2018 год стал достаточно ярким для российского автомобильного спорта: празднование 120-летнего юбилея первой российской гонки моторов, проведение Генеральной ассамблеи ФИА и Церемонии награждения чемпионов мира по автоспорту в Санкт-Петербурге, призовые места 12 российских гонщиков и команд в международных гоночных сериях.
Беседовал Александр Кобенко
-
Президент Российской автомобильной федерации
-
Член Всемирного совета ФИА по автомобильному спорту
-
Куратор Евразийской зоны по поручению Всемирного совета Международной автомобильной федерации. Заслуженный работник транспорта РФ
-
Кандидат юридических наук, генерал-полковник полиции
-
Работал главным государственным инспектором безопасности дорожного движения, заместителем министра внутренних дел Российской Федерации
-
В настоящее время – управляющий директор по инфраструктурным проектам государственной корпорации «Ростех»
-
Награждён многими международными и российскими наградами
-
Среди профессиональных интересов – изучение достижений и совершенствование политики в области безопасности дорожного движения
Виктор Кирьянов: Первое, что надо сказать, что трасса «Формулы-1» для популяризации автоспорта, конечно, хорошая реклама. Потом, когда у нас появляются наши гонщики, это двойная реклама. Помните, когда только Петров выступал, начал показывать результаты, смотрибельность «Формулы-1» возрастала. Как только сходил с трассы – значительная часть российской аудитории отключалась от просмотра. Поэтому, конечно, хотелось бы, чтобы наших гонщиков было побольше и не только в «Формуле-1».
Вот чем сейчас занимаемся в РАФ как приоритетными направлениями. Первое – это развитие детского спорта, построение «пирамиды», дающей возможности роста спортивного мастерства. Существует академия картинга РАФ и академия кросса РАФ для детей 6 – 9 лет, работает «Академия СПМ» для молодых пилотов, созданная в партнерстве с РАФ. Уделяем внимание развитию не только спорта высших достижений, но и массовому спорту – это и поощрение проведения соревнований регионального уровня, развитие дисциплин, доступных для широкого круга участников. Работаем над увеличением присутствия российских гонщиков, команд и проектов на международной спортивной арене – нам важно не только видеть выступления наших спортсменов и команд за рубежом, но и принимать в России международные гоночные серии. Повышение безопасности соревнований всех уровней, популяризация автоспорта – одни из основных наших направлений.
А.К.: Как вы относитесь к коллизии с Сироткиным, с Квятом, что с ребятами происходит, такое ощущение, что их там не жалуют. Причем не по спортивному принципу, а по каким-то другим?
В.К.: Знаете, спорт есть спорт. Это везде так. Думаешь, приедешь, и с распростертыми объятиями тебя встречают? Конечно, нет. Конечно, Борис Ротенберг молодец – именно он обеспечил России присутствие Сироткина в «Формуле-1», но машину-то команда «Уильямс» так и не сделала такую, которая позволяла бы показывать результаты, ведь так? Мне кажется, что проблема Сироткина – это недостатки автомобиля команды. У Квята свой путь – он давно в «Формуле-1», сейчас ожидаем его третьего пришествия, будем болеть за него в составе «Торо Россо».
Есть ли там какая-то политическая ситуация – русских не любят, бойкот? Вы это имеете в виду? Нет, не могу так сказать. Та поддержка, позитив и доброжелательность всего мира, которые мы видели и чувствовали во время Генеральной ассамблеи в Санкт-Петербурге, доказывают обратное – мы очень слаженно работали вместе и во время подготовки мероприятия, и во время проведения Ассамблеи. В Ассамблее в Питере участвовали 473 делегата и 206 медицинских экспертов, а всего 956 участников и представителей ФИА со всего мира – это максимальное количество гостей Генеральной ассамблеи ФИА с 2013 года. Церемонию награждения чемпионов мира в Санкт-Петербургской филармонии посетили 827 гостей из 115 стран мира – и снова это максимальное количество за последние пять лет. О каком бойкоте можно говорить? Скорее, наоборот.
