Под блины и хороводы спалить дотла разноцветную Масленицу да с чистой русской совестью проводить зиму-матушку – все эти народные забавы в этом году нам подарила гостеприимная Тверская земля. Тверь-матушка по-соседски распахнула нам свои медвежьи углы, согрела на морозе чаркой деревенского самогона, угостила дивной ухой из селигерского судака и поведала охотничьи да рыбацкие байки.
Жители Тверской земли убеждены, что их губерния – сердце России, откуда берет начало наша главная кровеносная артерия – Волга-матушка. Между прочим, «русское сердце» такое большое, что по площади превосходит Австрию. Но в отличие от этой бережно возделанной и окультуренной альпийской страны, на тверских просторах цивилизация присутствует лишь местами и не всегда бросается в глаза. То, что наше Отечество – один бескрайний медвежий угол, чувствуется даже между двумя его столицами, и чем дальше мы удалялись от Твери, тем это ощущение усиливалось.К тому же путешествовать по средней России в ненастную черно-белую пору, когда все стыдливо обнажено и открыты ее многочисленные зияющие раны, конечно, то еще испытание, но уж никак не повод разлюбить ее, родимую, а скорее наоборот. Тем более что на древней тверской земле что ни город, то вековая достопримечательность, что ни лес – то непременно с редкой дичью, что ни водоем – то, конечно же, с царь-рыбой. А ведь пятьсот лет назад наша родная Московия благополучно воевала с Тверским княжеством за первенство в Северо-Западной Руси. У Твери были все шансы стать во главе земель русских, но Бог сулил иначе…
Сейчас, чтобы заглянуть в сердце России из столицы, надо преодолеть без малого сто километров подмосковного дачного рая. И вот, оседлав обновленный Ford Kuga, мы отправились в путь. Открытый участок автобана до Солнечногорска длиной 40 с лишним километров, возможно, и сэкономит время, но в будний день обойдется в 400 рэ. Зато бесплатное химкинское столпотворение длиной в среднем пять-шесть километров в начале Ленинградки скрашивается радостным осознанием того, что здесь и заканчивается коварный московский плен. Дальше – локальные заторы на светофорах в Солнечногорске и Клину, а за бортом – стандартная подмосковная обочина с торговыми центрами, фастфудом, рынками стройматериалов и придорожными кафе.
Как 800 лет назад Петя загулял
Любой город оживает и перестает быть похожим на другие, когда узнаешь его людей и историю. В X веке новгородские купцы облюбовали особое место на реке Тверца, где со временем устроили бойкое торжище, которое положило начало новому городу. Наши предки задумали его крепким и основательным, как само русское купечество, но, увы, сейчас от былого величия остается все меньше и меньше свидетельств. Историческая застройка ветшает и превращается в руины, и как будто неслучайно предки в последние десятилетия словно напоминают нам о себе через берестяные грамоты: с 1985 по 2011 год их в Торжке найдено аж 19 штук. Самая большая по объему текста – десятая по счету, датируется концом XII – первой третью XIII века. Вот ее перевод: «От Онуфрии к матери. Пошел Петр к тебе, взяв Лазарева коня и плащ. Верните (очевидно, Лазарю) коня и плащ, а самого (Петра) ты пошли сюда. Если же не пошлешь, то пришли мне об этом весть. Кланяюсь тебе и приветствую тебя». Видать, загулял Петя – ни коня, ни плаща, ни его самого. Как жили 800 лет назад, так и живем.Ценителям старины будет интересно узнать, что под Торжком еще уцелели такие усадьбы, как Знаменское-Раек Глебовых-Стрешневых, Никольское-Черенчицы Львовых, имение Полторацких в селе Грузины. Ко всем каменным зданиям в этих поместьях в XVIII веке приложил руку прославленный архитектор, уроженец этих мест Николай Львов. Тот самый, что построил здание Почтамта в Санкт-Петербурге, Невские ворота в Петропавловской крепости и другие знаковые сооружения Северной столицы.
Бывая в Торжке, непременно следует заглянуть в соседнюю деревню Василево, где действует Архитектурно-этнографический музей под открытым небом. Здесь можно полюбоваться старинным деревянным зодчеством и увидеть тот самый Чертов мост из фильма «Ночной дозор». Он собран без единого крепежа из огромных валунов, упирающихся в краеугольный камень. Мост окутан таинственными легендами, которые вам непременно поведают местные экскурсоводы. Кстати, этот мост тоже творение Николая Львова.
