Вадима Задорожного, основателя и хозяина музея техники, не так просто застать на месте. У него приличное хозяйство: около 10 тысяч квадратных метров выставочных площадей, больше сотни раритетных автомобилей, а также мотоциклы, самолеты, танки, пушки, ракетные установки, стрелковое оружие… И все это с чистого листа, на пустом месте, меньше чем за 10 лет.
Вадим Задорожный
Основатель и хозяин музея техники.
А какие проблемы у нас встречает человек на этом пути?
Главное — найти правильных мастеров, ответственных, влюбленных, системных, тогда получится все — как на любом производстве. Но у нас еще, не забывайте, ответственность за парады 7 ноября. А ведь кроме танков Т-34, страна больше ничего выставить не может! Техники ходовой просто нет! Если клич кинуть, можно со всей страны собрать десяток государственных «тридцать четверок». И все! И я прекрасно понимаю, что сейчас наступил последний момент, когда можно еще воссоздать этот блок техники, который мог бы в достаточно большом объеме представлять историческое прошлое страны.
И не надо отнимать то образование, тот его уровень, который был в СССР...
Разумеется. Советский Союз был выстроен на академическом образовании царской России. На собственных фундаментальных научных школах математики, химии, физики, географии. А школа отечественной инженерии? Это сумасшедшая школа! А сейчас — стоп! Все это выродилось, продолжения нет. Вот это меня больше всего тревожит. На заводах нет специалистов, которые могли бы работать качественно. В авиационной промышленности нет конструкторов и инженеров, продолжателей традиций Туполева и Ильюшина и многих талантливых конструкторов всех областей. Деньги есть, а рук нет. Нет ничего. Все разбалансировалось, машина едет туда, непонятно куда, непонятно зачем. Сегодня самое главное, чтобы у страны было направление. А тут каждый — кто куда. Самое главное, чтобы у Страны была не опоздавшая молодежь. Главное, чтобы у Страны были успевшие Правители.
Да, вера в великую страну.
Конечно! И мы были готовы сражаться — в Афганистане, где угодно — за страну, за родину против ее врагов. Во всяком случае, среди моего окружения, когда я служил в армии, именно так все и было. Мы любили Родину, мы верили, хотели ее защищать, воевать за нее — все это у нас было в корнях. Была такая красивая идея — служить Родине. Мы опоздали. Пришло другое время, совершенно непонятное, гах и сражениях, про которые они прочли в книжках. Они очень хотят знать историю наших побед. Не надо этого отнимать.
Там, наверное, можно будет и сдать нормы ГТО?
И сдать нормы, и преодолеть полосу препятствий. Любой городской мальчишка хочет быть героем. Кэндзабуро Оэ в романе «Опоздавшая молодежь» подробно рассказывает о том, что вся японская система образования была «заточена» на подготовку человека-воина и гражданина, который должен был умереть за идею императорской Японии, вообще за Японию. Именно в этом идея бусидо, идея самурая. Но война закончилась, мальчишки опоздали умереть, но из себя-то этот настрой, это воспитание не выбросишь — так и возникла японская идеология «опоздавшей молодежи». Но мы в каком-то смысле тоже опоздавшая молодежь, потому что в 70–80-е годы мы жили подругим стандартам. И у нас был настоящий патриотизм, не придуманный!
Аэродром?
Аэродром 1936 года. Под Медынью — это в Калужской области. И там же мы хотим собрать тяжелую технику — танки. Уже второй парад на Красной площади летает. Можно будет прыгнуть с парашютом, пройти курс молодого бойца.
Не надо забывать, что «войну» за созда-
ние в послевоенной Германии процветающего демократического общества выиграл немецкий учитель — прусский учитель, как сейчас говорят. И у нас «войну» за общество должен выиграть учитель, наставник. Только он может создать культурный пласт образованных людей, любящих страну.
А где базируетесь?
Частично в Жуковском, частично — в Новосибирске. А сейчас будем восстанавливать аэродром Второй мировой войны совместно с ДОСААФ.
Но объектами музея являются не только автомобили?
Здесь собрана коллекция, представляю-щая историю мировой техники. Техника — это и автомобили, и мотоциклы, и авиационные раритеты. Одно из направлений — реставрация отечественных самолетов — как советских, так и российских. Самолеты же времен Великой Отечественной войны выделены в отдельную программу «Крылатый памятник победы». Мы готовили большое шоу к столетию авиации, и я с гордостью скажу, что только в нашем музее есть эскадрилья «живых» летных машин-ветеранов, и другой в России нет! Мы летаем на наших машинах со «звездочками» в самых разных точках мира — и в Англии, и во Франции, и в Арабских Эмиратах — и наше военное героическое прошлое повсюду вызывает восторг.
