24 Декабря 2015, 08:00

Забайкальский край, Республика Бурятия, Иркутская область не просто соседи. Через их территорию проходит участок БАМа, без которого 15-й этап "лэндроверовского" марафона "Открывая Россию" едва ли стал бы возможным.

 

Общая протяженность маршрута

около 1700 км

Чита – пос.Чара – пос.Новая Чара – пос.Удокан – пос.Таксимо – Северобайкальск – Иркутск

Байкало-Амурская магистраль (БАМ)

 

  • Ее протяженность 4287 км, она связывает Тайшет на западе с портом Советская Гавань на востоке, строилась с большими перерывами в 1938-1984 гг.
  • Магистраль прорезает семь горных хребтов (высшая точка пути – Муруринский перевал, 1323 м над уровнем моря) и проходит через 10 тоннелей, среди них – самый большой (15 343 м) в России ж/д тоннель, Северо-Муйский.
  • Трасса пересекает 11 крупных рек, а всего на ней построено 2230 больших и малых мостов. Станций и разъездов >200, городов и поселков вдоль магистрали >60.
  • От Тайшета до Таксимо дорога электрифицирована.
  • БАМ короче Транссиба от Тайшета до морских портов:
    • Ванино – ≈на 500 км,
    • Владивостока – ≈на 200 км,
    • для грузов на Сахалин, Магадан и Камчатку – ≈на 1000 км.
  • Объём грузоперевозок за 2014 г. составил ≈12 млн. т. 

Воздушно-ядерная прелюдия

Так вот ты какая, машина времени! Занавесочки на иллюминаторах и ретро-звучание динамиков в салоне Ан-24 РБ, на котором мы часа полтора добирались от Читы до поселка Чара, перенесли в 70-е. Даже точнее, в 1974 г. «Настя» (так в народе окрестили двухмоторник ОКБ Антонова) с бортовым номером RA-46697 – ровесница XVII съезда ВЛКСМ, где БАМ объявили Всесоюзной ударной комсомольской стройкой.

В поселке Таксимо в память о погибших при разведке трассы БАМа летчиках, геологах, изыскателях установлена изготовленная в 90-е на Иркутском авиазаводе копия самолета Г-1А. Конверсионная версия туполевского бомбардировщика ТБ-1 использовалась в 30-40 гг. для аэрофотосъемки, доставки людей и грузов

Короткий перелет стал полноправной частью экспедиции и по другой причине. В 30-е разведка трассы будущего БАМа велась с помощью нового по тем временам метода аэрофотосъемки, а в конце 40-х и середине 60-х самолеты в этих краях вновь стали «первым делом».

Рабочая лошадка местных авиалиний, Ан-24, доставил нас из Читы в Чару. За последний год цена на билет подскочила с примерно 5000 до почти 8500 руб. Перелет Москва-Чита обойдется всего вдвое дороже...

Появись американские спутники-шпионы серии Corona на 10 лет раньше, они бы в 1949-м засекли необычайную активность советской транспортной авиации в районе забытого Богом поселка Чара, а дешифровальщики снимков обратили бы внимание на то, что пассажиров выводят на летное поле под конвоем. Так спешно создавался в горах Кодарского хребта объект «Стрела», он же п/я 81, он же «Борлаг», проходивший в документах под грифом «Совершенно секретно (особая папка)» и как Ермаковское свинцово-рудное управление.

sovet.jpg15 января 1949 г. Совет Министров СССР принял постановление 172-52сс «Об организации геолого-разведочных работ на Ермаковском месторождении свинца». С этого момента Забайкалье стало частью советского атомного проекта

Под свинцом, альбитом и иными названиями скрывался первый забайкальский уран. И хотя сталинская «Стрела» из-за неожиданно быстрого истощения месторождения «летела» лишь до 1951 г., все же начинка каких-то из ранних советских «изделий» родом с Кодара. А в 1966 г. авиация приняла активное участие в подготовке здесь первого из серии «чистых» атомных взрывов, с помощью которых предполагалось вскрыть крупнейшее в Союзе и третье в мире Удоканское месторождение меди, побочный продукт поиска в 1949 г. урановых руд.

Чарская аномалия

Рядом с Чарой расположен удивительный природный объект, «карманная» (5х10 км) пустыня. Если бы не ударившие заморозки, добраться до нее через топкие мАри было бы крайне сложно. То же предзимье сделало картину совершенно фантастической: припорошенные снегом барханы, а на горизонте – сияющие ледниками горы Кодара (скала/камень, эвенк.). Как полагают ученые, Чарские пески – дно высохшего озера, возможно, подпиравшегося ледниками. После ухода воды ветра «вылепили» характерный рельеф.