GENESIS ARMORTECH A5B5 5W-30: создано для автомобилей FORD
Наше путешествие в очередной раз напомнило известную истину: нет ресурса – нет движения, а движение, как известно, – это жизнь. Греческое слово «генезис» обозначает такую глобальную философскую категорию, как зарождение развития, а французское слово «ресурс» переводится просто – «вспомогательное средство». Всякий процесс жизнедеятельности возникает через генезис и развивается за счет ресурса. ЛУКОЙЛу удалось привлечь уникальные ресурсы и технологии для создания синтетического моторного масла последнего поколения ЛУКОЙЛ GENESIS ARMORTECH A5B5 5W-30. Не случайно оно рекомендовано к всесезонному применению в двигателях автомобилей Ford в соответствии с новой спецификацией Ford WSS-M2C913-D, которая, между прочим, серьезно превосходит более ранние требования «Форда».
Лабораторные и полевые испытания нового моторного масла ЛУКОЙЛ GENESIS ARMORTECH A5B5 5W-30 документально засвидетельствовали, что его использование существенно экономит топливо и снижает выбросы, предотвращает образование вредных отложений в двигателе, защищает его от износа в жестких условиях городского цикла и в условиях повышенных нагрузок, улучшает антиокислительные, антикоррозионные и моюще-диспергирующие свойства. Нельзя не отметить отменные низкотемпературные свойства масла: температура застывания – минус 40° С – гарантирует легкий старт двигателя даже в суровые сибирские морозы. Моторное масло ЛУКОЙЛ GENESIS ARMORTECH A5B5 5W-30 предназначено для использования в высокофорсированных турбированных двигателях легковых и легких грузовых автомобилях как в гарантийный, так и послегарантийный период эксплуатации. Новый продукт разработан на основе высококачественных синтетических базовых компонентов с применением передовой технологии пакета присадок (DuraMax®), увеличивающих ресурс двигателя.
Суровый тверской север
Чем дальше от Торжка в сторону Осташкова, тем гуще и непрогляднее лес, и тем сильнее ощущение глухого и забытого захолустья. Сто двадцать километров пути совсем не балуют частыми населенными пунктами и иными признаками человеческого присутствия. Следует иметь в виду, что такая роскошь, как кафе и заправка, здесь встречаются только в одном месте – на сорок седьмом километре от Торжка, в поселке Кувшиново. Следующий очаг цивилизации – сам Осташков.С давних времен озеро Селигер считалась центром рыбного промысла в Тверской и Новгородской губерниях, но и сейчас эти места притягивают многочисленных рыболовов, которые круглый год оккупируют местные гостиницы, базы отдыха и частный сектор. В разных уголках озера можно найти ночлег на любой вкус, но, несмотря на большой выбор вариантов, надо быть готовым к тому, что цены на гостиницы здесь на порядок выше, чем в других городах. Например, если вполне приличный семейный номер в Торжке на четверых со всеми удобствами можно найти за 2000 рублей в сутки, то в Осташкове аналогичный вариант оценивается минимум в 3000. Что касается услуг для рыбаков и охотников, то одним больше подойдет шикарная койка в деревенской избе за 200-500 рублей за ночь, а другим – скромный коттедж в спа-отеле за 15 000-20 000 в сутки.
Селигер нас встретил по северному сурово. Почти весь первый день непрерывно валил густой снег, а температура опускалась до минус 20 градусов. Мы не ошиблись, что выбрали зимние шины Toyo, которые не дали никакого повода для беспокойства в самых экстремальных дорожных условиях. А временами пурга была такая, что, двигаясь по запорошенным сельским дорогам, иной раз приходилось останавливаться из-за непроглядной снежной пелены. Зато на следующий день облака рассеялись, и взору предстал бескрайний белый космос зимнего Селигера. Так что даже если вас не интересуют ни рыбалка, ни охота, сюда следует приехать, чтобы увидеть эти дивные пейзажи, память о которых сохранится на всю жизнь.
