Чтобы 15-летняя девушка победила парней-сверстников и выиграла чемпионат страны – когда такое было?
Ира Сидоркова
Юная автогонщица, участница Чемпионата России по кольцевым автогонкам
– Запоминающийся сезон. Можно даже сказать – самый лучший. Ну а кто бы не радовался на моем месте, кто бы не испытывал кучу эмоций, которые словами не передать? Понятно, сейчас уже немного подстихло, но все равно чувствуется радость за себя, за своего тренера, за команду.
– Сегодня пятница, а ты не в школе. Тебя с уроков отпускают вот так свободно, по любому капризу: у меня, мол, дела, гонки, интервью, я пошла?..
– Нет, при условии, что я всегда делаю задания, которые мне дают. Я прихожу к учителям, беру какие-то номера упражнений или задач и на гонках все выполняю, чтобы не отставать от класса.
– Какие оценки тебе ставят в школе?
– В прошлом году за год, если не ошибаюсь, у меня было всего пять «четверок». Остальные «пятерки». А предметов – девятнадцать.
– Впечатляет. А какие предметы любимые?
– Физика. Думаю, она понадобится мне для поступления. И люблю литературу.
– А что тебе понравилось за последнее время?
– В основном читаю зарубежную литературу. Последним был роман британской блогерши Зои Сагг. Это несерьезная книжка, чисто для развлечения. Называется «Девушка Online». Если говорить про классику, то недавно прочитала «Ревизора».
– А есть у тебя любимая книжка?
– Одна из любимых – «Чернильное сердце» немецкой писательницы Корнелии Функе. Сюжет мне очень нравится: когда отец героини, двенадцатилетней Мегги, начинает читать книгу вслух, то ее персонажи оживают, а взамен на страницы попадает кто-нибудь из окружающих.
– В школе ты бываешь?
– Первая четверть у меня всегда самая сложная. В этом году, чтобы подготовиться к финальному этапу в Грозном, уехала туда за полторы недели, плюс тренировки. Поэтому из первых двух месяцев в школе бываю, в лучшем случае, полмесяца. И за это время нужно успеть все сделать и сдать.
– К тебе строго относятся или так – шаляй-валяй?
– Да нет, разгуляться никто не дает, но, конечно, поблажки есть. Учителя готовы на что-то закрыть глаза, а где-то помочь.
– Ты уже поняла, куда будешь поступать и где будешь продолжать обучение?
– Пока что сложно сказать, потому что я только в девятом классе: желания меняются. Но в первом приближении – либо московский МАДИ, либо какое-либо заведение в Финляндии.
– Прочел в твоем фейсбуке про веснушки. А вообще ты больше думаешь о веснушках или о машинах?
– О машинах я думаю почти каждый день, а о веснушках – только в первые дни лета.
– То есть от гонок тебя вообще ничего не отвлекает?
– Я полностью сконцентрирована, считаю, что гонки, как и учеба, для меня в жизни главное. Это две цели, к которым я, собственно, и стараюсь идти.
– Расскажи о результатах сезона.
– Сезон сложился достаточно удачно: мы все довольны. Я выиграла первенство СМП РСКГ в классе «Национальный Юниор». Начинался он, как и заканчивался, с этапа в Грозном. После победы в Грозном были две победы в Смоленске. Но какой автоспорт без невезения? А это ждало нас в Москве и Казани. В Казани все было хорошо, поэтому контакт с моим соперником немного нас разочаровал.
– Ты его выбила с траектории?
– Я не специально его выбила. У нас на старте произошел небольшой контакт, в результате чего меня выбросило на поребрик. И потом я пыталась вернуть машину на трассу, чтобы меня саму не выкинуло на отбойник и никому не помешать. Так получилось просто физически, что у меня руль повернулся и я его ударила. Многие говорят, что это было сделано специально – есть такие личности. Но это было невыгодно даже с точки зрения чемпионата. Потому что в итоге этот человек стал восьмым, а я – девятой. А вообще в зачете мы делили первое-второе место. И какой смысл мне было его выбивать, чтобы вместо того же четвертого или третьего места приехать девятой? Это же просто глупо.
В Москве я тоже кое-чему научилась, получив штраф – пенализацию за маневр. Но тогда и мы сами немного не попали в настройки.
Потом снова Грозный. Но к нему мы уже были готовы. Моя главная цель – спокойно провести особенно первую гонку, без каких-либо вылетов, контактов. Так и получилось: приехала второй. А во второй гонке требовалось только доехать. Хотелось пробраться как-то аккуратно, но получила удар от соперника и в результате финишировала на девятой позиции. Но по итогу – первое место. Все-таки наша тактика оказалась правильной.
– Кто разрабатывает тактику?
– Во-первых, команда. С тренером Александром Самсоновым мы часто сидим и разбираемся, как нам лучше провести этапы, какие настройки выбрать, как учесть погоду. Это очень длинная работа по ходу всего гоночного сезона.
