29 Марта 2017, 16:38

Чуть меньше года назад Илон Маск заявил, что проблема создания беспилотного автомобиля в основном решена. И обещал, что к 2019-му автомобили перестанут нуждаться в водителях. Правда, основатель «Теслы» и SpaceX столь же уверенно говорил и о полетах людей к Марсу до 2025 года. А после взрыва на мысе Канаверал в сентябре американский предприниматель наверняка вынужден был слегка скорректировать свои наполеоновские планы. Еще раньше, в начале мая, автономная Tesla угробила своего владельца, не заметив грузовик. Так что же на самом деле происходит сейчас в мире? Мы решили, что ответить на этот вопрос должны сами инженеры автомобильных фирм, которые занимаются конструированием таких машин. И вот какие ответы мы получили от спецов из «Пежо/Ситроен», БМВ и «Ниссана».

1) В каком году ваша компания планирует начать серийный выпуск полностью автономного автомобиля, доступного в свободной продаже?

2) Каков минимальный набор компонентов, которыми должен быть оснащен полностью автономный автомобиль (радары, лидары, видео-камеры, датчики) и т.п., какими характеристиками должны обладать эти компоненты?

3) Как вы оцениваете перспективу серийного выпуска автомобиля, не оснащенного рулевым колесом и педалями?

4) Готовы ли вы как фирма-производитель взять на себя ответственность, если виновником аварии будет признан ваш полностью автономный автомобиль?



Лор де Сервиньи

Дирекция по коммуникациям, руководитель направления инноваций, технологий, качества группы PSA

1. В 2018 году мы начнем продажи автомобилей, оборудованных автоматизированной системой управления Traffic Jam Assist. Она будет работать «под присмотром» водителя, помогая ему в ряде ситуаций - в пробках, при движении в постоянном режиме по шоссе, при парковке. Автоматизация отдельных составляющих вождения, особенно рутинных процессов, провоцирующих небрежность со стороны водителя, позволит снизить число происшествий по причине «человеческого фактора». Поскольку безопасность является приоритетом нашей группы, особое внимание при разработке новых технологий будет уделяться надежности функционирования систем. С 2020 года мы начнем внедрять в серийных автомобилях решения второго уровня, "Hands Off", затем третьего уровня, "Eyes Off". Постепенно мы придем к тому, что автомобиль будет управляться в режиме, не требующем вовлечения водителя, без ущерба для безопасности. Это высвободит «полезное время», которое можно будет использовать для других занятий или отдыха. Чтобы уйти от рулевого управления, наши инженеры разрабатывают варианты интуитивно понятного и удобного в использовании интерфейса, который позволит водителю комфортно взаимодействовать с автомобилем и возвращать себе управление, если возникнет желание. Автономные автомобили будут обмениваться информацией с дорожной инфраструктурой и друг с другом, чтобы снизить время поездки, расход топлива и упреждать проблемы на дороге.

2. Технологии автоматизации вождения используют различные виды датчиков, установленных по периметру автомобиля, а также радары, камеры и ультразвуковые устройства самых разных типов. Это обеспечивает получение информации по различным каналам. Обработку данных осуществляет центральная компьютерная система, оснащенная программным обеспечения и системой мониторинга PSA.

3. В первую очередь необходимо обеспечить безопасность и надежность работы всех систем – как они будут вести себя в опасной ситуации, вызванной сложными дорожными условиями, поведением других участников движения. Мы отрабатываем решения на 10 автономных прототипах Citroën C4 Picasso. Четыре из них уже прошли 75 000 км в автономном режиме по европейским дорогам общего пользования. Автомобиль без руля и педалей - это не вопрос завтрашнего дня. Реализовать решения второго (“Hands off”) и третьего уровня (“Eyes Off”) автоматизации управления автомобилем мы планируем к 2020 году. Уровень 5 – это перспектива 2030 года.

4. Этот вопрос изучается и внутри компании, и в рамках европейских и международных рабочих групп. Совместно с юристами, представителями страховых компаний мы разрабатываем алгоритм работы с обращениями.

Без рук и вслепую

Международная организация автопроизводителей (OICA) выделяет пять степеней автоматизации управления автомобилем. Уровень 1, это Hands on (или «руки на руле») - помощь при парковке и предотвращение столкновения, контроль дистанции. Второй уровень “Hands off” («без рук»), третий “Eyes Off”, когда водитель полностью передает управление технике и просто контролирует  корректную работу систем. Mind off («без мозгов», ни больше, ни меньше!) - водитель остается в машине, но уже никак не заботится об управлении. Наконец, полная автономия, при которой не требуется физическое присутствие водителя в машине, уровень 5 - Driverless.



Василий Мельников

руководитель пресс-службы  BMW Россия



1. Мы считаем, что технологическая возможность выпустить полностью автономный автомобиль появится в 2021 году. Об этом мы заявляли еще несколько лет назад, когда говорили о выводе линейки BMW i моделей. Приближаясь к этой дате, видим, что это реалистичный прогноз. Мы называем полностью автономный автомобиль, который появится в 2021-м, BMW iNEXT. В прошлом году мы объявили о начале сотрудничества с компаниями Intel и MobileEye, а во втором полугодии 2017 года выведем на глобальный тест автомобили с возможностью автономного вождения в США и Европе.