А по какому принципу вы ищете и выбираете экспонаты?
Это внутреннее чутье. Я стараюсь собирать шедевры, наиболее харизматичные, интересные экспонаты, которые могли бы дать представление о той или иной эпохе машиностроения, мотостроения, танкостроения, авиастроения. Что-то ищу, что-то нахожу, покупаю на аукционах. Что-то было куплено раньше, что-то вымениваю. Кое-что предлагают, есть свои, скажем так, поставщики. Сегодня интересных машин в России практически не осталось: они или уехали за границу, или осели в частных коллекциях.
Что, с 1929 года колеса не спустили?
Представьте, нет. И у машины Сталина то же самое. В колесах – воздух того времени!
Которую он водил?
Да. Которую он сам лично водил. Из машин исторических персонажей…Машина контр-адмирала Хорти. Это фашистский диктатор, венгерский. Машина Генриха Шлоссера — главы химического концерна Германии, одного из главных сподвижников Гитлера. Очень интересна машина заместителя наркома авиационной промышленности Михаила Иванова — «Бьюик» 1929 года с пробегом всего в несколько тысяч километров. Машина, по сути дела, была расконсервирована только в конце 80-х — начале 90-х годов. Она была, видимо, получена чиновником, когда он ездил в Америку покупать авиадвигатели. Эту машину погрузили на корабль, наверное, в качестве какого-то «отката». Или как подарок, в знак благодарности. Но по мере приближения к России, Иванов, судя по всему, стал понимать, что он сделал что-то не так. И когда он приехал в СССР, машину почти тайно вывезли в Малаховку и спрятали. И эта новая машина простояла в гараже до конца 90-х годов. В родной покраске, с родным салоном, с родными колесами. Была бережно закрыта одеялами и намазана толстенным слоем крема «Балет». Был такой коллекционер Михаил Стацевич — к сожалению, он умер не так давно. Он сумел сохранить этот автомобиль для музея.
А у Сталина какая?
ЗИС-115. Броневик. С теми же стеклами, потемневшими от времени. Через окна этой машины Сталин смотрел на советскую империю. В этой машине сидит манекен Сталина, правда, не на привычном для него месте — он не сидел сзади, а предпочитал боковое кресло. Потом машина, которую
Брежнев подарил в свое время лидеру ГДР Хонеккеру. Хонеккер на этой машине встречал Фиделя Кастро и Эрнесто Че Гевару.
Есть машина, на которой ездил Гагарин, машины Горбачева, Ельцина, Патриарха Пимена. И, конечно, машина Брежнева, в которой он сам сидел, — короткий ЗИЛ двухдверный.
Есть экспонаты, которые вам особенно дороги?
Я люблю каждый экспонат и к каждому отношусь с уважением. Как семья, в которой много детей. Как можно одного любить больше, другого меньше? Но с точки зрения истории, конечно, есть интересные экспонаты. Например, «Гроссер-Мерседес-770», который принадлежал Гитлеру. В этом бронированном кабриолете он принимал парады. Это, безусловно, из мировых топов. И сразу же перед тобой возникает образ фашистской Германии. Через эту машину — через ее формы, облик — можно понять симпатии, взгляды, саму идеологию нацизма. Потом эта машина была подарена Павеличу — диктатору Хорватии. А когда к власти пришел Броз Тито, он подарил эту машину Сталину. Но Сталин посчитал, что непатриотично ездить на этом кабриолете — машине врага, и подарил ее первому секретарю Узбекистана. И уже много лет спустя, в 90-е годы, я вытащил ее к себе. Еще один очень интересный автомобиль — бронированная машина Сталина. Машина Гитлера еще в реставрации, а машина Сталина уже в экспозиции. Рядом — машина Берии, ЗИС-110 Б кабриолет.
У вас здесь какое-то невероятное место. А как вообще это «царство» возникло?