Зимние шины TOYO OBSERVE G3-ICE: безопасность и уверенность на зимней дороге
Февраль на своем последнем выдохе коварен и капризен. Весна уже настойчиво пытается прогнать зиму, а та сопротивляется, и погода в эти дни то смеется, то плачет. За 1100 км нашего путешествия дорожные условия менялись радикально: в течение четырех дней мы пережили минус и плюс, снегопад и дождь, гололед и слякоть. В столь непростых обстоятельствах новые зимние шины TOYO OBSERVE G3-ICE стали идеальным средством, чтобы и водитель, и пассажиры чувствовали себя уверенно и комфортно. И это не случайно, потому что у японской компании TOYO TIRES, которая специализируется на производстве автомобильных шин уже более 70 лет, имеются свои секреты. Среди них – запатентованная технология Nano Balance, которая позволяет создавать резиновые смеси на основе исследований наноуровня, а также программа компьютерного моделирования Т-Mode, по которой проводятся испытания шин с анализом самого широкого спектра воздействующих факторов. Кроме того, при создании шин TOYO OBSERVE G3-ICE использована уникальная технология TOYO «Microbit» – применение в составе резиновой смеси протектора натуральной скорлупы грецкого ореха, частицы которой действуют как микрошипы, усиливая сцепные характеристики шины на льду. Все это обеспечивает безупречные характеристики сцепления и торможения в самых экстремальных зимних условиях. К тому же количество рядов шипов в шинах TOYO OBSERVE G3-ICE увеличено до 20, а их усовершенствованное распределение по поверхности обеспечивает превосходные характеристики на льду, а также снижает уровень шума. Резиновый слой протектора остается мягким и эластичным на морозе, при этом за всю поездку шины не потеряли ни одного шипа! Что касается комфорта, шины Observe G3-Ice показались нам весьма тихими, чего обычно не ожидаешь от шипованных шин. В общем, мы остались очень довольны этими шинами и можем смело рекомендовать их для зимней езды.
Старая Старица
Следующим пунктом нашего путешествия в милую тверскую провинцию стал еще один купеческий город, но уже на берегах Волги – Старица. В незапамятные времена в этих местах располагался город Любим (не путать с Любимом на Ярославщине), пока в конце XIII века ордынцы не стерли его с лица земли. Спустя пять лет, когда на высоком берегу здесь стали строить новую деревянную крепость, в одной из пещер нежданно-негаданно обнаружили старушку, скрывающуюся от татар. В честь этой почтенной бабушки новый город назвали Старицей, а ее облик украсил городской герб.Зато на сегодняшний день полностью восстановлен архитектурный комплекс Свято-Успенского монастыря, который во всей красе раскинулся на противоположном от городища берегу Волги. Городские набережные Старицы идеально подходят для романтических пеших прогулок.
Кроме традиционных достопримечательностей, можно обратить внимание на известные старицкие катакомбы в окрестностях города, а также на объекты так называемого индустриального туризма – заброшенные заводы и фабрики. В результате продолжительной добычи «старицкого мрамора» в известняковых пластах к естественным карстовым пустотам прибавились десятки километров рукотворных пещер. Системы ходов даже имеют свои названия: Ледяная, Лисичка, Капкан и, самое любопытное, Дохлобарсучья.
Любой «побег к корням» можно сравнить с возвращением домой, даже если вы горожанин в четвертом поколении. Провинция для жителя мегаполиса сродни успокоительному средству, которое вводит в легкую эйфорию и одновременно отрезвляет. Вдали от городской суеты всегда медленнее течет время, но самое главное, что здесь гораздо ближе земля и ниже небо.
Новый Ford Kuga: Герой пейзажа
Во время фотосъемки на одной из улиц Торжка ко мне подошел сотрудник ГИБДД, но вместо стандартной просьбы предъявить документы, он опустил ладонь на капот обновленного Ford Kuga и смачно причмокнул: «Хорош!» К счастью, моя персона его совсем не интересовала, зато автомобиль стал поводом для весьма теплой беседы. А поговорить было о чем. В новом облике Ford Kuga действительно хорош. Его «лицо» существенно преобразилось не только за счет другой формы фар, бампера и решетки радиатора, но и благодаря видоизмененному капоту. В задней части модернизированы фонари и слегка «подрихтована» дверь багажника. Салон теперь оснащен 8-дюймовым экраном новой медиасистемы SYNC 3 с русифицированным голосовым управлением, трехспицевым штурвалом с подрулевыми лепестками, другим блоком климат-контроля и кнопкой электронного стояночного тормоза. В условиях российской зимы очень кстати пришлись такие новшества, как обогрев руля, зоны покоя «дворников» и форсунок стеклоомывателя, которые теперь спрятаны под капот.
Тверские просторы мы бороздили на кроссовере с 2,5-литровом мотором Duratec мощностью 150 л.с., который доступен в России только в переденприводном варианте. Версии 4х4 предлагаются с двигателем 1,5 EcoBoost мощностью 150 и 182 л.с. Российские цены стартуют с 1 399 000 руб. за комплектацию Trend c 2,5-литровым силовым агрегатом. Посвежевший Ford Kuga гармонично вписался в зимний русский пейзаж и за все время путешествия не дал ни единого повода для беспокойства, несмотря на серьезные дорожные условия.