8 Июня 2021, 16:48

Такой момент в жизни человека бывает только один раз. Когда он вдруг решает, что должен закончить заниматься тем, что ему очень нравилось, чему он отдавал силы, душу и время. И именно в такой момент мы встретились с Владом Незванкиным, гонщиком и главой LADA Sport, который только что объявил о завершении карьеры гонщика.

Владислав Незванкин: Уйти на пике
Владислав Незванкин
Российский предприниматель, управленец, гонщик, генеральный директор ООО «LADA Sport»

— Расскажи, как в твоей жизни вдруг появились гонки? Наверное, сначала картинг?

- Ну, собственно, для всех мальчишек в Тольятти гонки были некой мечтой. А все начиналось с Кубка «Лада» 20 лет назад. Я попал в хорошие руки профессионалов, и достаточно быстро пришли результаты. Потом была пауза лет 10, потому что занимался развитием бизнеса, автомобильного спорта, созданием национальной гоночной серии «АВТОВАЗа» и новых гоночных автомобилей. В том числе и первого в Восточной Европе класса спорт-прототипов LADA Revolution. И вот уже когда мы реализовали проект «Кубок LADA Granta» в 2010 году, я для себя принял решение, что можно возвращаться.


— А как ты оказался именно в автоспортивном бизнесе?

- В Тольятти автоспорт всегда был знаковым видом спорта, и все так или иначе туда стремились попасть. Я в автоспорт попал из автомобильного бизнеса. Сначала мы продавали серийные автомобили «Лада», но в какой-то момент совместно с коллегами механосборочного производства «АВТОВАЗа» решили заниматься еще и тюнингом. На тот момент выпускалось восьмое семейство. Ну, а от тюнинга до спорта недалеко. А когда произошла очередная реорганизация автоспорта и гоночные команды с «АВТОВАЗа» были выведены за территорию завода, мы приютили у себя гоночную секцию механосборочного производства, специализировавшуюся на кольцевых гонках. Собственно, тогда Виталий Дудин у нас появился как пилот. Так постепенно начали поддерживать команду, развивать эту тему и дошли до того, что создали национальную гоночную серию «АВТОВАЗ», создали новые классы, объединили более ста пилотов со всей России. Это была национальная всероссийская серия, где участвовали и кузовные автомобили, и прототипы, и «Формула». Это отнимало много времени с точки зрения организаторской работы. Но после того как запустили проект «Кубок LADA Granta», был создан первый турбированный класс автомобилей, а я принял решение продолжить, и вот, по сути, последние 10 лет, помимо всего прочего, занимался еще и гонками как пилот.

— Это же не просто так, сел и поехал…

- Да, это большая работа: тренировки на трассе, фитнес-программа дома. Как кто-то хорошо сказал, гонки выигрываются не в выходные, они выигрываются в предыдущий понедельник. Это касается и подготовки автомобиля, и подготовки пилота со всех точек зрения.

— Ты почувствовал, что хочешь быть гонщиком, а откуда взялась убежденность, что ты можешь чего-то достичь в этом деле?

- Сложно сказать. Наверное, от родителей.

— Итак, ты 10 лет не ездил…

- Я 10 лет не ездил вынужденно, было много другой работы. Но так случилось, что от автоспорта до бизнеса и от бизнеса до автоспорта в моей жизни было не так далеко. И это счастье, когда работа является высоко-оплачиваемым хобби.


— Когда результаты пришли?

- Конечно же не сразу, хотя на отдельных гонках были победы. Но, как и в любом спорте, главное, чтобы сложился баланс тебя как пилота и твоей команды, и, разумеется, удачи — без этого никак, особенно в автомобильном спорте. Как же бывает обидно, когда ты хорошо квалифицировался, едешь первым, потом — хлоп! — какая-то техническая проблема либо контакт на старте, разворот, ну или…

— Какой-то странный соперник в тебя врезается.

- Какой-то странный соперник, как было, к примеру, в Грозном на финале в прошлом году, когда я даже и не думал, что в таком формате можно намеренно выходить на старт, чтобы помешать кому-то грубым маневром. Ну, не будем о грустном, уже все позади. Очень много всего во время гонки происходит. Такая концентрация событий, что кажется, что проживаешь маленькую жизнь. Сначала напоминает битву. Казалось, что гонки — это война. Но потом я начал относиться профессиональнее: больше хладнокровия и концентрации не на результат, а на управление автомобилем. Это очень важно, особенно для молодых. Нужно концентрироваться на своих возможностях, а не на своих желаниях!

— Ощущения в гонке можно с чем-то сравнить?

- Как, наверное, в любом профессиональном спорте, твое состояние сильно отличается от обычной земной жизни. Не зря же в 60-70-х годах пилотов «Формулы-1» сравнивали с космонавтами по перегрузкам, по опасности. У нас, конечно, не «Формула», все проще, но по эмоциям ты испытываешь что-то такое совсем запредельное. Собственно автоспорт был таким всегда, и это, скорее всего, привлекает и гонщиков, и зрителей, которые видят борьбу, и адреналин выбрасывается не только у тех, кто за рулем, но и у тех, кто смотрит со стороны.


— Жена смотрит?

- Жена больше всего рада сегодняшнему моему решению. Она не разделяет моей страсти, всегда сильно волновалась, поэтому в моем решении есть какая-то часть решения супруги.

— Но твое решение все-таки с чем связано? Я знаю гонщиков, которые не могут прекратить гоняться и в более преклонном возрасте.

