Разговоры о сменщике Карлоса Гона пошли еще в 2014 году, когда самому знаменитому из автомобильных менеджеров исполнилось 60. Его контракт заканчивается летом, и еще перед Новым годом рекрутеры начали поиск кандидатуры на президента Renault. Однако Гон остается еще на четыре года!
![Карлос Гон. Гений возрождения](/upload/resize_cache/iblock/9df/440_509_2619711fa078991f0a23d032687646b21/9df952088eba6ac1d20a8ee434dcbf9c.jpg)
Карлос Гон
Глава компаний Renault и Nissan.
Однажды Forbes признал Карлоса Гона «самым трудолюбивым человеком в мире». В самом деле, он – чемпион по совмещению высоких должностей. Скажем, в 2013 году Гон одновременно был президентом и гендиректором Renault, президентом и старшим исполнительным директором Nissan, председателем совета директоров АвтоВАЗа. Добавьте к этому еще пяток должностей в непубличных компаниях! Вы скажете, что это трудоголизм? А может быть, просто здоровая жадность? Ведь за каждую из «нагрузок» Гон получал отдельный оклад и бонусы, бонусы, бонусы…
Этапы пути
Воистину, лучшие управленцы получаются из инженеров. В этом смысле талантливый Карлос Гон был просто обречен на успех, ведь сначала он с блеском защитился в «Эколь Политекник», а затем получил диплом и в «Эколь дей Мин», или, по-нашему говоря, Горном институте. К тому времени он уже владел португальским (родился в Бразилии), арабским (учился в ливанской школе), французским (дом-семья), английским (куда же без него). Гон нашел себе место в Michelin и отдал шинной компании 18 лет, в 1989 году получив кресло президента североамериканского подразделения.![](/upload/medialibrary/f44/f449c485ab00041d3b667b2cd096ef16.jpg)
Между тем Карлос Гон встал в один ряд с самыми выдающимися автомобильными топ-менеджерами (Ли Якокка, Боб Лутц, Эдзел Форд) отнюдь не благодаря производственным подвигам в «Мишлене». Хотя достижения были весомыми – чего стоит один только вывод из кризиса компании Uniroyal-Goodrich, купленной французскими шинниками в конце 80-х. Успехи Карлоса в Michelin привлекли к нему внимание воротил автомобильного бизнеса – в 1996 году он получил приглашение в Renault на должность исполнительного вице-президента и первое задание – спасти южноамериканский бизнес фирмы. Гон рьяно взялся за дело, оправдывая свое «шинное» прозвище «Cost cutter» (в другом варианте – «Cost killer»), что можно перевести на современный язык как «оптимизатор». Гон резал расходы, должности, оклады, и карал, невзирая на чины и звания. Вкупе со стратегическими решениями по развитию бизнеса это дало свои плоды: дела Renault на далеком континенте пошли в гору, а недоброжелателям (коих при таком подходе не миновать) пришлось прикусить языки.
А слава уже стучалась в двери! Приближался 1999 год, который Гон встретил в ранге вице-президента Renault, а японская Nissan – в предбанкротном состоянии – с долгом в 1,4 трлн иен (около $12,5 млрд) и годовым убытком в 750 млн иен (около $6,6 млрд). 27 марта 1999 года Renault и Nissan в лице Луи Швейцера и Йошизаку Ханавы ударили по рукам: за 36,8% акций Nissan Motor и 22,5% акций Nissan Diesel компания «Рено» заплатила 605 млрд иен ($5,1 млрд). В июне того же года в придачу к своим «французским» обязанностям Гон получил позицию исполнительного директора Nissan, и работа закипела.Чтобы остаться, Карлос гон согласился уменьшить свою зарплату в Renault на треть!
И целого «Ниссана» мало
Уже к октябрю 1999 года Карлос Гон представил новый «План возрождения Nissan». Почему «новый»? А потому, что прежде такие планы (правда, не с такими драматичными названиями) появлялись с завидной регулярностью. Скажем, в 1986-м японцы изобрели «Новую корпоративную философию и корпоративные принципы Nissan», однако тогда вливания в новые предприятия, подразделения и модели лишь усугубили ситуацию. Без варяга «ниссановцам» было не обойтись. В самом деле, «свой» ни за что не решился бы сломать фирменную армейскую систему продвижения по служебной лестнице, когда очередную должность работник получал по большей части в связи с выслугой лет, а не за реальные заслуги. А Гон – сломал. Вместе с ней под нож пошло аж пять заводов – три сборочных и два агрегатных – и 21 000 сотрудников, то есть почти каждый седьмой на тот момент.![](/upload/medialibrary/bf1/bf1fe9df51bf071cf464b0976be05c36.jpg)
Гон привел с собой большую группу европейских и евероамериканских управленцев, которые заняли места уволенных японцев, а оставшиеся «аборигены» экстренно засели за английский, который с тех пор стал официальным корпоративным языком Nissan. Попутно Гон сделал все, чтобы распространить влияние Nissan на поставщиков (иных удалось подчинить полностью), с которыми фирму связывали долговременные контракты. Однако амбиции заставили Гона пойти на беспрецедентный шаг. Он совершенно официально объявил, что если в установленные сроки Nissan не достигнет поставленных финансовых показателей, он и его команда уйдут в отставку.