– Ну, да. Я примерно понимаю. Если мне что-то не нравится, могу что-то посоветовать. Или сделать амортизатор мягче или, например, жестче, поднять машину или опустить, поставить те или другие колеса и так далее. Но у меня есть тренер, который мне подсказывает, задает наводящие вопросы, чтобы я могла точно описать ситуацию с автомобилем и конкретно сформулировать то, что мне не нравится. Я все-таки еще только учусь.
– А чему новому ты научилась за этот сезон?
– Во-первых, научилась работать с телеметрией. Раньше для меня это были просто графики. Понимала, что там и где, но это был какой-то отдельный мир. Сейчас более-менее разобралась. И научилась более точно работать с резиной, чтобы она у меня не разваливалась на куски, как раньше бывало, а именно ровно ее прикатать, чтобы она поработала подольше.
У нас ведь самые обычные дорожные шины, и если сразу начать быстро ездить с резким торможением, то они просто развалятся. Это специфика резины.
– Это специфика именно вашей резины?
– Именно нашей «Йокогамы», но как на другой – не знаю, не ездила. А техника вождения – это просто аккуратная езда, без торможения в дым, без блокировки колес, без каких-то резких движений.
– Вы вырабатываете свою тактику или учитываете, что может делать соперник?
– Автогонки – это такой спорт, в котором не предугадать, что там кто будет делать, особенно на старте.
– Знаем, да. Конечно, можно предугадать какое-то действие, но угадать практически нереально. Потому что на каждую трассу у каждого гонщика своя траектория, своя манера езды, свои настройки, и выделить какие-то особенности достаточно сложно. Поэтому мы только на себя настраиваемся.
– Пять этапов, десять гонок в сезоне. Это вообще тяжело для тебя физически?
– Когда температура на улице 30 градусов, ехать, так скажем, нелегко. Но для этого и ведется подготовка в тренажерном зале: бег, тренировки на выносливость, чтобы по ходу сезона было полегче.
– Сколько ты этому посвящаешь времени?
– Пять-шесть дней в неделю у меня тренировки по полтора-два часа.
– А что там делаешь?
– Тренеры в зале готовят программу специально для меня. Я в основном занимаюсь на тренажерах: упор сейчас делается на руки.
– А выносливость?
– Выносливость – это кардиотренировки. Бег. Я бегаю по дорожке и иногда по набережной. Мне нравится.
– На дорожке, пока бежишь, кино смотришь, музыку слушаешь?
– В основном музыку. Я не люблю смотреть кино, когда бегу, потому что сразу немного теряю концентрацию.
– Какую музыку слушаешь?
– Абсолютно по-разному – зависит от настроения. Могу слушать и что-то современное, и тут же – Ирину Аллегрову и какую-нибудь американскую музыку. У меня разнообразный плейлист, но в основном, конечно, современные исполнители: например, Дуа Липа, Ариана Гранде.
– Я так понимаю, уже ни на что другое, кроме гонок, не остается времени.
– Еще на учебу и на изучение языка, потому что без него в автоспорте никак. В основном, да, учеба-гонки, учеба-гонки, по-другому никак.
– Но ты себя комфортно чувствуешь в этом режиме и ритме?
– Да, мне нравится.
– Какие цели и планы?
– Слышали новость о появлении женской «Формулы W»? Это не в России – аналог «Формулы-1» только для женщин. Хотелось бы себя там попробовать.
– А сейчас ты гоняешь все же с ребятами наравне. Хотя что значит «наравне» – ты их всех делаешь. Они на тебя не смотрят как-то косо?
– Думаю, что они уже, во-первых, привыкли, что я с ними наравне гоняю. А во-вторых, даже когда маленькой приходила в автоспорт, на меня никто косо не смотрел. А сейчас тем более – уверенности уже больше. Если раньше еще кто-то мог сказать: что, типа, ну, вот, и что дальше? и что из этого получится? – то сейчас я такого не слышу.
– А у них при этом не вырабатывается комплекс неполноценности? Они не хотят закончить свою гоночную карьеру, если их девчонка объезжает?
– Не знаю, что у них там вырабатывается, если честно, но я всегда говорила, что женщина конкурентоспособна. И я же не единственная девушка в мире, которая занимается автоспортом и обгоняет парней. Есть еще девочки, которые тоже достойно выступают. Я считаю, что это абсолютно нормально.
– Нет, не планирую.
– А что-то еще яркого за прошедший год в жизни случилось? Что тебе запомнилось кроме гонок?
– Ой, я даже не знаю... У меня в основном все яркие события – гонки, конечно. Все самые искренние эмоции – положительные и тут же отрицательные, какая-то радость, какая-то грусть – все в основном связано с автоспортом. Понятно, можно отметить школу, но на этом фоне остальное как-то теряется.