Достижения российских пилотов в 2018 г.
Знаете, на эту же тему разговаривали с Алексеем Поповым, когда готовили книгу об истории «Формулы-1» в России. Алексей, который бывает почти на каждом Гран-при уже почти три десятка лет, тоже сказал, что нет никакого заговора против русских. Это спорт. До Шумахера же немцам тоже поколениями не везло с «Формулой-1» – а потом появился он, «красный барон», и началась новая история. И из программ «Ред Булла» вылетали не только русские Квят с Алешиным – и нерусские тоже вылетали. Наши гонщики пытались попасть в «Формулу-1» с начала 90-х годов – Алан Берков, Сергей Злобин, Роман Русинов, например, – но до Петрова никто не прошел рубеж тестовых пилотов. А потом Виталий Петров стал боевым гонщиком, потом Квят, потом Сироткин – начало положено. Вот вместе и посмотрим. Но я бы точно в случаях удач или неудач не смотрел в сторону большой политики.
Знаете, когда в декабре 2017 года Жан Тодт принимал решение о том, чтобы провести церемонию награждения и Генеральную ассамблею в России, а потом добавил «в Санкт-Петербурге», было секундное такое замешательство, и потом все как начали хлопать в зале. Это было в Париже во время Генеральной ассамблеи 2017 года. Овации, один кричит «Генерал», другой кричит «Виктор». То есть вот уже в тот момент я видел хороший настрой. Потом мы с Жаном Тодтом подошли к Чейзу Кэри – исполнительному директору «Формулы-1». Я хотел узнать его настрой – санкции все-таки. А он сказал: «Все окей, Виктор, конечно, я приеду к тебе в Петербург», – это были его первые слова. И он приехал, конечно же.
А.К.: Поделитесь личными ощущениями – как все прошло в Питере?
В.К.: Нагрузка была колоссальная – не скрою. Я забыл не только о том, что такое отдыхать – я забыл, что такое спать. Но 3 – 7 декабря 2018 года мы провели одну из лучших Генеральных ассамблей международной автомобильной федерации! Это не только мое персональное профессиональное мнение, это оценка топ-менеджмента Международной автомобильной федерации. Церемония награждения также прошла безупречно, получив хорошие оценки и делегатов, и чемпионов мира. Мы слаженно сработали – команды Международной и Российской автомобильных федераций, оргкомитет под руководством Игоря Левитина, исполняющий обязанности губернатора Санкт-Петербурга Александр Беглов, команда Росконгресса, наши спонсоры: «Газпром-нефть», G-Drive, ВТБ, «Уралкалий», РЖД, «Гознак» и «Лаборатория Касперского». Я благодарен руководителям и сотрудникам компаний за поддержку и хорошую командную работу. За то, что бизнес является не только частью брендинга – бизнес является важнейшей частью развития автомобильного спорта. Только благодаря такому тесному сотрудничеству мы развиваем нашу отрасль и делаем автоспортивный мир лучше. Мы провели за неполную неделю, боюсь ошибиться, 70 или даже больше мероприятий – для делегатов, высоких гостей и журналистов. Организовали большую социально значимую информационную кампанию по безопасности на дорогах с помощью городских властей – в целевых районах Санкт-Петербурга, в аэропорту висели плакаты с изображениями гонщиков, призывающих к безопасному поведению на дорогах. Была очень важная встреча нашего президента Владимира Путина с Жаном Тодтом, как вы знаете, очень теплая и продуктивная. Замечательно съездили с делегацией ФИА посмотреть строительство «Игора Драйв» – высококлассного центра технических видов спорта. Показали иностранным гостям и исторический Санкт-Петербург – соборы, музеи, два балета в Мариинке, Царское село. Знакомили и с традиционной и высокой русской кухней. Приветственный коктейль был в Этнографическом музее, ужин для членов Сената – в Юсуповском дворце, церемония награждения чемпионов мира – в Санкт-Петербургской академической филармонии. В честь начала работы Генеральной ассамблеи, в честь чемпионов мира и 120-летия российского автоспорта был дан традиционный полуденный артиллерийский залп с Нарышкина бастиона. Прекрасная половина мирового автоспорта – женщины – собрались в историческом здании Зингера за чайной церемонией и провели международную встречу «Женщины в автоспорте». Отрадно, что собрались больше 70 человек – женщин-профессионалов автомобильного спорта, журналистов, маленьких девчонок-гонщиц и гостей. Говорили не о гендерных особенностях, а о высоком профессионализме. И мне очень приятно, что в России нет острой проблемы в месте женщин «под солнцем» – посмотрите, у нас девчонки занимают и ключевые посты в федерации, и на промоутерских позициях, и в гонках участвуют, и журналисты автоспортивные блестящие. Да и команда организаторов всей Ассамблеи на 80% состояла из девчонок. В общем, все прошло в лучших исторических традициях и традициях русского гостеприимства, поверьте. Было очень много слов благодарности, восхищения и предложений об усилении международного сотрудничества. Это очень важно.
