-
Родился в селе Чкалово Запорожской области 12 декабря 1951 года
-
Заслуженный мастер спорта СССР по спортивному туризму, член Союза писателей России, Союза художников СССР и Союза журналистов России
-
Капитан дальнего плавания, совершил 4 кругосветных путешествия, 15 раз пересек Атлантику
-
Первый путешественник в мире, который покорил пять полюсов нашей планеты: Северный географический (три раза), Южный географический, Полюс относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, Эверест (полюс высоты), мыс Горн (полюс яхтсменов)
-
Первый россиянин, которому удалось выполнить программу «Большой Шлем» (Северный полюс, Южный полюс, Эверест)
-
Побывал на высочайших вершинах всех континентов (включая Европу – Эльбрус, и Азию – Эверест)
-
Священник Русской православной церкви
Я преподаю в Современной Гуманитарной Академии, оттуда и на пенсию уходил. Наш ректор Михаил Петрович Карпенко ездит на «Волге», хотя он богатый человек и мог бы купить Mercedes-Benz. Однажды его спрашиваю, а почему вы не ездите на иномарке? «Федор Филиппович, как вы себе представляете: я, Герой соцтруда, и на «Мерседесе»?!» Ну да, не он же под этой «Волгой» лежит, не он же ее ремонтирует… Вот я и подумал, почему бы нашему президенту Путину не ездить на ЗИЛе – не ему же им управлять, не ему же его чинить? То же самое и патриарх. Стыдно, когда патриарх едет на Mercedes. Неужели нельзя сделать отечественный автомобиль для первых лиц?! Какая разница президенту, сколько он жрет бензина, как часто ломается! Но зато – это патриотизм. Шаг за шагом мы начнем тогда продвигать свою продукцию. Ездил бы патриарх на ЗИЛе, совсем другое ощущение бы создавалось. Это же штучное производство. Сделайте два экземпляра, пять, хотя пять – уже много. Руками его соберите, пусть даже и двигатель другой поставьте, никто не будет этого видеть. А вот то, что патриарх едет на отечественной машине, будет всем известно. Поэтому я и хочу на «Дакар» на «Патриоте»! Как бы еще узнать, можно ли на «Париж–Дакар» на квадроцикле… Можно? Так-то оно даже лучше, я мог бы тогда его на отечественном квадроцикле проехать! Мне бы только квадроцикл дали, а уж найти деньги на стартовый взнос, спонсоров там – это мое дело.
Мне кажется, что наша страна во многих областях очень сильно отстала. Я хоть и старый человек, но очень за это переживаю. Вот недавно французы построили яхту и обошли на ней вокруг света за 45 дней. Мы, Россия, отстали от них на 50 лет. Мне обидно, что французы могут профинансировать и построить яхту, на которой будут установлены мировые рекорды, достижения, которые казались невероятными, а у нас есть газ, нефть, мы все это продаем в Европу, наши богатые люди покупают огромные яхты за 20, 30, 40 миллионов долларов, но построить сами такую вот яхту для рекордного плавания мы не можем. А стоит она всего 5 миллионов долларов. Но подвижки нету! То же и «Дакар». Мы присутствуем все еще слабо. КамАЗы – и все. А как же «джипы», квадроциклы? Надо участвовать, поднимать престиж страны! Тут, как говорится, нужно step by step идти вперед. Конечно, мы не выиграем «Дакар» с первого раза. Может, вообще никогда не выиграем, но выиграют наши дети. Но мы должны начать. Представьте, мы поедем на нашем квадроцикле. Пускай он сломается, пускай он придет последним, пускай уже под закрытие гонки, но это будет уже шаг вперед.
Я третий раз участвовал в кругосветном плавании, это была гонка Чарльстон-Чарльстон «Around Alone», но как яхтсмен, как гонщик, я слабый. Моряк-то я большой, шесть кругосветных плаваний, но как гонщик – нет. Яхту мне купили списанную за 150 000 долларов, никому не нужную, но и на нее мы еле-еле наскребли денег. А все яхты моих конкурентов стоили 2 миллиона, 3 миллиона – гораздо больше, в общем. А мне никто не купил, потому что в послужном списке у меня нет хороших результатов в гонке. На старт вышло семь яхт: французы, англичане, новозеландцы, из ЮАР и так далее. Очень сложная гонка, в одиночку. Началась гонка, другие яхты тут же вперед умчались, а я отстал. И мне везет: идет ураган, завалил яхту соперников. А я же отстал – и ураган прошел передо мной. Если б я в него попал, то первый бы яхту завалил. Так и шел. То впереди урагана, то позади. Они-то на пределе идут, а у меня с самого начала цель была одна – дойти до финиша. В итоге к мысу Горн остались только три яхты: итальянец, француз и я. Кто-то сошел с дистанции, кто-то даже погиб, а я дошел. И пусть уже закрылся финиш, но я дошел. Мне потом говорили: «Федя, ты же последний!» А я отвечал: да, последний, но я же дошел, я же справился. Да, я последний, но, с другой стороны, я третий. Это с какой стороны посмотреть! Разве я виноват, что никого за мной, что все сломались или сошли с дистанции. То же самое и здесь: главное – дотянуть до конца. Дотянуть и доказать, что наша отечественная техника может пройти по такому сложному маршруту, как «Дакар».
