Алексей Васильев с командой на двух «двадцать первых» «Волгах» принял участие в исторической версии ралли «Монте-Карло» – Rallye Monte Carlo Historique – самом престижном и, как оказалось, очень серьёзном соревновании на классических автомобилях. С дебютантом-раллистом беседовал Александр Кобенко.
Алексей Васильев
Автогонщик
Алексей Васильев: Благодаря советскому детству, дому пионеров, секции картинга, я с 14 лет привык строить то, на чем мне гоняться. Техническая суть вопроса подготовки машины, можно сказать на молекулярном уровне – от болтов и гаек, для меня всегда интересней, чем купить что-то готовое или заявиться в уже готовую команду. Автоспорт для меня – это прежде всего создание боеспособного автомобиля, работа инженера-механика. А выиграет он или нет… Очевидно, что выиграет, потому как всё в нём будет отвечать твоим требованиям.
А.К.: И с «Волгой» было то же самое?
А.В.: И с «Волгой» была та же самая история. Прежде всего это очень красивый автомобиль из очень красивой эпохи. И меня давно уже будоражила идея сделать его быстрым. Прелесть «Волги» ещё и в том, что Горьковский автозавод и его смежники за десятилетия выпуска «волговско-уазовской» группы деталей довели, наконец, агрегаты и узлы до такого уровня надёжности, что их можно брать в спорт буквально из магазина и строить нормальный автомобиль. Подвеска – неубиваемая, запас прочности шасси – неисчерпаемый, коробка передач, сцепление, главная передача – всё уже пересчитано на большую мощность современных двигателей «Газелей».
А.К.: Так много ли осталось, собственно, от ГАЗ-21?
А.В.: От серийной «Волги» ГАЗ-21 остался только кузов, по большому счёту. Точно так же, как спортивные «Волги», на которых в 60-е годы выступали и заводская команда «Торпедо», и сборная СССР, имели мало общего со стандартными машинами. Мы нашли на ГАЗе внутризаводские отчёты первой половины 60-х по испытаниям двигателей, коробок, рессор, мостов для «Волги» следующего поколения – ГАЗ-24, которые проводились в том числе и на международных соревнованиях, в частности, на ралли «Монте-Карло». Следовательно, тогда спортивные ГАЗ-21 везли в себе агрегаты будущей «двадцать четвёрки». Спортивные машины – это же всегда эволюция серийных. И те «торпедовские» «Волги» – не исключение. На серийных машинах нечего было делать ни на «Тысяче озёр», ни на «Акрополисе», ни на «Монте-Карло». И наши это поняли ещё на первых стартах в самом конце 50-х годов. И сегодняшние «Волги» – «монтекарловки», как мы их зовём, – это, по сути, эволюция эволюции тех машин, что готовились для сборной страны в 60-х. У всех основных агрегатов «газовское» происхождение. Мы хотели ехать на автомобилях марки ГАЗ, как если бы они были построены сегодня в «торпедовской» команде, в экспериментальном цехе завода. Такой команды уже давно нет, но есть история и мы её продолжатели. Например, мы используем 3-литровый мотор УМЗ-4216 от «Газели». И мало кто знает, что прототип этого мотора был применён ещё в начале 1968 года – «Волга» с таким двигателем поднялась на второе место на ралли «Эфиопия». По отчётам он развивал 120 л.с. Сегодня за счёт спортивных карбюраторов Weber и разных настроек нам удалось поднять мощность до 200 сил. На одной из наших машин стояла легковая 5-ступенчатая коробка от «Волги» последнего поколения, на другой – коробка от «Газели». Обе выдержали. Задний мост – также от последних «Волг», они были рассчитаны ещё в советские времена на применение моторов V8 от «Чайки». Поэтому всё надёжно.
А.К.: Есть какой-то смысл в цветовом сочетании «чёрный кузов, белая крыша»?
