На личной странице в Интернете у Анастасии своеобразным девизом профайла красуется такая строчка: «Мотоспорт для Нифонтовой это нечто большее, чем просто работа или хобби, для нее это сама жизнь».
Кому нужна такая жизнь, кроме нее самой? Не эгоизм ли здесь в одном из чистейших проявлений, хитро закамуфлированный под чистый спорт без компромиссов? Наш корреспондент Дмитрий Кузьмин попытался найти ответ на этот вопрос в дружеской беседе с Настей.
Анастасия Нифонтова
- Родилась 19 января 1979 года в г. Вашингтон, США.
- Рост – 168 см. Вес – 54 кг.
- Единственная девушка в России, сумевшая войти в тройку сильнейших спортсменов страны сразу в пяти видах мотоциклетных соревнований (мотокросс, эндуро, ралли, супермото и шоссейно-кольцевые мотогонки).
- Первая в России среди девушек освоила FMX-рампу (мотофристайл) (под руководством Алексея Колесникова).
- Осенью 2014 года заняла второе место на этапе Кубка мира в Абу-Даби
- Нынешний год начала с победы в женском зачете на ралли
Africa Eco Race 2
Многие, даже большие фанаты мотогонок нередко считают тебя дочерью легендарного Александра Нифонтова, который стал первым российским участником легендарного рейда «Париж–Дакар» в зачете мото. Как реагируешь на такую путаницу?
Смотря по ситуации. Если разговор располагает, то, конечно, пытаюсь объяснить, что не дочь, а некогда законная супруга. Иногда же на объяснения с разъяснениями нет времени, и тогда пропускаю мимо ушей.
В детстве ты занималась скрипкой, фигурным катанием, были серьезные достижения в горных лыжах – такой расширенный набор увлечений, характерный для детей из благополучных и успешных советских семей. Ты чувствовала себя «золотой молодежью»?
Безусловно, моя семья была не совсем обычной по тем временам. Папа – инженер высшего уровня – ездил по загранкомандировкам. Мама тоже инженер по образованию, но после рождения третьего ребенка полностью посвятила себя семье. Недостатка в чем-либо никогда не было. Но я не чувствовала себя ребенком «высшего сорта». Меня воспитывали по классическим советским понятиям. Так, до 18 лет я не задумывалась о вопросах национальной принадлежности. Важность внутреннего содержания человека для меня оставалась выше внешней оболочки из модных шмоток. Да и вообще, понятие «золотая молодежь» стало мне до конца ясно только после школы. Так что, конечно, нет. Чувствовала себя просто счастливым ребенком, таким же, как и мои друзья из семей с совершенно разным достатком.
Первая любовь когда с тобой случилась?
Когда мне было лет 13, у моих подружек появились друзья-мальчики. Они ходили, держась за ручки, писали друг другу романтические записки. Тогда я тоже решила придумать себе первую любовь, и, естественно, она была несчастной. На меня не обращали внимания как на барышню. Зато ребята всегда принимали меня «за своего парня». У меня в команде даже прозвище было – Вася.
В 16 лет на день рождения родители подарили тебе мотоцикл «Тула». Что это было? Бунт, подростковый вызов скучному окружению, или ваши родители, согласившись на одно из ваших «хочу», выбрали из двух зол меньшее?
То, что мне небезразличны мотоциклы, родители заметили практически в день моего рождения. Да и я, сколько себя помню, играла даже не в машинки, а именно в мотоциклики. Я гоняла по дворам на велосипеде и представляла, что мчусь на мотоцикле. Поэтому вполне логично: ребенок подрос и захотел игрушку посерьезней. Родители понимали – это не случайный каприз. И согласились. Хотя мама сопротивлялась до последнего.
Однажды ты обращалась за получением американского гражданства. Неужели только ради того, чтобы проверить, сработает ли тот факт, что место твоего рождения – Вашингтон? Может, причины были гораздо серьезнее, и ты думала покинуть страну?
Тогда мне было 19 лет. Все взрослые друзья искренне удивлялись, почему я до сих пор не получила американский паспорт. Некоторые настойчиво уговаривали меня воспользоваться своим законным правом. И в какой-то момент я сдалась – действительно, больше из любопытства, чем из каких-то других соображений. Все рассказывали страшные истории про допросы в американском посольстве при получении визы, вот я и решила туда сходить. Было действительно смешно: мне задавали одни и те же вопросы в разных формулировках, будто я умственно отсталый и неадекватный ребенок. Я им с удовольствием подыгрывала и с видом невозмутимого пингвина вновь и вновь талдычила одно и то же. С меня тогда содрали 80 долларов, но паспорт так и не дали. Сейчас, когда я уже объездила достаточно стран и континентов, могу со стопроцентной уверенностью сказать, что жить где-то в другом месте, кроме России, какое бы оно ни было прекрасное, я, наверное, не смогла бы. Разве что на пенсии. А так без русского экстрима организм скучает.