Так, уже по итогам 2000 финансового года Nissan должен был вернуться к прибыльности, а по итогам 2002 финансового года снизить долг вдвое. За три года компания обязывалась представить 22 новые модели и модификации. Расходы на закупку комплектующих, составлявшие около 60% всех затрат, сократить на 20%, и так далее и так далее. Как сегодня мы знаем, уже в 2000 году Nissan стал прибыльным. Само собой, сказались и сокращение расходов, и инвестиции, однако последующие годы полностью подтвердили правоту «ливанского француза». Увольняться не пришлось – наоборот, в июне 2001-го Гона подняли до президента Nissan.
Пенсия на горизонте
В 1999 году Renault выпустила 2,347 млн автомобилей, из них 1,976 млн – легковые, Nissan – 2,455 млн (легковых – 1,911). К 2016-му картина поменялась кардинально: Nissan в совокупности выпустил 5,556 млн машин, Renault – лишь 3,373. Со времен образования альянса «Рено-Ниссан» каждая из компаний лишь однажды опускалась в «красную» зону по прибыльности, да и то ненадолго. Дело было в 2008-2009 годах, когда лихорадило не только мировую автоиндустрию, а вообще всю мировую экономику. Между тем в 2010-м щупальца Гона дотянулись и до Daimler. В рамках «исторического сотрудничества» немецкий концерн получил 3,1% акций франко-японского альянса и такой же процент передал в Renault-Nissan (по 1,55% каждой из сторон). В 2012 году Карлос Гон наложил лапу на АвтоВАЗ, а в 2016-м настала очередь Mitsubishi.![](/upload/medialibrary/7c2/7c248aac404d5bb22c092fecb33cc784.jpg)
Справедливости ради, нужно уточнить, что в этой истории «великий и ужасный» Гон уже играл не первую скрипку. Дело в том, что по мере возрождения Nissan в японской фирме крепли сепаратистские настроения. Японцы постоянно лоббируют увеличение своей доли голосующих акций с тем, чтобы иметь возможность проводить более независимую политику и в конце концов отделиться. Эксперты склоняются, что историю с покупкой Mitsubishi провернули именно «сепаратисты» и провернули, надо признать, виртуозно.
![](/upload/medialibrary/1d9/1d952990f228b600208fa8269d44e964.jpg)
Напомним, как было дело. Mitsubishi по заказу Nissan выпускала для японского рынка две маленькие машинки – Dayz и Dayz Roox (перелицованные Mitsubishi ek Wagon и Mitsubishi ek Space). Поскольку товар был контрактный, в «Ниссане» не проводили свои замеры эксплуатационных характеристик, записывая в паспорт цифры коллег из «Мицубиси». С чего вдруг технари Nissan заподозрили неладное, не ясно, однако, такие исследования были проведены весной 2016 года и обнаружились сильные расхождения в данных. В результате проведенного расследования выяснилось, что инженеры Mitsu не только намеренно искажали процедуру замеров, но в некоторых случаях шли на прямой подлог. Вместо того чтобы замять дело, менеджеры Mitsubishi «разоружились перед партией», акции компании тут же упали на треть, а общее падение курса акций к осени составило почти 50%. По законам жанра кто-то должен был купить стремительно обесценивавшиеся бумаги – Nissan и купил. 34% за $2,3 млрд.
![](/upload/medialibrary/52a/52ac8cf979a27b72b9a66ee605d56df8.jpg)
Дело было в октябре 2016 года – Карлос Гон дал агентству «Блумберг» пространное интервью, в котором поддержал коллег из Mitsubishi в их исканиях, выразил уверенность, что, несмотря на негативный фон, новый член альянса сумеет преодолеть трудности и вообще «добиться успеха можно, только объединив усилия».
Случайно или нет, но только с этого времени позиции Гона начали слабеть: 1 апреля 2017 года он уступил место президента Nissan японцу Хирото Саикаве. В качестве компенсации Гону дали формально более высокое кресло председателя совета директоров Nissan (и аналогичный пост в Mitsubishi), обладатель которого на деле практически не имеет полномочий по оперативному управлению компанией.
![Рисунок: /upload/medialibrary/3e3/3e3824245083b05f5b503635a39f9fbb.jpg](http://www.automobili.ru/upload/medialibrary/3e3/3e3824245083b05f5b503635a39f9fbb.jpg)
Карлос Гон все же сумел получить дивиденды из покупки Mitsubishi, став на закате своей карьеры главой самого крупного автомобильного альянса. Увлекшись соревнованием с Toyota (по плану «Стратегия-2018» Volkswagen должен был стать первым автопроизводителем мира), немцы пропустили вперед альянс Renault-Nissan-Mitsubishi, который продал в 2017 году 10,61 млн автомобилей.
Действующий контракт Карлоса Гона в должности президента и генерального директора Renault истекает летом 2018 года, после чего его ждут еще четыре года плодотворной работы...