2. Перечисленные вами устройства, безусловно, используются. В целом, автомобиль уже сейчас оснащен многими устройствами, которые помогают водителю на дороге, включая перестроение, торможение и, в принципе, обеспечивают полуавтономное вождение. Вопрос же не просто в датчиках, а в умении всех систем работать вместе, как они скомпонованы. Информацию от сенсоров, которые получают данные о внешней среде, надо распознать системе и дать правильные сигналы к действию, а эти сигналы уже должны быть исполнены. На данный момент, допустим, электронике трудно распознать потенциал движения человека. Она видит, что есть объект, по размерам и тепловым характеристикам похожий на человека, но распознать, когда и в каком направлении объект начнет двигаться, эти системы пока не могут. А когда автомобиль попадает в ситуацию, где два человека оказались на дороге и столкновение неизбежно, какое решение электроника должна принять?
 


3. Мы считаем, что есть более интересное решение. Посмотрите на наш концепт BMW VISION NEXT 100. Он может прятать руль и становиться полностью автономным, но при этом в любой момент готов снова стать настоящим BMW, способным подарить невероятные впечатления от вождения, если водитель возьмет управление на себя. Мы считаем, что исчезновение руля из автомобиля – это процесс на ближайшие десятилетия. Владелец автомобиля захочет сохранить возможность брать управление на себя. И мы дадим ему такую возможность.


4. BMW Group тесно сотрудничает с представителями европейских законодательных органов по вопросам создания единой юридической базы, регламентирующей ответственность автопроизводителей в части, касающейся полностью автономного вождения. Естественно, мы не можем позволить себе действовать как компания-стартап, проводящая альфа- или бета-тесты еще сырой продукции на собственных клиентах. Тем не менее мы уверены, что к 2021 году будет найдено юридическое решение вопроса ответственности. Мы же со своей стороны будем выводить на рынок только автомобиль, который уже готов к автономному вождению. На сегодня таких технологий на рынке нет. К 2021 году должны появиться.


Стюарт Каллегари

глава направления систем автономного вождения «Ниссан»




1. На наш взгляд, возможности автономного вождения открывают новую эру сервисов мобильности. И мы стремимся предоставить технологии, которые повысят уровень безопасности на дороге, сделают автомобиль умным и доставляющим удовольствие от вождения, а не заменят водителя за рулем. В настоящее время наши клиенты не хотят полностью отказываться от возможности самостоятельно управлять автомобилем, для них по-прежнему важно иметь возможность в нужный момент взять управление на себя. Наши исследования показывают, что покупатели хотели бы не только получать удовольствие от вождения, но и получить возможность время от времени  использовать те технологии, которые помогут им преодолеть некоторые «болевые точки» на дорогах – скажем, длительный простой в пробке по пути на работу утром и т.п.



2. В настоящее время модули автономного управления встраиваются в автомобили Nissan наряду с широким перечнем различных систем безопасности. Это круговой обзор и Lane Departure Warning, отвечающая за распознавание дорожных знаков, контроль усталости водителя и многие другие. Многочисленные датчики на автомобиле отвечают за корректное восприятие окружающей среды, а благодаря передовой технологии обработки данных система ProPILOT может распознавать различные дорожные ситуации и предлагает водителю их решение. Взаимосвязь всех этих элементов – сложный, проработанный механизм, созданный сотрудниками Nissan.



3. Сейчас сложно говорить о том, как именно будет выглядеть автомобиль будущего, и оценить его влияние на индустрию в целом. Мы верим, что технологии автономного управления создадут почву для фундаментальных перемен в автомобилестроении и смогут обеспечить безопасность и комфорт для всех участников движения.



4. Сейчас мы сосредоточены на развитии технологий безопасного и комфортного вождения. Вместо того чтобы заменить водителей электроникой, мы стремимся улучшить процесс управления автомобилем, предоставив для этого наши передовые технологии и новейшие разработки. Живой пример - новый Nissan Serena с системой ProPILOT, созданной для движения в пределах выбранной полосы на скоростных шоссе. Эта технология требует присутствия человека, который способен взять на себя управление, когда возникает необходимость. Таким образом, окончательное решение и ответственность остаются за водителем.


А в Корее - умный дом

На выставке потребительской электроники в Лас-Вегасе Hyundai представила концепцию Mobility Vision, которая в будущем объединит автономные автомобили с повседневным окружением водителя. Эта технология размывает границы между транспортом, повседневным и рабочим пространствами, превращая автомобиль в неотъемлемую составляющую жизни людей. Когда автомобиль «стыкуется» с умным домом, он становится частью жилого пространства, исполняя полезные функции и дополняя его. Например, может предоставлять доступ к развлекательным системам, направляя аудио- и видеосигнал на домашние устройства, или даже служить источником питания в экстренных ситуациях, используя топливные элементы как генератор электричества.