А.К.: Виктор Николаевич, несколько слов об «Игора Драйв» – что это и как там?
В.К.: Конечно, это нужно показывать, а не рассказывать. «Игора Драйв» – уникальный комплекс технических видов спорта. Это 10 трасс для профессиональных и любительских соревнований – шоссейно-кольцевые гонки, супермото, эндуро, трасса внедорожников, картинг и другие, а также школа контраварийного вождения, детские школы мотокросса и картинга и автоклуб. Проектированием занимался Герман Тильке, разработчик более 70 мировых трасс. Одновременно комплекс может принимать до 50 000 зрителей. Еще одна гордость – это красивое и необычное здание автоклуба с выставочными зонами и мультимедийным пространством.
Жан Тодт высоко оценил проект и ход строительства, сказав, что такого еще не видел. Очень надеюсь, что наше сотрудничество в области развития и популяризации автоспорта после открытия комплекса летом 2019-го будет очень интересным и плодотворным.
А.К.: Генеральная ассамблея ФИА – в чем важность этого мероприятия для нас?
В.К.: А в чем важность, например, проведения экономического форума? В принятии важных решений. Генеральная ассамблея – это серия мероприятий, на которых обсуждаются, а потом принимаются, решения о регламентации и функционировании мирового автомобильного спорта. Календари, безопасность, медицина, экология транспорта, состав комиссий, поправки в спортивный кодекс – все законодательные решения родом именно из мероприятий Ассамблеи. Они не для зрителей и болельщиков в основном. Медики обсуждали и принимали во внимание способы извлечения гонщиков и оказания первой помощи – в спорте, который является испытательным полигоном и в этой области, счет идет на секунды и с точки зрения принятия решений, и с точки зрения действий. Снова обсуждали Антидопинговое приложение – в 2017 году было введено антиалкогольное положение как приложение к спортивному кодексу. Основной вопрос – необходимость, целесообразность и корректность алкотестеров, например, в спорте.
Продолжаем по нему работать и прикладывать к практике. Разрабатываем условия для проверок – решаем, как правильно эти проверки построить. Всемирный совет принял решение о разделении Кубка мира – теперь будет Кубок мира по ралли-рейдам и отдельный Кубок мира по бахам.Церемонию награждения в Санкт-Петербурге посетили 827 гостей из 115 стран - это максимальное количество за последние 5 лет
Мы провели первую неофициальную встречу стран-участниц Евразийской зоны, которую я курирую по поручению Всемирного совета ФИА с 2018 года. В состав Евразийской зоны вошли семь стран – Россия, Казахстан, Киргизия, Туркмения, Азербайджан, Армения и Грузия. Интерес к присоединению выразили федерации Белоруссии и Монголии.
Договорились о принципах взаимодействия – равенство всех членов зоны, отсутствие «большого брата». Развитие региональных дисциплин, доступных для участия. Начали работу над уставом, едиными правилами и техническими регламентами. Мы пять лет к этому шли – теперь на финишной прямой. Первые зональные чемпионаты могут стартовать уже в 2019 году.