У тебя двое детей. Что ты им ответишь, если когда-нибудь они скажут: «Мама, мы тебя любим и очень гордимся тобой, но наше детство прошло без тебя, и мы не хотим такой судьбы своим детям»?
Я их обниму, похвалю и очень порадуюсь. Когда тебе ребенок говорит такие вещи, значит, у него достаточно ума жить своей жизнью, выбирать свой путь, а не тупо, как зомби, стараться оправдывать ожидания родителей вопреки своим внутренним ощущениям и желаниям. Родители должны поддерживать выбор своих детей, помогать им на их пути. И я сейчас стараюсь изо всех сил сделать так, чтобы они не чувствовали отсутствие мамы в своей жизни. При любой возможности мы проводим время вместе. И даже иногда они ездят со мной на гонки.
Закончив Московский государственный лингвистический университет, ты практически сразу поступила во Всероссийский государственный институт кинематографии на операторский факультет. Это поиск себя или своеобразное коллекционирование хобби, увлечений, достижений? Кстати, когда ты поняла, что у нашей страны не будет еще одного талантливого кинооператора? Или мы все-таки увидим большое кино от Анастасии Нифонтовой?
Учиться на кинооператора я хотела пойти еще в старших классах, но родители отговорили. Мол, такой престижный творческий вуз, туда просто так не берут и т.п. Поэтому, по их совету, я пошла сначала в универсальный ИНЯЗ: иностранные языки везде нужны. И только на последнем курсе поняла, что все-таки мечта детства никуда не исчезла, не улетучилась, и я замахнулась на ВГИК. Снимала неплохо, даже получила приз за лучшую операторскую работу на престижном международном кинофестивале студенческих фильмов ВГИКа. Кино, наряду с мотоциклами, моя вторая страсть. Естественно, мечтаю снять большое кино. И в этом фильме обязательно будут мотоциклы. Сейчас даже в воздухе витает идея сценария про ралли-рейды. Посмотрим, как все сложится. Но я себя знаю: если идея возникла – значит, рано или поздно так или иначе я за нее возьмусь.
1999 год. Тебе 20 лет, и вот твой первый старт в ралли-рейде «Баха-Селигер». Какой бы ты дала совет, напутствие, с какими словами обратилась бы сейчас к той маленькой, неопытной девушке?
Наверное, никакого совета. Я с удовольствием посмотрела бы на все это еще раз со стороны и искренне повеселилась бы. У меня никогда не было желания что-то исправить или подкорректировать в прошлом. Все было так, как должно было быть.
Во всех нынешних спортивных проектах активно принимает участие твой нынешний муж Антон Гаврилов. Он опора, надежный тыл, механик, координатор, помощник и непосредственный соучастник всех инициатив. А есть ли у него свои увлечения, не связанные с твоим продвижением в мотоспорте?
Мой муж – тот самый уникальный случай, когда его стремления и интересы совпали с моими. До нашей встречи он руководил гоночной командой и всегда хотел побеждать – в качестве спортивного менеджера и директора. Теперь он с удовольствием вкладывает все свои силы и умение в наш общий проект. Естественно, помимо мотогонок у него много увлечений. Но практически все они совпадают с моими – кроме разве что рыбалки и кулинарии. Антон волшебно и, главное, с большим удовольствием готовит. Эта часть семейного хозяйства полностью лежит на нем.
Ваш мотосалон официально представляет на отечественном рынке мотоциклы Нusqvarna. Активное участие в гонках – это элемент продвижения марки на рынке и рекламы. Кроме себя самой, ты, как человек от бизнеса, поддерживаешь еще кого-то из спортсменов?
Понятно, что мое личное вовлечение в мир гонок помогает развивать бизнес, причем во всех направлениях. В разное время мы по мере возможности старались помогать спортсменам, но, к сожалению, не всегда это сотрудничество было позитивным. Все-таки культура работы со спонсорами у большинства наших гонщиков еще не развита. Хотя тенденции в лучшую сторону уже наметились. Сейчас мы сотрудничаем с Александром Латышевым – он отлично выступает как в мотокроссе, так и в супермото, и в нынешнем сезоне мы ждем от него таких же высоких результатов.