- В любительских гонках можно ехать долго, но в профессиональных все-таки нужно уйти вовремя. В идеале — на пике. Сложно, конечно, для профессиональных спортсменов, но это трудное решение, которое нужно принять вовремя. Я выполнил те задачи, которые ставил лично перед собой как гонщик, те задачи, которые ставила передо мной команда, и принял такое сложное для себя решение уйти, став обладателем Кубка России.

— Можно сказать, что прошлый сезон был для тебя такой пиковый?

- Ну конечно. 50 лет первому автомобилю, 50 лет LADA Sport, 50 лет я отпраздновал в прошлом году, 50-й номер на борту моего автомобиля был не случайным — появился как раз 10 лет назад. Многое связано с этой цифрой.

— В какой момент ты это решил?

- На финале в Грозном, когда решалась судьба первого места в классе «Суперпродакшн», я для себя перед стартом такую установку и сделал: если выигрываю, то пришла пора уходить, если нет, то продолжу. Так что не будем гневить бога, спасибо, что он нам помогал в прошлом году, причем во всех классах, где мы принимали участие. Год был беспрецедентный в новейшей истории LADA Sport ROSNEFT — мы победили во всех классах. Так что звезды сошлись. Как раз то, о чем я и говорил.


— Какие чувства по этому поводу?

- Сначала, конечно, воспринималось достаточно сложно, с комком у горла, но автоспорт — спорт сильных, поэтому сейчас мне уже об этом говорить легче. Хотя…

— Можешь представить, что больше ни в какое соревнование уже не выедешь?

- В любом случае никто не запрещал мне заниматься испытаниями новой гоночной техники. Плюс управление гоночной командой — тоже достаточно адреналиновое занятие.

— Ну да, тренер в любом спорте отвечает за все и нервничает всегда больше всех.

- Поэтому, я думаю, драйва меньше в жизни не будет, сосредоточусь на управлении командой, на управлении производственной и бизнесовой деятельностью нашей компании «Лада Спорт». Да, я находил время для гоночной карьеры, но все равно совмещение было достаточно трудным, хотя очень помогало мне немножечко выдохнуть во время гонок, перезагрузиться. И очень хорошо помогало в бизнесе, в понимании команды, автомобиля изнутри. Это такая настоящая мужская история.


— А тебя не тянуло в какие-то другие «формулы»?

- Нет, не тянуло. Все-таки мы являемся производителями гоночной техники под брендом LADA и гоняем на том, что сами производим и продаем. Наверное, это удел всех производителей автомобилей. Бренду LADA я никогда не изменял.

— Какие цели теперь ставишь перед собой?

- Очень хорошо для руководителя команды, когда ты знаешь все свое дело изнутри. Теперь моя деятельность как управленца должна позволить стать нашей команде, нашим пилотам, нашим автомобилям еще более конкурентными, потому что тяжело завоевать титулы, но еще тяжелее их удержать. Вот на этой задаче мы и сосредоточимся в этом году.

— А что нового в команде в этом сезоне?

- Ну, во-первых, новые пилоты. Тот тезис, что картинг в наших гоночных программах является школой подготовки будущих пилотов, подтвержден в очередной раз. К предыдущему победителю в чемпионате России по картингу Леониду Панфилову добавляется победитель в картинге прошлого года Иван Чубаров, собственно, как в свое время было с Кириллом Ладыгиным, которого мы отметили у нас на Кубке «АВТОВАЗа» по картингу на улице Спортивной и пригласили его в вазовский автомобильный спорт. Было это лет 18 назад. Так что история продолжается.


Конечно же мы постоянно думаем о развитии автомобиля в рамках технических требований, постоянно что-то улучшаем, и как только заканчиваются гонки мы начинаем думать о внедрении новых технических решений, которые улучшают автомобиль, повышают его надежность. Такой беспрерывный процесс.

— А Кирилл Ладыгин остается первым пилотом, да?

- Да, конечно, в нашей команде «Туринг». И сегодня, учитывая достигнутые результаты в прошлом году, учитывая его многочисленные чемпионства в различных других классах, это, наверное, один из самых подготовленных наших пилотов. Но молодежь тоже рвется в бой, наступает на пятки, бьется в задний бампер, поэтому посмотрим по итогам этого сезона, кто победит: опыт или молодость.

— А на твое место кто пришел?

- Владимир Шешенин, который в прошлом году стал чемпионом России в классе «Туринг-Лайт».

— Надеешься, что он повторит твой результат?

- Посмотрим по ходу сезона. И Владимир Шешенин, и Андрей Петухов отличные пилоты. Мало того, поделюсь эксклюзивной информацией, у нас еще будет участвовать третья «Веста» нашего партнера, компании LECAR, которая развивает бизнес-продажи запчастей по всей стране, управлять которой будет тоже достаточно титулованный пилот, неоднократный победитель в классе «Суперпродакшн» Максим Чернев. Так что борьба будет очень интересной. Конечно же конкуренты тоже не спят.


— У вас появился новый спонсор?

- Наш генеральный партнер — нефтяная компания «Роснефть». Благодаря этой поддержке мы, собственно, и стали чемпионами. И благодаря нашей совместной коллаборации автоспорт начали использовать как площадку генерации новых продуктов, испытаний их в экстремальных условиях и выведения на рынок. Если три года назад первым таким совместным продуктом стало спортивное топливо Pulsar100, которое сегодня любой желающий может приобрести на заправках «Роснефти», то в прошлом году таким продуктом стало гоночное масло Magnum Racing, которое, кстати, будет в этом году использоваться всеми нашими командами. Так что огромное спасибо нашим партнерам, нашему генеральному партнеру — крупнейшей нефтяной компании России, компании «Роснефть».

И мы рады, что приходят новые партнеры — «РН Банк». Будем надеяться, что им тоже понравится и наша начавшаяся дружба перерастет в любовь.