Это как с Эверестом. 20 лет назад я был на Эвересте со стороны Непала – это была первая российская экспедиция. А сейчас я поднимался со стороны Тибета. Кто-то говорил: «Куда этот старый снова прет?» (Смеется.) Но я так скажу: молодежи-то нету на Эвересте. Почему? Молодежи мешают амбиции. Молодому не интересно быть последним, он хочет быть первым, ставить рекорды – быстрее всех, дальше всех, выше всех. Но никто не даст денег на молодого гонщика или яхтсмена, у которого нет достижений. А 2012 – знаковый год. Вот смотрите: тридцать лет первой советской экспедиции на Эверест, двадцать лет первой российской экспедиции. Решили организовать экспедицию, но молодежи, готовой идти, не нашлось. Тогда собрались мы, старики, и решили идти сами. Сергею Богомолову – 61 год, мне – 60 лет, Ване Душарину – 64 года, Александру Абрамову – 50 лет. Представляете? Собрались старые люди! (Смеется.) Да, мы не молоды, у нас, может быть, нет столько сил, но у нас есть опыт. Я поднимался на все высочайшие вершины всех континентов, Абрамов в третий раз шел на Эверест, Душарин – в четвертый, а у Богомолова четыре восхождения на восьмитысячники. Ну, мы стоим и рисуем маршрут, где и как пойдем наверх. Подходят к нам китайцы, они там всем заправляют, и говорят: 7 высочайших вершин, значит, вы пойдете первыми. А все почему? Раз первые – значит, должны идти точно по графику, без задержек. Там ведь как: висит одна веревка, по которой все и поднимаются по очереди. Часто бывает, что одна группа задержится, и ее догоняет другая. Вынуждены стоять, ждать, мерзнуть. Кислород расходуется, начинается волнение, иногда и столкновения. А мы пусть и не такие молодые, но опытные. Мы знаем, как нужно идти, как правильно дышать, сколько вдохов и выдохов, сколько шагов в минуту, как не сбиться с ритма, как не торопиться. В итоге мы и шли минута в минуту, как часы. Мы если крюк вобьем, то он будет стоять до следующего года. И дело не в силе – у нас ее уже не так много и осталось, дело в знаниях, в опыте.
В 1990 году я в одиночку ходил к Северному полюсу, и никто с тех пор в нашей стране не повторил мой путь. Любой молодой человек, который сейчас пойдет по этому маршруту, пройдет быстрее меня – не за 72 дня. Сейчас другая техника, лыжи, экипировка. Да и сил у молодого человека больше, можно преодолеть это расстояние за 60 дней. Но не хотят! Бюджет нужен, условия. А я говорю: да вы выйдите, попробуйте, побьете меня даже без большого бюджета!Приезжаю, и все погонщики говорят: «Федор, мы читали вашу биографию, это очень хорошая биография, но пройти 1800 км через Аляскинский хребет на собачьих упряжках, это не на Эверест подняться. Пройти вокруг света – это легко, дойти до Северного полюса – это каждый может, а вот на собаках через Аляску – это трудно!»
Я вот что скажу. Сейчас в футбол вкладываются колоссальные деньги, из-за рубежа приезжают хорошие футболисты, но мы же знаем, что наша команда все равно не выиграет. Так значит, надо не из-за рубежа привозить, а своих воспитывать. Нужно искать самородков, таких талантливых ребят, как Стрельцов, как Яшин. Они же были раньше, значит, и сейчас их можно найти. Вот сейчас наша сборная по яхтенному спорту полностью провалилась на Олимпийских играх. А все почему? Потому что денег у федерации нет, берут только тех детей, родители которых богаты и могут оплатить все расходы. И они не хотят, чтобы их дети тренировались в Мурманске, Архангельске или во Владивостоке. Им нужна Хорватия или хотя бы Крым. А чему можно в Хорватии научиться? Ла-Манш холодный, это же совсем другое дело, к нему надо готовиться в бухте Провидения, на севере… Но сама система требует, чтобы брали «беленьких и пушистых» мальчиков и девочек. Моя же философия в том, чтобы брать снизу и вытаскивать наверх, чтобы добиваться успеха с малыми средствами. Конечно, можно взять лучшего тренера, лучшую технику, но это не мой путь.
Журнал "Автомобили", ноябрь 2012 год