая позывов к скольжениям.
Канавки Silent Groove призваны не только снизить уровень шума, но и увеличить площадь обтекания воздухом, за счет чего снижается нагрев шины
Заглянув в «Мастер подбора шин» на фирменном сайте www.nokiantyres.ru и отметив необходимые параметры – 205/50 R16 – я обнаружил, что у меня есть выбор из двух моделей: Hakka Black и Hakka Blue. Что предпочесть? «Черная» явно сделана с прицелом на спортивную езду. Неплохо, но быстрая езда на московских дорогах невозможна в принципе – небезопасно и очень дорого! Да и за городом особо не погоняешь: по-настоящему интересных трасс с обильными поворотами в Подмосковье мне не попадалось. Трек-дни в Мячково или на Moscow Raceway? Опять не мой случай – десятилетний Opel Astra с овощным 1,6-литровым мотором на роль спорткара не годится.
А как насчет Hakka Blue? Финны обещают хорошее сцепление и высокий уровень безопасности на мокрой дороге – и, вероятно, не обманывают: по крайней мере, до сих пор рекламные обещания не расходились с реальными впечатлениями. Что еще – в комфорт, экологичность и существенная экономия с лета до осени? Было бы неплохо. Собственно, сэкономить можно уже в момент покупки: изучив цены в интернет-магазинах столицы, я обнаружил, что «голубая» Hakka ощутимо дешевле «черной» – разница составила порядка 500 рублей с колеса. На круг – экономия почти в две тысячи. Чего тут думать?
Всасывающая ламель Dry Touch эффективно отводит влагу из пятна контакта, направляя ее в главные канавки протектора. В силу того, что эта ламель в своем основании шире, вместимость канавок протектора по мере износа не уменьшается, а растет
Но больше всего меня порадовала бессрочная расширенная гарантия, согласно которой компания производитель обязуется отремонтировать поврежденные шины в случае непреднамеренного повреждения – или же вовсе заменить их на новые, ежели ремонт невозможен. Разумеется, эти обязательства Nokian Tyres готова нести не пожизненно, а на протяжении года. Однако и это приличный срок!
В общем, комплект колес мне обошелся в 23 520 рублей – то есть по 5880 руб. за колесо. Я решил, что имеет смысл брать колеса в фирменном центре Vianor. Можно было бы найти и чуть дешевле, однако мне удалось сэкономить, переплатив: на момент покупки действовала акция, в рамках которой шиномонтаж и сезонное хранение шин мне полагалось бесплатно. Хорошее предложение – перебортировать и отбалансировать комплект 16-дюймовых колес в Москве стоит порядка полутора тысяч, причем не в авторизованном центре, а в какой-нибудь захолустной шарашке.
Резиновая смесь, из которой выполнен протектор шины, представляет собой сочетание силики и соснового масла – такой тщательно подобранный состав улучшает сцепление с мокрой дорогой при низких температурах
Первые впечатления оказались позитивными. «Астра» словно стала немного моложе: немного снизился уровень шума, а мелкие неровности автомобиль стал проходить немного мягче – и это несмотря на то, что посадочный размер дисков увеличился на дюйм, а профиль стал чуть ниже. Здесь, впрочем, я готов сделать поправку на то, что старые шины с возрастом могли задубеть, поэтому и разница оказалась хорошо заметной.
Я, в принципе, ожидал, что плавность хода станет лучше, однако уровень шума мог бы быть и ниже – особенно если принять во внимание тот факт, что финские инженеры посвятили снижению шума немало времени в ходе разработки Hakka Blue, внедрив технологию Silent Groove – так они назвали полукруглые углубления на поверхности продольных канавок, которые призваны оптимизировать уровень шума, возникающего во время движения. Честно говоря, мне доводилось ездить и на менее шумной резине.
Зато способность цепляться за мокрый асфальт у финских шин едва ли не выдающаяся! Езда по лужам – вот конек Hakka Blue. Понятно, что сцепление на влажных покрытиях на любых шинах будет ниже, чем на сухой дороге, и тем не менее: до определенного момента обутая в «Хакку» Astra меняет траекторию столь уверенно, будто под колесами великая сушь – и лишь исчерпав запас сцепления машина мягко переходит в скольжение, позволяя исправить ситуацию, аккуратно орудуя газом и корректируя направление движения рулем.
Расположенные на центральном ребре цифры – это индикатор износа (Driving Safety Indicator), который показывает остаточную глубину протектора в миллиметрах: цифры стираются по мере износа шины. Когда исчезает капля, то шина перестает быть безопасной на мокрой дороге
Порог наступления аквапланирования также изрядно сместился – теперь колеса всплывают на более высокой скорости. Я специально проверял способности шин, с ходу влетая в очевидно глубокие лужи; и с удовлетворением отметил, что «Астра» дольше держится колесами за дорогу, нежели раньше. Хорошая новость! Да и тормозит машина на мокром покрытии вполне эффективно. В общем, водные процедуры, на мой взгляд, оказались финским шинам по зубам.
На сухом асфальте Hakka Blue также ведет себя хорошо, хотя каких-либо выдающихся качеств я не отметил – просто очень достойный держак. А еще понравилось, что резина практически не теряет своей хваткости в условиях низких температур. Когда весной по ночам случались заморозки, простоявшие всю ночь на холоде шины Nokian сохраняли летнюю эластичность. Вот что значит северный характер!
За несколько месяцев с момента сезонной переобувки я намотал на одометр «Астры» несколько тысяч километров, и вот что мне бросилось в глаза: индикатор износа, нанесенный на протектор в виде «миллиметровых» цифр, уже почти утратил «восьмерку». А ведь впереди еще большая половина лета! Если так пойдет и дальше, то за сезон шины сотрутся почти на треть. Меж тем в полной мере противостоять аквапланированию Hakka Blue могут до тех пор, пока величина протектора превышает 4 мм, которые я такими темпами пройду уже следующим летом. К слову, зимние «липучки» Nokian Hakkapeliitta R, которые когда-то стояли на моей машине, тоже изнашивались довольно активно. Так или иначе, но износостойкость вряд ли можно считать сильной стороной финских шин.
А в остальном, что и говорить, финны сотворили отличный продукт для своего северного лета. И для наших условий – тоже.