В последний момент руководство СССР все же отменило подрыв ядерного устройства, опасаясь не столько за радиационную безопасность на своей территории, сколько реакции за рубежом и, прежде всего, в далеко не дружественном тогда Китае. В «новороссийскую» эпоху у Удокана сменилось несколько хозяев, но месторождение по-прежнему остается «замороженным» и, если верить обнародованным планам, «оттает» лишь к 2021 г. Тогда БАМу прибавится работы.

Пустыня
Так Чарские пески выглядят с борта самолета

Елизавета Ивановна Бурова, геолог-уранщик и первооткрыватель Удоканского месторождения меди. Оставленная на старость Ленинская премия обесценилась после 1991 г., и в день похорон Е.И.Буровой в 1996 г. на нее не удалось купить даже поминальную свечу...

В 2006 г. в поселке Удокан для переработки проб руды с месторождения построена опытно-промышленная установка. Изготовленная на ней медная пластинка хранится в фондах музея поселка Новая Чара. До лучших времен...

Песня железных дорог

Мне, выросшему рядом с железной дорогой, хорошо известно, как звучит загруженная магистраль. Так вот привычные ощущения приходили лишь за полночь, когда на вокзале напротив гостиницы в Новой Чаре, где у нас было две ночевки, оживал громкоговоритель, слышались гудки поездов и перестук колес.

БАМ вытеснил автомобиль на обочину, но самой стальной магистрали не было бы без автомобиля


Днем же – редкие составы или «бичевозы», бамовская «фишка». А ведь утверждается, будто магистраль работает на пределе... Может, это от того, что на восток от Усть-Кута БАМ превращается в одноколейку с разъездами.

Tchara stationЗдания вокзалов и жилые дома на каждой станции БАМа строились по индивидуальным проектам «родом» из крупных городов или республик СССР. Так, Новую Чару возводили строители из Казахстана, Куанду – из Узбекистана, Северобайкальск – посланцы Северной столицы, а москвичам досталась Тында


В любом случае, освоение территорий вдоль железной дороги, возможность прокладки которой рассматривалась Россией еще в 80-х годах XIX в., по сути, буксует. И все же недаром «железки» называют артериями жизни. На фоне лишенных стальных магистралей колымских просторов, по которым пролег маршрут предыдущего этапа «лэндроверовского» марафона, контраст очевиден. Цены на топливо московского, а не «марсианского» уровня.

В поселке Таксимо РЖД для своих сотрудников на фундаменте еще советских времен все же строит трехэтажку. Мелочь? Расскажите это жителям города Сусуман, колымского центра золотодобычи, и вы увидите неподдельную зависть.

Правда, в последние год-два и бамовская «артерия» закупоривается. Прямые поезда из Новой Чары и Таксимо до считающегося форпостом «большой земли» Северобайкальска отменены как нерентабельные. И с этим, держа в голове лишь дебет с кредитом, сложно спорить. Кого возить? Для оставшихся в бамовских поселках и нашедших работу все на той же магистрали зарплата в 20 000-25 000 руб. – счастье, ведь коммунальные платежи в отопительный сезон для жителей многоквартирных домов подскакивают до 15 000 руб... Вот обитающие в балкАх времен постройки БАМа освобождены хотя бы от платы за капремонт, но такой экономии врагу не пожелаешь. 

Почти все встреченные нами на БАМе составы оказались товарняками или «бичевозами». В последнем случае к тепловозу цепляют платформу и один-два пассажирских вагона, в которых по магистрали перемещаются в основном путейцы и искатели приключений 


А ведь людей есть чем занять, не дожидаясь разработки многочисленных месторождений. БАМ проходит в горной местности с суровыми, снежными зимами, и это держит магистраль под угрозой схода лавин. Между тем, «на БАМе нет капитальных противолавинных сооружений, а лавины могут сходить до 1 млн. кубометров, тогда как в мире их средняя величина – 5-10 000 кубов. На лавины пытаются воздействовать активно, обстреливая из пушек, устраивая газовые ловушки, но эффект этих мер 50:50.

Gold section'1984.jpg

Место встречи изменить нельзя?

Еще как можно! Стыковка западного и восточного участков БАМа произошла 29 сентября 1984 г. в 06 ч 08 мин. (Интернет утверждает, что в 10 ч 10 мин.) по московскому времени на 1602 км магистрали рядом с разъездом Балбухта, что по-якутски означает «стланик». Однако на этом мероприятии не было высокого начальства, поэтому 1 октября 1984 г. церемонию укладки «золотого звена» пришлось повторить на расположенной в 40 км западнее станции Куанда (место встречи, якут.), где полагающуюся в таких случаях ленточку перерезал В.И.Долгих, секретарь ЦК КПСС. Кстати, в документальном фильме 1985 г. «Золотое звено» (см. видео №1) использована хроника, снятая и в Балбухте, но в закадровом тексте звучит лишь название станции Куанда...  