А.В.: Это фирменные цвета заводской команды. Наверно, когда горьковчане впервые выехали на международные ралли, то увидели, что все команды выделяют себя определенным цветом. Например, Mini – красные с белой крышей, Citroen – голубые с белой крышей. А поскольку самый респектабельный цвет для «Волги» – чёрный (кстати, на старте конферансье обозвал её «машиной дипломатов», что в принципе верно), то спортивные ГАЗ-21 стали такими – чёрный низ, белый верх.
А.В.: На ГАЗе нам отрегулировали задний мост одной из «Волг», подарили про запас два генератора, два стартера и коробку передач. Первым стратегическим партнёром нашего проекта была компания Motul, и её масла стали не последним гарантом надёжности машин.
А.К.: Сколько времени заняла постройка?
А.В.: За год я построил три машины. Две из них поехали в Монте-Карло. Сварить кузов, каркас безопасности, установить двигатель, коробку… Это не сложно и довольно быстро. Самое долгое и муторное – это мелочёвка: винтики, гаечки, шайбочки, тросики, контакты, проводочки и оригинальная деталировка. Молдинги, эмблемы, бампера, фонари, ободки фар… ГАЗ-21, замечу, не выпускается уже 49 лет! И поди, найди просто так «ромб» на левую дверь, например. Чтобы укомплектоваться всем этим, приходилось неделями прочёсывать рынки и гаражи Москвы и Подмосковья. Зато я теперь знаю всех старьёвщиков и барыг – у кого советский хром, у кого – китайский.
А.К.: Получается, что «Волга» строилась специально для «Монте-Карло». Почему ты, гонщик-кольцевик, решил ввязаться именно в это ралли?
А.В.: Это великая гонка с более чем вековой историей. Русские гонщики Андрей Нагель и Вадим Михайлов на «Руссо-Балте» участвовали во втором по счёту ралли «Монте-Карло» в 1912 году. Есть какая-то магия уже в самом названии. Потом советские ребята на «Волгах» и «Москвичах» выступали там в 1964 и 1965 годах. Благодаря им, «Волга» ГАЗ-21 и допущена сегодня к стартам в сегодняшней исторической версии. Rallye Monte Carlo Historique (RMCH) проводится для машин, хоть однажды отметившихся в Монако в 1955-1980 годы.
Многие мои друзья неоднократно агитировали меня ехать RMCH на Jaguar, например, или на BMW. Но, как я уже говорил, автоспорт для меня начинается с постройки машины на гонку. И, зная историю той советской «торпедовской» команды, как части Горьковского автозавода, решил строить именно «Волгу». И считаю, что несмотря на габариты и массу, у ГАЗ-21 есть шансы бороться за высокие места. Это вопрос опыта.
А.К.: А что было с советской командой на ралли «Монте-Карло»?
А.В.: Дебют состоялся в 1964 году. Три «Волги» и два «Москвича-403». В первые два дня в ДТП были разбиты обе технички. И всё имущество команды, запчасти, сменную резину, даже примусы, гонщикам пришлось везти «на себе» в боевом темпе. При том, что машины не отличались большой мощностью – всего 98 л.с. У них не было никаких шансов, конечно, но все пять зачётных машин дошли до финиша, тогда как больше половины соперников отвалились по пути в Монако. В тех условиях – безусловный спортивный подвиг.
А.К.: Ты объездил множество самых разных гонок. В чём «фишка» именно этого исторического ралли?Из 325 стартовавших экипажей финишировало 238 – каждый четвертый сошел
А.В.: Во-первых, здесь своя атмосфера. Фантастические пейзажи, пальмы растут, и калейдоскоп погоды: тропический ливень, снежная буря, солнце, тьма – всё может смениться в один час. Фантастический парк автомобилей – все легенды спорта 50-70-х годов: Lancia Stratos, Lancia Fulvia, Porsche 911, Porsche 956, Mini Cooper, Jaguar E-Type, Alpine-Renault, Renault-Gordini… 325 экипажей! Фантастически упёртые и влюблённые в это ралли участники. Многие из них ездят «Монте-Карло» двадцать лет подряд.