В нашей стране большая проблема с гордостью — с гордостью за Родину. С тем, что мы называем патриотизмом. И сам по себе музей — это, прежде всего, уважение к нашему историческому прошлому. Любой человек в конце концов обязательно задает себе вопрос: что я сделал, зачем я живу на земле? Поэтому строительство музейного объекта, в данном случае — технического, автомобильного, военно-исторического — это попытка создания абсолютно бескорыстного пространства, попадая в которое любой человек испытывал бы чувство гордости за то, что он живет в России. Делаю это для того, чтобы показать, что у нашей страны все еще впереди. Я верю, что у нас есть еще надежда. И радуюсь, когда тысячи детей приходят сюда в субботу-воскресенье, радуюсь, когда вижу изумление иностранцев, осматривающих музей и удивляющихся тому, что в России это возможно.
Сама реставрация — это же очень затратный процесс?
Да, конечно. Все достаточно дорого. По сути дела, если машину расшивать, переделывать — не важно, какая это машина, 50-х годов или машина более ранняя, — времени и сил уходит очень много. Хорошая реставрация стоит от ста до двухсот тысяч долларов. Одной машины.
Естественный вопрос человеческий: сколько же стоит такая коллекция?
А сколько стоит жизнь?
Автомобили, которые стоят в музее, они все на ходу?
Любой автомобиль можно завести. Все машины ездовые, от первой до последней! Это главное качество музея живой истории. Все живое.
А сколько всего у вас машин?
Более сотни автомобилей, сотня мотоциклов, такое же количество техники в реставрации. Но остро не хватает площадей. Сейчас экспозиционная площадь — 9700 квадратных метров. Надо строить новое здание, гораздо большее, чем нынешнее. Моя идея — создать российский музей техники, лучший в Европе.
Вы себя ощущаете больше как коллекционер, историк, музейщик?
Прежде всего, музей — это самое важное из того, что я сегодня делаю. Я отношусь к этому как к главному делу жизни. Все, что «за музеем», только для того, чтобы музей существовал. Я — хранитель. Все экспонаты любовно сбережены для сегодняшнего дня и для будущего. Считаю, что музей — это не собирательство, а сохранение.
Вы представляете, как устроена реставрационно-коллекционная автомобильная часть?
Конечно. Реставрация машин — это как реставрация живописи. Здесь человек должен не просто обладать техническими знаниями для ремонта машин. Во-первых, он должен быть подкованным автомобильным историком, потому что любое нарушение — это уход от оригинала. Поэтому мастера, которые занимаются реставрацией, досконально знают автотехнику 20–30-х годов, крайне увлечены своей темой и обладают хорошими знаниями ремонтной базы автомобилей того времени. Эти созидатели — фанаты. В России, думаю, таких людей всего несколько десятков — специалистов историков, реставрирующих автомобили.
Земля, конечно, наверняка приносила бы больше денег, если бы построить какую-нибудь коммерческую недвижимость.
Мы вот начали разговор о деньгах...Деньги… люди… цифры. У богатейших людей на счетах сотни миллионов долларов, но это люди-цифры: они живут с этими цифрами и умирают. На цифрах их жизнь начинается и на цифрах заканчивается. Понимаете? А необходимо переключение в созидание, в красоту. Красота спасет мир — так и надо понимать, дословно: именно красота спасет мир. Добро и красота. Поэтому музей имеет отношение не к бизнесу, а к чувству любви к Родине. Моя позиция — гражданская позиция.
Давно вы начали свою музейную деятельность? Как удалось получить землю под музей?
Музей основан в 2003 году. Тогда был заложен первый кирпич. И через год здесь уже был музей. Тогда это было недорого. Взлет сумасшествия произошел значительно позже. Брал землю в аренду, потом строил. Поэтому здесь не было каких-то космических денег.
…быть на самофинансировании?
Да, самофинансирование, позволяющее не получать от государства никаких дотаций. Полное самодотирование за счет аренды помещений здесь, в музейном комплексе. И все средства идут на музейные нужды.
А ваш музей можно назвать бизнесом?
Нет, это образ жизни. Никакого отношения к бизнесу музей не имеет вообще. Это же касается и реставрации. Машины реставрируются только для музея и потом выставляются. Я не продаю машины. Когда появляются деньги, приобретаю и реставрирую машины, которые раньше были найдены в России или куплены за границей. Сбор идет везде и всюду, но на сегодняшний момент я больше занимаюсь реставрацией, потому что уже собрался достаточно большой парк автомобилей, которые нужно восстанавливать. Цены на машины очень резко выросли, поэтому я довольствуюсь тем, что у меня уже ждет реставрации. Мы живем только за счет того, что часть этажей арендуется, и те поступления, которые идут с аренды, вкладываются в развитие. Такая экономическая схема, позволяющая…