Бывали случаи, когда сшибало «паровозы», – старый, добрый лоцман экспедиций, Виктор Павлович Гулевич, начальник Центра подготовки на базе Байкальского поисково-спасательного отряда МЧС России, как всегда, прям. –  Характерное явление для БАМа и водоснежные потоки. При потеплениях возникает перенасыщение влагой снега, что приводит к сходу таких масс. Защиты от них тоже нет. Подобные сооружения стоят сумасшедших денег.»

Александр Бондарь и Иван Варшавский, Герои социалистического труда, бригадиры путеукладчиков западного и восточного участков БАМа, в день «стыковки» магистрали 29 сентября 1984 г.

Все же мы выбрали правильное время, конец октября, для экспедиции: риск оказаться под снежным завалом не велик. Впрочем, в наших рядах нашлись спецы, которые противолавинное мероприятие провели своими силами. Но это отдельная история... 

На обочине БАМа

«Три автомобиля... наглухо сваривались рамами, и впереди устанавливался нож, которым с разгона срезали ледяные заструги на реках, прокладывали ледяные дороги,»* – так в конце 40-х пробивали зимники к урановым месторождениям Забайкалья.

С тех пор в здешних краях, конечно, кое-что изменилось, но отрезок пути от Новой Чары до Северобайкальска мы прошли в оффроудном режиме. С бюрократических позиций, автодороги здесь просто нет! Притрассовая грунтовка, использовавшаяся при строительстве БАМа и идущая параллельно «железке», в реестре отсутствует, а значит и не ремонтируется. Дорожные знаки, не говоря уже о разметке, отсутствуют начисто. Так что здесь делать «гаишникам»? Раздолье!


Нам пришлось всерьез повоевать с изменчивыми дорожными условиями и прыгающей температурой воздуха, но природа и небо Забайкалья того стоили

Но качество раздолбанного за четыре десятилетия покрытия таково, что желание «превышать» улетучивается само собой. Хорошо еще подвыпавший снег слегка сгладил многокилометровый «вибростенд», а пневмоподвеска наших Disco, позволяющая на ходу быстро увеличить клиренс, и мощная защита картера страховали от жесткого контакта с притаившимися под белым покровом каменюками.

А на уже заваленных снегом горных перевалах выручал «умный» привод 4х4 с блокировкой заднего дифференциала. Вот для борьбы с ледяными заберегами (мы угодили в период ледостава) порой приходилось брать в руки пешни и топоры. Делать нечего: автомобильные мосты-времянки сохранились вдоль БАМа лишь частично.

Параллельно автомобильному проходит железнодорожный мост через Витим. Это последний из построенных на БАМе, «золотой» мост. В 1984 г. на его фермах свои автографы оставили строители магистрали


На довольно широкой реке Куанда деревянная переправа давно развалилась, и на случай высокой воды мы подстраховались, зафрахтовав пару «Уралов» для перевозки в их кузовах наших «британцев». Однако духи природы оказались милостивы, и Disco преодолели Куанду в брод без риска превысить максимальную «осадку» в 700 мм. Форсировать тем же способом уже прикрытый льдом Витим нечего было и думать. Оставался более чем полукилометровый мост. Но какой мост! Покрытие – скользкие, плохо подогнанные друг к другу шпалы с кое-где выступающим крепежом, грозящим проколами.

Мост через Витим
История автомобильного моста через р.Витим,
по которой проходит граница между Забайкальским краем и Республикой Бурятия, темна и загадочна. После окончания строительства БАМа некие лица поджигали его неустановленное число раз. В любом случае, эта переправа подтвердила старую истину: стыки регионов СССР, а теперь России – зоны отчуждения.


Примерно на середине пути – порог, который на холостых оборотах не возьмешь. Запас по ширине – едва ли по полметра с каждого борта Disco. Ограждений «ноль». Высота моста с пятиэтажку. И все же нам достались, можно сказать, цветочки. Ягодки здесь были (см. видео №2), по крайней мере, с 90-х и до середины «нулевых». 


Да, БАМ вытеснил автомобиль на обочину, но самой стальной магистрали не было бы без автомобиля. Можно даже указать точную марку. «С «КрАЗами» мы бы БАМ не построили,» – сказал мне Виктор, сотрудник известной московской компании такси, а в прошлом водитель-бамовец. Звание «Автомобиль-герой» досталось бы «немцам» с дизелями воздушного охлаждения, самосвалам и грузовикам фирмы Magirus-Deutz (см. видео №1), а также спецтехнике на их шасси.

Эти исключительно надежные, ремонтопригодные и вместе с тем комфортабельные машины, закупленные для сибирских строек почти 10 000-м тиражом советским «Автоэкспортом» в середине 70-х по программе «Дельта», вынесли на себе – в прямом и переносном смысле – значительную часть тяжести работ по прокладке трассы БАМа. Впрочем, считаться славой – дело пустое. По-настоящему оживить БАМ, бамовские города и поселки – вот задача.  

*Цитируется по книге Анатолия Снегура «Ключ Мраморный»