23 Апреля 2019, 19:20

У Tesla проблемы. В первом квартале 2019 года продажи электромобилей упали на треть, а производство снизилось примерно на 10%. Это по сравнению с последним кварталом 2018 года. Производитель пытается оправдаться: мол, мы вышли с новой моделью (речь о Model 3) на рынок Европы и Китая, поставки затягиваются — вот и продажи падают.

Но страшнее другое. По итогам третьего квартала 2018 года Tesla получила прибыль в размере 312 млн долларов. Компания, иногда, и раньше получала квартальную прибыль. Но в целом генерировала убытки. Однако тогда Илон Маск прямо заявил: с убытками покончено, мы научились зарабатывать, нам хватит денег и на запуск новых моделей, и на выплату долгов и еще кое-что "на карман" останется.

3.jpg

Правда, уже в четвертом квартале 2018 прибыль сократилась с 312 до 139 млн долларов. А теперь сам автопроизводитель намекает: мол, ну, тут такое дело, в начале 2019 года мы снова убыточны. Пока не подсчитали насколько, но вы готовьтесь. 

Эти намеки не могли не сказаться на курсе акций. Если в 2018 году котировки почти достигли 380 долларов за бумагу, то еще вчера они стоили каких-то 269 долларов. В общем, надо было что-то делать, дабы убедить инвесторов в невиданных перспективах. И тут Илон Маск вспомнил об одной модной «фишке», которая якобы есть в его электромобилях. Речь об автопилотах.

 Мероприятие, которое состоялось минувшей ночью (по московскому времени) в Калифорнии предназначалось не для журналистов или покупателей — это была презентация именно для инвесторов. Там звучали цифры, доллары, обещания и перспективы. Например, такая цифра: 30 тысяч долларов в год. Столько по подсчетам  компании уже с 2020 года будет ей приносить каждый электрокар Model 3, который будет использоваться как робот-такси. Звучит? Звучит! Только не работает пока.

Так что нового? Первое. Tesla объявила себя производителем компьютерных микрочипов. Это, правда, не совсем так. Компания якобы разработала некий процессор для автопилотов, выпускать который доверили заводу Samsung в Техасе. Разработал чип Пит Бэннон, который раньше работал в Apple.

2.jpg

Немного истории. Это уже третий чип для автопилота Tesla. Первый сделала израильская фирма MobilEye. Но Илон Маск отказался от ее услуг. Интересно, что после разрыва с MobilEye, этот израильский стартап был куплен IT-гигантом Intel за 15 млрд долларов. Еще раз: 15 миллиардов! А все потому, что после ухода Tesla в портфеле клиентов MobilEye остались все ведущие автоконцерны от Volvo до BMW.
Второй чип для Tesla делала не менее известная фирма — Nvidia. Знакомый бренд для всех, кто еще в 90-е разбирался в видеокартах для настольных компьютеров.

Так вот. Tesla якобы сделала свой собственный чип, который в 21 раз производительнее, чем «железо» от Nvidia. И даже начала устанавливать этот электронный мозг на свои электромобили. Вот видео о том, как беспилотный электрокар Tesla Model 3 рассекает по дорогам Калифорнии без вмешательства водителя:


Дальше — больше! Теперь дело за малым — за программным обеспечением. Мол, электронные мозги у Tesla уже самые лучшие в мире, осталось научить их думать. Илон Маск, который на самом деле обещал полноценный автопилот еще в 2017 году, обещает вновь: к концу 2019 года машины смогут ездить полностью самостоятельно, но под надзором водителя, а к 2020 году и надзор не понадобится. Как только примут закон, позволяющий доверять управление роботу — можно будет с ним и ездить.

Даже пример привели — называется Robotaxi. Идея вот в чем. Сама Tesla выпускает несколько таких роботов-таки на дороги общего пользования. Клиент через мобильное приложение заказывает такую машину и она сама, без водителя, приезжает в нужную точку. Забирает и везет. По словам Маска — заработает все это уже через год если власти разрешат. Именно такие роботизированные Model 3 и станут приносить компании Tesla по 30 тысяч долларов в год каждая.

Вот только есть и альтернативная точка зрения. На представленном видео электрокар движется по идеальным дорогам Калифорнии в идеальных погодных условиях. Все знаки, светофоры, линии разметки абсолютно видны. А остальные участники движения — предельно адекватны. В таких стерильных условиях автопилот чувствует себя как рыба в воде. 

Однако для того, чтобы выпустить машину с автопилотом на улицы города без надзора живого человека, необходимо убедиться в том, что робот никогда не ошибается. А с этим не все так просто. 

Что бы не говорили программисты об искусственном интеллекте, биологам, антропологам и философам есть что возразить. Дело в том, что современная наука до сих пор очень мало знает о том, как в человеческом мозгу происходит мыслительный процесс в целом и анализ дорожной ситуации в частности. Водители умеют оценить дорожную обстановку, но как они это делают — ученые могут только догадываться.

Люди, которые сейчас создают автопилоты, фактически пытаются скопировать ту человеческую способность, которая пока очень мало изучена. И удача в этом деле совсем не гарантирована. Именно поэтому Илон Маск уже столько раз обещал сделать полноценный автопилот, но каждый раз переносил сроки.

Простой пример. Компьютер давно научился распознавать тексты, набранные черными печатными буквами на белой бумаге. Но при анализе рецептов врачей, которые пишутся от руки, электроника до сих пор ошибается. Собственно, стандартная проверка в Интернете «Докажите, что вы не робот», где человека просят ввести символы, которые робот распознавать не умеет по определению — как раз об этом. Когда разметка и знаки видны — нет проблем. Но представьте, что ночь, метель. Разметку замело, перед знаками хаотично машутся ветки деревьев, освещения нет… Водитель поймет что к чему. А робот?

Удивительно, но в России в этом плане на будущее смотрят куда трезвее. Так, сегодня в Сколково открылась конференция «Безопасная дорога». Одним из спикеров выступил глава государственной компании «Автодор» Вячеслав Петушенко, который рассказал о планах адаптировать высококлассные российские трассы для автомобилей-роботов. Чтобы и разметка соответствовала, и знаки не закрывались листвой, и светофоры по интернету заранее связывались с приближающимся автомобилем. 

Пожалуй, на таких междугородних магистралях автомобилям-роботом действительно найдется место. Но руль и педали на всякий случай лучше сохранить на своих местах. А вдруг пойдет снег и обочину не станет видно? Вперед, человек, бери ситуацию в свои руки! Что до планов Tesla сделать полноценный автопилот уже через год, то… 

Ну подумайте сами! «Полноценный» значит способный проехать по осеннему бездорожью, по размытой полевой дороге в России к опушке леса за грибами. Вы сами в это верите?