На страничке в Фейсбуке ты отмечала: вот, мол, смотрите – у меня взяли интервью корреспонденты нескольких известных зарубежных мотоизданий. И в этих сообщениях сквозили некая обида и непонимание своих, российских журналистов. На что обижаешься и чего не понимаешь?
Сложная тема. Много раз обсуждала ее с разными друзьями-журналистами, но внятного ответа так и не получила. Открываешь наши мотожурналы и видишь: на спорт (не про MотоGP, а именно про тот, где наши ребята выступают) выделено максимум 8 страничек из 145! Все остальное – тест-драйвы «на правах рекламы». Спрашиваю, почему не пишите? Говорят, времени нет, очень заняты большими статьями. Проблема-то проста. Если СМИ не пишут про спортсменов, гонки, мероприятия, то и спонсорам не интересно. Получается замкнутый круг. Не пишете, потому что вроде как ничего масштабного наши спортсмены не добиваются, а они отстают, потому что нет спонсоров, а спонсоров нет – никто не пишет. Я уговариваю все наши мотоиздания проявить интерес к спорту и больше писать про спортсменов, пусть даже про самых рядовых, но подающих надежды. Это им очень поможет, и вам потом будет, о чем писать. Понимаю, журналам надо деньги зарабатывать в наше тяжелое время, но можно же какой-то компромисс найти! Иностранцы действительно сами меня терзают в плане статей и интервью, а наших приходится уговаривать, чтоб обратили внимание. Обижаться тут не на что, просто хочется понять, как сделать так, чтобы это всем было интересно?
Свою победу на AfricaEcoRace 2015 ты посвятила Александру Нифонтову. Какой следующий рубеж? И если не секрет, будет ли новое достижение тоже кому-нибудь посвящено?
Цель этого сезона – проехать весь чемпионат мира по кросс-кантри ралли в составе команды VEB Racing и побороться за чемпионский титул в женском зачете. И, соответственно, уже зимой опять замахнуться на ралли-марафон. Какой? Пока не решила. Тут уже будет совместное решение с командой. Я вообще не любитель таких пафосных заявлений про посвящения. Но африканская гонка действительно была очень важной для меня, особенно эмоционально. Все мои победы, удачи и даже неудачи я переживаю со своей командой, со своими близкими людьми, которые мощно прикрывают мой тыл. Они это знают, я им сама это говорю – лично, глядя в глаза. Пока их мои победы радуют, они будут для них.
…Мне кажется, это фото наиболее красноречиво говорит о том, что ралли-марафон (особенно на мотоцикле) это суровое, чисто мужское приключение, где нет места нытью и слабости, где до финиша добираются лишь самые-самые! Мужчины по природе физически гораздо сильнее женщин, и чтобы хоть как-то иметь возможность с ними состязаться, нужно пахать в два, а то и в три раза больше. Лишь 6 человек из этой компании оказались быстрее меня, и этот результат я хочу разделить со своими тренерами…
С Дакара... Мое любимое:))))) Розовое озеро на Дакаре в Сенегале для раллистов – это как рай для верующих. Все мечтают туда попасть, но не всем удается
Красоту пустыни сложно передать в фотографиях... но все же… Необъяснимая, завораживающая, манящая...
Я добралась до Дакара! Это было очень непросто, но с такой мощной поддержкой друзей я справилась!:) хочется сказать отдельное большое спасибо моему любимому мужу
Поздравлений и пожеланий было столько, что я до сих пор нахожусь в приятном шоке! Еще раз спасибо, мои друзья... и вот вам фото настоящей меня :)))))))) баба Настя, выдыхай
Подруга напомнила о бурной кинооператорской деятельности:)))) вот, всплакнула и решила вывесить фото себя и аррика:) на днях сажусь за написание сценария. По-моему, пора опять брать «шашку» в руки;) кто со мной?
Скучаю по гонкам, по бескрайним просторам, по дороге, уходящей за горизонт, по дружеским объятиям на финише... Вот уж точно, гонки это жизнь, а все остальное лишь ожидание:)
В гонке Africa Eco Race выступала на Husqvarna 450FE специально подготовленном командой МОТОРЕЙС X-TEAM. По работе мотора вообще нет никаких нареканий! Мотоцикл проехал 6837 км, включая 3430 км спец участков. Каждый день мотоцикл работал по 7-8 часов. Замена масла производилась ежедневно, антифриз меняли один раз и пару раз доливали по 100 г
Март 2015
Журнал «Автомобили»