6 Апреля 2020, 16:15

Когда-то в прошлом веке, во времена СССР, в этом мы были впереди планеты всей. Приятно все-таки жить в большом, служить в Большом, иметь большой — имеется ввиду государство, театр и автомобиль.

Балерина и Большой
Екатерина Шипулина
Российская артистка балета, прима-балерина Большого театра, народная артистка РФ
Государства уж нет, автомобили плохо получаются, зато в балете мы по-прежнему — №1. Так говорит Екатерина Шипулина.

  • Екатерина Шипулина — ведущая солистка балета Большого Театра

  • Родилась в Перми в семье артистов балета

  • С 1989 по 1994 гг. училась в Пермском хореографическом училище, с 94-го по 98-й — в Московском (класс Людмилы Литавкиной), позже преобразованном в Московскую государственную академию хореографии. По окончании академии была принята в труппу Большого театра

  • Педагог-репетитор — Марина Кондратьева

  • Неоднократный лауреат международных конкурсов артистов балета (1999, 2001), обладательница приза «Душа танца» (2004), победительница конкурса «Золотая лира» (2005)

  • Танцует в балетах: «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Спартак», «Баядерка», «Легенда о любви», «Светлый ручей», «Золушка», «Корсар»

БОЛЬШОЙ ТЕАТР

Современное здание Большого театра было построено архитектором Осипом Бове в 1824 году на месте сгоревшего Петровского театра. Открытие сцены состоялось 18 января 1825 г. прологом «Торжество муз» на музыку А. Верстовского и А. Алябьева. Новое здание Большого театра стало одним из красивейших театральных зданий в мире, совершенным по классической архитектуре.

Начиная с 40-х годов XIX века в репертуаре Большого театра появляются оперы В. А. Моцарта, Дж. Россини, Г. Доницетти, В. Беллини, Д. Обера и других.

Важнейшим событием в истории Большого театра стали оперные постановки основоположника русской классической музыки Михаила Глинки: «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила», заложившие основу национального клас-сического репертуара.

В марте 1853 г. разрушительный пожар оставил лишь наружные стены Большого театра и передний фасад с колоннами. Здание было восстановлено и несколько перестроено архитектором Альбертом Кавосом и открыто в 1856 г. В таком виде, лишь с небольшими переделками, оно существует до сих пор.

Екатерина Шипулина

История Большого театра тесно переплетена с историей русской классической театральной школы. Оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа», бале-ты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» навсегда вошли в золотой фонд национального репертуара.

С Большим театром неразрывно связаны имена корифеев русского театра: Леонида Собинова, Антонины Неждановой, Федора Шаляпина, Галины Вишневской, Тамары Милашкиной, Елены Образцовой, Бэлы Руденко, Владимира Атлантова, Майи Плисецкой, Екатерины Максимовой, Аллы Михальченко, Владимира Васильева, Мариса Лиепы, Михаила Лавровского, Юрия Владимирова и многих других.

За дирижерским пультом оперных и балетных спектаклей Большого театра стояли Ипполит Альтани, Вячеслав Сук, Сергей Рахманинов, Ульрих Авранек.

Последние несколько лет фасад Большого театра скрыт за строительными лесами. На реставрацию выделено около 20 млрд руб., а закончить ее обещают к лету 2008 г.

Екатерина Шипулина

НОВАЯ СЦЕНА

Музыкальное искусство, воплощенное сухим языком цифр и констант. Проектирование новой сцены шло шесть лет, еще семь длилось само строительство. Акт о приемке Новой сцены Большого театра подписан 22 ноября 2002 г., а еще через неделю здесь уже давали оперу Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка». Главной творческой задачей при строительстве оперного театра было создание совершенной акустики зрительного зала. Подковообразная форма и ярусная структура, точно выбранный объем воздуха на одного зрителя обеспечивают равномерность звукового поля и оптимальное время реверберации. Новая сцена построена с естественной адаптивной акустической системой, параметры которой со временем должны приблизиться к условиям основной сцены Большого театра.

Екатерина Шипулина

ПРО ЖИЗНЬ

Кто придумал, что автомобиль для женщины должен быть маленьким и красным? У него должен быть легкий руль и много места.

Я стекла затонировала — меньше хамят и подрезают.

Большой театр — большая конкуренция. Как на пороховой бочке. Спокойно жить нельзя.

Сначала на Новой сцене было непривычно — как будто в Дом культуры переехали. Но все познается в сравнении. Куда ни приедешь — в Париж, Лондон — вроде все хорошо. Но дома — лучше.

Многие рожают и опять выходят танцевать. Некоторые так хотят работать, что до седьмого месяца играют на сцене, хотя костюм не сходится.

Хрупкие стали мальчики. А половина и не мальчики совсем.

Мы все-таки №1. У них там есть отдельные личности-бренды, но как школа, система — мы выше всех. Наших педагогов растаскивают по всему миру.

У нас есть балет с перенесенной американской хореографией Тарп, так мы там в кроссовках по сцене 40 минут бегаем — можно уже в соревнованиях по легкой атлетике участвовать.

Балерины тоже едят стейк. Нам ведь нужно прыгать. Ведь если не есть, откуда силы взять? Некоторые, действительно, не едят, вид у них измученный, но не знаю, долго ли они протянут.

Екатерина Шипулина

Некоторые музыканты, которые в яме сидят, пьют и ничего не делают.

В 10.00 начинается «класс» — специальная подготовка, разминка, тренировка. C 12-ти до 15-ти — репетиция или прогон. Вечером — спектакль.

Ты не можешь отсебятину нести на сцене.

Перед выходом на сцену захватывает дух.

Неблагодарная работа. Cам о себе не позаботишься, никто не позаботится.

Раньше это было престижно, за границу ездили. А сейчас — никакого уважения. Публика рукоплещет, а за кулисами… Террариум.

Екатерина Шипулина

ПАЧКА
Специальное платье корсетного типа. К каждому спектаклю шьют в мастерской театра, даже не одно. Расшита бывает серебром или золотом и стразами.

ПУАНТЫ
тоже шьют в мастерской, или в фирме Гришко. На 3 недели на гастроли возила с собой 40 пар. А сейчас я покупаю в Америке — одна пара полгода держится. Они пластмассовые внутри, их можно в стиральной машине стирать — поставишь на полчаса на 30 градусов, потом, правда, нужно надеть на ногу, чтобы не сели, и феном просушить, и все.

Сейчас отдавать детей в балет — просто преступление. Колония строгого режима: занятия c 9-ти утра до 6-ти вечера. На детей орут, давят, я знаю, родители даже на липосакцию девочек водят. Это со стороны все кажется красиво.

Единственный плюс — на разные безобразия времени нет.

У меня родители балетные. С детства в театре, поэтому куда еще было податься?

Сейчас беспечные все какие-то: трубачи ходят боксом занимаются, пианисты в хоккей играют, скрипачи — в боулинг.

Я уже два года собираюсь с парашютом прыгнуть. Один раз меня сбросила лошадь.

А вообще все хорошо. Мы жалуемся, потому что зажрались, наверное.


Журнал «Автомобили», декабрь 2007 года