Во-вторых, это всё-таки соревнование на скорость, гонка. Хоть задаётся некая средняя, и, казалось бы, невысокая, скорость, например, 47,2 км/ч, но, чтобы выдержать её на серпантине, необходимо топить «на все деньги» и на подъёме, и на спуске. И тут ты уже вспоминаешь, как же хорошо, что машину ты готовил сам.
В-четвёртых, обгонять – Porsche, Lancia – на «Волге» большое удовольствие!
И ещё нам нельзя было облажаться перед дедами, которые гоняли здесь на «Волгах» 55 лет назад!
А.К.: Были сложные моменты?
А.В.: Пятнадцать спецучастков, почти все в горах. Причём половина этапа – лето, половина – зима. Не стал переобуваться, понадеялся на авось – всё, там и остался. Сколько там машин застряло на склонах в деревьях – не счесть. Но, слава богу, без жертв. Во второй день мы провалились правыми колёсами в сугроб на обочине рядом с обрывом. Чудом выгребли – остановились, мой штурман Костя Жильцов выбежал, собрал зрителей, догрузил ими зад автомобиля, «Волга» зацепилась колёсами и вытащила сама себя.
А.К.: Жильцов – это тот Жильцов, который «Дакар»? Представь тогда команду.
А.В.: Да, Константин Жильцов, наш суперштурман, призёр «Дакара», заслуженный мастер спорта, победитель многих международных ралли и бах. Мы ехали с ним под номером 298. Второй наш экипаж, 302-я машина – Таня Елисеева, мастер спорта международного класса и Роман Яруллин, известный штурман Р3К (ралли третьей категории). Команда называлась Gorkyclassic и администрировали её Александр Лекае и Иван Падерин, которых знают все фанаты классических «Волг». И три механика, без которых не было бы достойного финиша – Андрей Алёхин, Виктор Хомяков и Валера Иванов.
А.К.: Сильная сторона «Волги» – асфальт или снег?
А.В.: На снегу она не просто конкурентоспособна – на снегу выигрывает у спорткаров. За счёт клиренса и ходов подвески. Спорткары, такие как Alpine и Stratos – чем они серьёзней, тем это заметней выражено, подходят к снегу с асфальтовыми настройками. То ли команды не могут их перенастроить, то ли по-другому они не могут ездить. Жесткая низкоклиренсовая машина превращается в горах в сноуборд, в совершенно беспомощную доску. И вот там мы на них накатывали и делали с ними всё, что хотели. «Волга» легко идёт и в колее, и из колеи, и по целине. Причём на снег и лёд у нас были обыкновенные «нивовские» шиповки «Кама» – дёшево и сердито.
А.К.: Ты занял в дебютной гонке пятое место в своей категории. Кто были принципиальные соперники?
А.В.: Пятое место в группе машин до 1962 года выпуска. В абсолютном зачёте мы шестьдесят вторые. Мы оставили за собой десяток, а может, и два десятка «девятьсот одиннадцатых», «мерседесы», «гольфы GTI», «мини-куперы». Второй экипаж нашей команды – Татьяна Елисеева и Марат Яруллин – стали двухсотыми. Всего финишировали 238 экипажей – по ходу гонки каждый четвёртый сошёл. И то, что мы дошли до финиша обоими экипажами, отличный результат для первого раза.
Принципиальных соперников, как таковых, в этом ралли нет. Ты борешься со штрафными баллами за нарушения заданного темпа. Чем их меньше – тем лучше.
А.К.: Ещё поедешь?
А.В.: Да, обязательно. Надеюсь, это станет традицией: после Нового Года мы с друзьями едем ралли «Монте-Карло».